Специальный выпуск
Анатомия любви
Алла Фоминова ,
кандидат психологических наук, г. Нижний Новгород
кандидат психологических наук, г. Нижний Новгород
Многоликая тайна
Ожидания, идеалы, предрассудки
Каждое новое поколение открывает для себя заново, что такое любовь, познает на опыте всю многозначность и сложность этого понятия. В представлениях современных подростков о любви многое прояснили результаты исследования, проведенного студентами-психологами Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Типология любви
Когда речь заходит о первой любви и употребляется термин “подростковая любовь”, я вспоминаю ситуацию, когда в беседе с подростком о его чувстве к девочке и переживаниях, связанных с этим, опрометчиво произнесла слова – “любовь в подростковом возрасте”. Подросток серьезно посмотрел на меня и сказал: “Алла Николаевна! Что Вы говорите? Разве есть любовь подростковая? Вы еще скажите – любовь старческая. Любовь она и есть любовь”.
Он был против каких-либо разделений, классификаций этого понятия. Для него – это явление, охватывающее всего человека: его чувства, мысли, влияющее на его взгляды, поступки, независимо от возраста, индивидуальных особенностей. Хотя, безусловно, и возраст, и индивидуальные особенности человека оказывают влияние на проявление этого чувства.
Но раз уж мы начинаем говорить о первой любви, то стоит все-таки остановиться на самом этом понятии “любовь”, таинственном и никак не поддающемся четкому определению; на переживаниях первой любви в зависимости от возраста; на отношении взрослых к первой любви своих детей.
Стремление понять, что такое любовь, почему люди любят или не любят друг друга, существовало во все времена и во всех культурах. Одно из самых ранних, но близких к сущности любви определений есть в Библии: “Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносит себя, любовь не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, все переносит”.
Попытки разобраться в особенностях этого состояния не раз приводили ученых, мыслителей к попыткам классификации видов любви. В каждой классификации встречаются противоречивые виды любви:
• идеальная (платоническая);
• реальная (земная);
• отдающая – принимающая;
• продолжительная – кратковременная;
• глубокая – поверхностная.
В настоящее время популярна типология любовных стилей Д.А. Ли, экспериментально обоснованная К.Хендриком в 1986 г. Она включает 6 типов любви, обозначаемых греческими терминами:
1. эрос – чувственная любовь (страстность, физическое влечение);
2. людус – любовь-игра (множество партнеров, легкое, безответственное отношение к любви как к игре);
3. мания – болезненная зависимость от партнера, желание безраздельно обладать им (одержимость, преданность, страстность и ревность);
4. прагма – любовь, основанная на разумном, практическом выборе партнера;
5. агапэ – альтруистическая, жертвенная любовь (главная ее цель – счастье любимого человека);
6. сторге – любовь, основанная на прочной дружбе и уважении к партнеру.
Однако одного слова “любовь” отнюдь не достаточно, чтобы раскрыть бесконечное множество отношений, которые лежат между разными полюсами.
Опасности псевдолюбви
Первая любовь в жизни человека – это первое настоящее личностное испытание для него. От того, как человек переживет период своей первой любви, зависит дальнейшее развитие его личности: самооценка, возникновение чувства доверия, чувства единения, безотчетного принятия другого человека.
Любовь для подростка связана с утверждением его в этом непростом мире. По словам отечественного психолога С.Л. Рубинштейна, самое точное и чистое выражение любви отражается в словах: “Хорошо, что вы существуете в мире”. А Е.Шварц в воспоминаниях о своей первой любви писал: “…я стал больше походить на человека”.
Проблема смысла жизни, индивидуального существования в мире, несомненно, становится для подростка важнейшей. Значимый вопрос: “Зачем живут люди? Зачем я живу?” – может, и не всегда ставится подростком в такой конкретной форме, но он всегда проявляется в освоении жизненного пространства – внешнего и внутреннего, в построении отношений с другими людьми уже не по детским нормам и правилам.
Известный американский философ и психолог ХХ века Эрих Фромм рассматривает любовь как “ответ на проблему человеческого существования”. Человек, осознавая свою отделенность от природы, осознавая свою жизнь, прошлое, понимает краткость своего существования. И “любовь – единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека”. В то же время Э.Фромм отмечает, что “вряд ли какое-нибудь слово окружено такой двусмысленностью и путаницей, как слово “любовь”. “Помешательство” друг на друге, – пишет философ, – доказательство силы любви двух людей, хотя оно могло бы свидетельствовать и о степени их предшествующего одиночества”. Очень важно, что Э.Фромм подробно анализирует критерии незрелой любви (ради себя самого) и зрелой любви (любовь к другому). В подростковом возрасте возможна зрелая любовь, так как человек уже может понимать как себя, так и другого человека, проявлять в отношении другого заботу, ответственность и уважение. Однако для подросткового возраста актуален вопрос о псевдолюбви.
Псевдолюбовь – это, согласно Э.Фромму, индивидуальные формы патологии любви, связанные со спасением от одиночества.
К формам псевдолюбви относятся:
1. Любовь невротическая – партнеры сосредоточены на отношениях с родителями и переносят на партнера чувства ожидания и страхи, испытанные к родителям. Например, мальчик самоутверждается в отношениях с девочкой, так как воспитывался авторитарной мамой, его преследует страх, что и девочка будет его подавлять.
2. Любовь-поклонение – человек теряет себя в любимом, вместо того чтобы найти себя в отношениях с ним. Стремление к любви, если оно не находит в жизни достойного объекта, приводит к свойственному, в особенности девочкам, созданию себе кумиров, объектов поклонения. Ими могут стать актеры, певцы, а также просто знакомые и незнакомые взрослые.
3. Любовь сентиментальная – чувство переживается лишь в воображении, а не в реальных отношениях. Для подростка это также достаточно частое проявление чувств, когда переживания сосредоточены на себе, а не на другом человеке.
4. Любовь, центрированная на недостатках и слабостях партнера, стремление его усовершенствовать. Такие проявления опять-таки свойственны в основном девочкам. Их внимание бывает обращено на “нехороших” мальчиков. Возникает определенное жертвенное чувство: “я помогу ему справиться”, “без меня ему будет плохо” и т.п.
Надо отметить распространенное проявление псевдолюбви в современном обществе. Часто человек не удосуживается прислушаться к своим чувствам, переживаниям, проанализировать сложные ситуации взаимодействия с близким человеком. Не зря Э.Фромм настаивает в своей книге “Искусство любить” на том, что любви необходимо учиться. Если взрослые люди часто сами находятся в плену псевдолюбви, то что говорить о подростках? Надо отдать должное тому, что некоторые подростки, пытаясь разобраться в своих непростых переживаниях, обращаются к книгам и фильмам, стараются получить информацию как об образцах поведения, так и о способах переживания нахлынувших чувств.
И здесь уже возникает вопрос о современной литературе, драматургии, киноискусстве. Есть книги и фильмы – классика жанра о первой любви. Их полезно смотреть и детям, и учителям, и родителям. Каждый человек, находясь в определенной роли в данный период жизни, найдет в этих фильмах то, на что именно ему и именно сейчас важно обратить внимание, над чем задуматься. Это и фильм А.Кулика, снятый по книге Р.Фраермана “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви”, и фильм С.Соловьёва “Сто дней после детства”, и фильм И.Фрэза “Вам и не снилось” по одноименной повести Г.Щербаковой. Эти книги и фильмы оказывают сильное эмоциональное воздействие на подростков, они находят там ответы на вопросы, которые часто не могут задать близким взрослым, а подчас даже не могут сформулировать. Но современная жизнь, жизнь в XXI веке, ставит перед подростками новые вопросы, в том числе о взаимоотношениях. Однако новых знаковых образов подростков-влюбленных ни в кино, ни в литературе пока нет.
Идеал романтической любви
Отношение к любви каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. Но особенно интересно проанализировать, как понимают любовь современные подростки. Исследование проводилось в школах Нижнего Новгорода, в нем принимали участие 98 учеников 10-го класса. Ребята записывали свои ассоциации на слово “любовь” в течение одной минуты. Также необходимо было продолжить предложения:
1) “Любить – это…”;
2) “Быть любимым – это…”;
3) “Главное в любви – это…”;
4) “Любовь в моей жизни – …”;
5) “Со временем любовь…”.
После обработки результатов исследования были выявлены некоторые интересные тенденции в восприятии любви подростками.
Так, удалось выделить 11 основных категорий, которые подростки связывают со словом “любовь”.
В основном они представляют любовь как взаимодействие людей, проявление уважения, дружбы, нежности, поддержки (33,1%). Любовь, по мнению трети подростков в нашем исследовании, – это реальность человеческой природы, это состояние бытия, отношение, привязанность к другому человеку, которая “просто возникает у меня внутри независимо от моих стремлений и желаний”.
Такое понимание любви несколько противостоит романтическому чувству, которое в нашем исследовании вышло на второе место (22,7%), когда подростки ассоциировали “любовь” не с межличностными отношениями, а с чем-то романтическим, волнующим, вдохновляющим, драматическим, с бесконечно таинственным ожиданием чуда и т.п.
Когда говорят о первой любви, то часто используют эпитет “романтическая”. Романтическая любовь наиболее свойственна подростковому и юношескому возрасту, так как имеет свои социальные и психологические закономерности, с данным возрастом тесно связанные.
В своей книге “Мы: глубинные аспекты романтической любви” американский психоаналитик Роберт А. Джонсон пишет: “Идеал романтической любви возник в западной культуре в средние века. Впервые он появился в легенде о Тристане и Изольде, а затем в любовной лирике и песнях трубадуров. Этот идеал назвали “возвышенной любовью”, а его модель заключалась в том, что верный рыцарь поклоняется прекрасной даме, которая в качестве символа абсолютной красоты и совершенства воодушевляет его и вдохновляет на подвиги; эта идеальная любовь дает возможность проявиться благородству, духовности, утонченности и остроумию. В наше время “возвышенная любовь” смешалась с сексуальными отношениями и браком, но мы по-прежнему сохраняем в себе средневековую веру в то, что истинная любовь должна заключаться в восторженном обожании того мужчины или той женщины, которые становятся для нас воплощением совершенства”.
Третье по частоте встречаемости место занимают эмоции и чувства (17,7%): подростки отмечают, что любовь можно отождествлять с восторгом, блаженством, радостью. Однако это не только чувства позитивные, красивые, возвышающие. Испытуемые довольно часто называли негативные ассоциации на слово “любовь” (5,5%): разочарование, трата времени, боль, слезы. Мы можем достаточно уверенно связать романтическую любовь со всеми эмоциональными переживаниями, так как именно романтическая любовь порождает драмы, рискованные приключения, ревность и предательство.
Но самое главное, что человеку не удается войти в реальные отношения с предметом своей любви до тех пор, пока не закончится экстаз романтической любви, то есть пока не пройдет влюбленность и не наступит любовь.
Психолог Д.Теннов для обозначения особенно сильной эмоциональной романтической любви предложила термин “лимерентность”. Для этого состояния характерны поглощенность мыслями о любимом человеке и полная уверенность в том, что только он сделает тебя счастливым. Настроение лимерентно влюбленного почти всецело зависит от предмета его любви; каждому жесту или слову возлюбленного придается чрезвычайное значение.
Состояние лимерентности одновременно и беда, и радость. Изнуряющие эмоциональные взлеты и падения могут нарушить взаимоотношения влюбленного человека с другими людьми, понизить работоспособность или помешать учебе, лишить душевного покоя.
Подростковый возраст – особенный. Переживания подростка не имеют полутонов: от любви до ненависти, а также обратно – один шаг. Это специфически подростковый механизм чувствования, при котором ненависть нередко становится проявлением любви. Важно отметить, что объект любви может быть ненавистным подростку в силу влияния социальных запретов, собственных внутренних установок, наличия чувства страха. Это некоторая защитная реакция подростка – “данный объект недоступен”, – которая спасает его от опрометчивых поступков, изнуряющих переживаний.
Эмоциональные перепады у подростка тесно связаны в данный период с гормональной перестройкой, а также с чувствительностью к изменению своего социально-психологического статуса (уже не ребенок, но еще не взрослый). Все это накладывает серьезный отпечаток на переживание чувства первой любви. Ощущения как полного счастья, так и полного несчастья могут приводить к неадекватному поведению подростка, связанному с неоправданным риском, импульсивностью поступков. И именно этого опасаются взрослые люди – родители и учителя, уже пережившие такое состояние или никогда его не испытавшие, но знающие, что такое может случиться.
Таким образом, в нашем исследовании показано, что любовь-отношение, любовь-романтика и любовь-чувство представляют в сознании современных подростков три существенных аспекта любви. Очень часто рядом с этими понятиями незримо присутствует чувственная сторона любви, связанная с физиологической составляющей, известной подросткам, но не всегда обозначаемой.
Сексуальные переживания
Напрямую о физиологическом проявлении любви написали в ходе нашего исследования 7,1% подростков: поцелуи, объятия, прикасания (2,2%), секс (4,9%). Немецкий философ и психолог Э.Шпрангер в начале XX века, пытаясь понять любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрасте, сделал психологическое описание двух сторон любви: эротики и сексуальности. По мнению Э.Шпрангера, эти переживания глубоко отличаются друг от друга и принадлежат к разным слоям психики.
Эротику Э.Шпрангер рассматривал как эстетическую любовь и связывал ее с вчувствованием в психику другого человека, восприятием одухотворенной красоты, понимающей симпатии к другому человеку. Для подростка вера в идеал отождествляется с верой в любимого человека. Сексуальность же, по Э.Шпрангеру, означает комплекс психических и телесных переживаний и влечений, характеризующихся специфическим чувственным наслаждением.
Первое появление сексуально окрашенных переживаний у подростка связано с чувством страха перед чем-то таинственным и незнакомым. Сюда же примешивается чувство стыда, связанное с переживанием, хотя и не совсем ясных, но запрещенных вещей. Дискомфорт и чувство неполноценности подростка, вызванные этими переживаниями, могут проявиться “не только в страхе перед миром (чувство мировой скорби и меланхолия являются его смягченными формами), но и в глубоком укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к людям (ее смягченная форма – робость и застенчивость)”.
Источники страха, по мнению Э.Шпрангера, надо искать в том, как воздействуют сексуально окрашенные переживания на духовную сферу. Он отмечает: “то, что создает кризис, а именно лихорадочное, знойное возбуждение,.. исходит не от физической стороны, а от сопровождающей ее фантазии”. Помочь подростку справиться со всеми страхами и кризисными состояниями может, как отмечает Э.Шпрангер, лишь большая, чистая любовь и сила идеальных стремлений, “которые, однако, должны быть пробуждены уже до этого опьянения”.
Здесь важно отметить двойственную природу подростковой первой любви. С одной стороны, юношеская мечта о любви и представление об идеальной любви часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, в подростковой среде нередки анекдоты фривольного содержания, что позволяет подросткам “заземлить”, “снизить” волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены.
В сознании подростка эротика и сексуальность резко отделены друг от друга. При сексуализации эротического, по мысли Э.Шпрангера, в переходном возрасте может быть разрушена, причем необратимо, идеальная любовь.
Однако в настоящее время можно отметить, что во многих молодежных изданиях и телепередачах как раз и происходит “сексуализация эротического”.
Всё течет, всё меняется
А кто и что должно “пробудить” у подростка “идеальные стремления”? И опять мы вспоминаем высокие образцы культуры, а также доверительное общение с умным, понимающим взрослым, пропитанным культурой общения, культурой переживания самых разных чувств.
Продолжим рассматривать категории, которые подростки называют, объясняя понятие “любовь”: жизнь, удача, смысл существования (4,4%). “Любовь” также вызывает ассоциации, связанные с особенностями личности, ее характеристиками и качествами (3,9%): доброта, честность, искренность.
Важно отметить, что идеальное представление о наиболее желаемом объекте любви – явление также историческое. Время от времени, в зависимости от состояния и уровня развития общества, оно меняется. Так, в Средние века, а отчасти и в более позднее время, вплоть до середины XIX в., таким идеалом в мужском воплощении являлся рыцарь, а в женском – нежное, романтическое и преданное сердце. С конца XIX в. и до середины XX в. в мужском идеальном образе ценились честолюбие, сила, агрессивность, а в женском – свобода поведения, кокетство и сексуальность. С середины ХХ века идеалом мужчины начал постепенно становиться деловой, энергичный, терпимый, эрудированный, общительный и добрый человек, а идеалом женщины – примерно такая же личность, дополнительно обладающая еще двумя достоинствами: обаянием и деловитостью.
Понятие “любовь” также связано в представлениях современных подростков с привязанностью и привычкой, которые можно отнести к категории “зависимость” (2,8%). На последнем месте стоят ассоциации, связанные с таким социальным институтом, как семья (0,6%), что может объясняться, прежде всего, возрастом испытуемых.
Исследования показали разноплановость в понимании любви подростками. В их восприятии прорисовываются те же контуры разнообразия проявления этого чувства, что и в точках зрения и типологиях любви, предложенных мыслителями прошлого и современными учеными.
Интересно отметить, что достаточно взрослое осознавание подростками чувства любви связано с пониманием ими изменений, происходящих с чувством любви во времени. При анализе продолжений подростками предложения “Со временем любовь…” были выявлены следующие категории:
– пессимизм (18,4%) – пропадает, умирает, приносит боль и т.п.;
– оптимизм (28,9%) – становится сильнее, обрастает новыми чувствами, не забывается и не проходит и т.д.;
– реализм (23,6%) – переходит в близкие отношения, перерастает в чувство родства, уходит страсть, приходит спокойствие, изменяется и т.д.);
– неоднозначность (26,3%) – крепнет или слабеет, может погаснуть и заново родиться и т.п.).
Результаты показывают осмысленное, не инфантильное отношение подростков как к самому пониманию любви, так и к пониманию неизбежности изменения этого чувства.
Один из вариантов протекания и завершения первой любви отражен в интервью писательницы Дины Рубинной: “Для меня моя первая любовь, которая продолжилась первым браком, а закончилась разводом, собственно, и была идеальной любовью. Для меня лично. Семь лет идеальной, кошмарной, непереносимой и разрушительной любви. Идеальной потому, что ни на какую другую в то время я бы и не согласилась”. В этих словах отражена важность данного чувства для молодой девушки, и, чем бы это чувство ни закончилось, на определенном отрезке жизни оно является наиважнейшим. К сожалению, это состояние девушки или юноши не всегда могут понять наблюдающие со стороны взрослые: мамы, папы, учителя. Невольно ими оцениваются как сами отношения, так и объект любви их ребенка, ученика.
Семья как модель отношений
Взрослые часто относятся с опасением к возникающему у подростка чувству. Это опасение связано со многими факторами: собственными юношескими переживаниями (“помню, была просто сломлена этими переживаниями”, “столько глупостей натворила” и т.п.); стилем семейных отношений (“никогда в семье нет секретов, а сейчас – одни недомолвки и тайны” и т.п.); индивидуальными особенностями взрослого (“раз я сказал – “нет”, то никаких встреч до окончания школы” и т.п.); особенностями подростка (“теперь то мечтает, то плачет, то ночью не спит” и т.п.); а также объективной ситуацией (“она его всё изменить хочет, а сама стала плохо учиться и курит с ним вместе” и т.п.).
А что подросток? Он опять-таки проявляет двойственность по отношению к собственному чувству. С одной стороны, он избавляется от доминирования родителей, с другой стороны, ему важна их поддержка и оценка. Поэтому всё, что говорит взрослый, западает в душу подростка, может серьезно нарушить его отношения как с близким взрослым, так и с объектом любви.
Да и отношения со своими сверстниками и возлюбленными подросток строит, во многом опираясь на модели поведения в семье. Надежная модель привязанности, которая возникает в детстве при стабильных доверительных отношениях в семье, позволяет подростку испытывать глубокое чувство симпатии, понимания другого человека и оставаться при этом самим собой. Но, как это ни горько звучит, достаточно мало детей получают в семье такой позитивный опыт. Поэтому в большинстве случаев возникают избегающие, противоречивые и дезорганизованные модели привязанности, которые приводят к зависимому, непоследовательному или непредсказуемому поведению в отношениях с противоположным полом.
Однако не всё в поведении подростка так фатально зависит от родителей. Подросток на основании размышлений о себе, о других, в процессе анализа разных жизненных ситуаций общения со сверстниками, раздумий над книгами и фильмами может строить собственные модели взаимоотношений с окружающими людьми, в том числе модели привязанности. К тому же первая любовь позволяет человеку развить в себе такие качества и стремления, которые до сих пор могли быть в нем не раскрыты. Это чувство доверия, сопереживание, стремление исследовать свой внутренний мир, проанализировать черты характера и поступки, желание быть интересным и глубоким собеседником.
Конечно, при доверительных отношениях со взрослым у влюбленного подростка больше шансов позитивно относиться к своему чувству, быть счастливым в этот период жизни, научиться переживать и адекватно себя проявлять в пока неизвестных и трудных для него ситуациях межличностных отношений. Выслушав рассказ мамы или папы об их влюбленности, подросток отметит для себя, что воспоминания, пусть даже о безответной любви, светлы и приятны; что можно многое пережить в юности, а затем строить новые отношения; что жизнь никогда не заканчивается в случае отвержения возлюбленным, потому что ты очень любим и принят другими людьми, и, несомненно, в его жизни еще появится важный для него человек.
Да мало ли какие важные для себя выводы сделает в общении с близким взрослым подросток? Главное, чтобы общение состоялось. А ведь оно может состояться при обсуждении книги, при просмотре замечательных фильмов о любви; в беседах как с родителями, учителями, так и со старшими ребятами. В этом искреннем общении будет проявляться бережное отношение к подрастающему человеку, его чувствам, его жизни.
Хочется закончить эту статью цитатой Платона, мыслителя, одним из первых обдумывавшего таинства человеческой любви: “Мне кажется, что люди совершенно не сознают истинной мощи любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы, а меж тем ничего подобного не делается, хотя всё это следует делать в первую очередь. Ведь Эрот – самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, исцеление от которых было бы для рода человеческого величайшим счастьем. Итак, я попытаюсь объяснить вам его мощь, а уж вы будете учителями другим”.
Коллажи Т.Белоножкиной