Живые истории
Глазами родителей
Людмила Князева ,
г. Москва
г. Москва
Разговор по душам
Из дневника матери
Увидеть в испытаниях и трудностях повод для радости, принять их как заслуженный урок и путь к успешному будущему нелегко даже взрослому. А уж ребенку тем более тяжело справиться со стрессом. В критической ситуации невозможно найти опору в собственной душе без поддержки близких людей.
Конец лета
«Мама, а мы нашли лягушку, которая смотрела на закат!» – именно с таким радостным криком мой маленький вбежал на веранду. Нам не хватало именно одной радости, чтобы день считался завершенным. И они с братом-таки нашли эту радость.
А началось все очень просто. Заканчивалось лето, шли дожди, я заметила, что мои мальчишки что-то заскучали. А, может, устали отдыхать – так хотелось в школу. Мне ничего не оставалось, как придумать им новую игру: «Найди радость или сделай ее сам».
С девочками было проще. Когда они были совсем маленькими, а мне приходилось очень много работать, видела я их мало, и вот, вечером, когда все собирались за семейным столом, первый мой вопрос был: «А что вы сегодня сделали для мира, для дома, для семьи, для себя?»
Тогда эта игра прямехонько и привела их во взрослую жизнь. С семьей и домом – проще. Уборка, кулинария (старшая готовит так, что сбегаются все друзья попробовать ее шедевры), потом рукоделие (дом-то хочется украсить), а уж для себя – вязание, шитье, бисер. И, конечно, книги. Труднее всего было «с миром». Ну что может маленький ребенок сделать для мира? Им самим пришло в голову, что начинать надо с людей. Так они научились помогать всем встреченным на пути.
А чему я, мама, могу научить мальчиков? Нет, гвоздь, конечно, я забью, мебель чиню с трудом. Хотя старшенького вязать на машинке я научила. Упор был на то, что это же – машина. Освоил. Одну эту радость мы вечером засчитали за три. Еще бы – целый день он вязал нашей собаке комбинезон. Правда, получился шарфик, но – лиха беда начало!
Начало осени
Старший пошел в пятый класс. Младший – в первый. Пришлось наш поиск радостей применить и к школьной жизни. За месяц мы научились с младшеньким искать радость в узнавании чего-то нового, в нахождении друзей. Хождение в школу стало называться у нас «открывать новые земли».
А со старшим случилось такое, к чему ни я, ни он не были готовы. Неделя, как он замкнулся. На все мои попытки поговорить либо отмалчивался, либо просил не приставать к нему с вопросами. Но его беда, его боль прорвалась слезами. Плакал он долго, часа три. Уложив младшенького, мы уединились со старшим и проговорили почти полночи. Первый раз за неделю он не метался во сне и не всхлипывал.
Из разговора я поняла, что все началось с того, что он отказался в классе ругаться матом. («Так, – подумала я, – значит, мальчишки уже начали».) За длинные волосы те же мальчишки, с которыми еще недавно он был, что называется, не разлей вода, стали обзывать его «бабой». А потом на одной из перемен прикрепили ему на спину бумажку со словами: «Пни меня».
Оставшиеся полночи я провела в раздумьях. Почему, почему мой сынуля стал «белой вороной»? По натуре он интроверт, на общение идет с трудом, предпочитает позицию наблюдателя. Сын не стремится быть лидером, но «в стаю» его не загонишь. Его вообще трудно вытащить из собственных фантазий. Но если кому удается – получаешь истинное удовольствие от нестандартного взгляда на мир. Оказывается, в свои десять он уже о многом успел передумать, многое понять, многое для себя решить. А в чем-то это уже вполне сформировавшийся человек. Да, мне приятно, что он не ругается. Знаю, что ему в его мужском мире будет трудно. И жалко его, и тревожно. Драться так и не научился. Помню, кто-то обидит его, ударит, а он и сдачи-то не даст, просто извинится. Правда, после многолетнего хождения на карате научился отвечать обидчикам, но сам, первый, никогда не ударит.
Так как же мне объяснить ему, что нестандартное мышление и поведение в этом возрасте не приветствуется сверстниками, а самое главное, как объяснить, что лучше «не прогибаться под изменчивый мир», а остаться собой, уважать себя, свою личность, но и требовать уважительного отношения со стороны окружающих? А вдруг силенок у него не хватит, вдруг сломается?.. Как научить его воспринимать нападки с юмором, как научить не принимать на свой счет все обидные прозвища? Я-то знаю мальчика, который все устроил. Он очень хочет быть лидером, а завоевать авторитет в классе удается лишь силой, попытками подчинить себе окружающих. Но мой сын на слепое подчинение не пойдет никогда. Да еще с детства я всегда всех своих детей учила вести диалог, вслушиваться в то, что хотят сказать. И юмором тут не обойтись.
Дня через три я дождалась у школы обидчика и попыталась все ему объяснить. Не знаю, понял ли он меня, но на что среагировал сразу, так это на мое обещание собрать родителей с детьми и рассказать всем о его поведении. Позже из разговора с сыном поняла, что обещание подействовало – нападки прекратились.
Мастерство владения мечом
Теперь под подушкой сын держит письмо от одной из моих дочерей. Знаю, что каждый раз перед сном он его перечитывает и засыпает спокойным.
Вот это письмо:
«Привет, малышик!
Мама рассказала мне, что творится у тебя в школе. Конечно, я переживаю за тебя, и, конечно, мне хочется быть рядом, мы бы смогли с тобой поговорить, я рассказала бы тебе про свой опыт. Хочу, чтобы ты знал, – дело не в тебе. Вернее, так: в тебе, конечно, но всё не так, как ты думаешь.
Во многих детских коллективах и компаниях плохо переносят детей, которые заметно выделяются среди других. Всегда найдется лентяй с замашками лидера, который захочет подмять под себя остальных и настроить их против того, в ком чувствует опасную для себя силу, потенциального конкурента. Ты выделяешься – скажу тебе честно, для меня – это большая радость. Ты – не средний, не посредственный. Ты – личность! И самое главное, что меня радует, – ты не подстраиваешься под требования большинства.
Меня в детстве жутко ненавидели в школе. Я выделялась, я хотела и любила учиться, я была личностью, со мной было интересно! И девчонки ненавидели меня за это. Мне объявляли бойкоты так называемые мнимые лидеры, по сути, ничего не представлявшие собой. В меня кидались бумажками с обзывательствами, всячески издевались. Я перенесла это достойно. Я с этим справилась. Первыми меня разглядели, как ни странно, мальчишки. Поначалу сами шедшие за всякими вредными глупыми девицами, они постепенно стали общаться со мной. Со многими из них мы дружим до сих пор. Потом постепенно образумились и девчонки. Но это было в 9–10-х классах.
И, пойми меня правильно, я даже рада, что у тебя такая ситуация происходит в школе, – «так закаляется сталь», помни об этом. Ты вырастешь настоящей личностью, настоящим мужчиной, с которым будет интересно, который умен, привлекателен и много чего может рассказать. Ты не будешь от скуки и ничегонеделанья хлестать пиво во дворе и мечтать о хорошей жизни на халяву. Ты растешь в небогатой семье – а значит, тебе придется всего добиваться самому. И это здорово! Тебе самостоятельно строить свою жизнь.
У тебя есть два пути, зайкин. Либо сломаться, подчиниться, начать ругаться матом и вместе с группкой школьных хулиганов искать новую жертву для издевательств. А в дальнейшем ты будешь работать на посредственной работе и общаться с середнячком, который потратил все силы вместо учебы на завоевание ничего не стоящего авторитета. Попить пиво, потрепаться и покидать «дешевые понты» (прости за жаргон) – будет твоей целью. Не бойся, мама всегда будет любить тебя как своего сыночка, кем бы ты ни стал в жизни. Но личность в тебе будет сломлена.
Другой выход – отстаивать себя, воспользоваться этими уроками и закалить свой дух! Стать действительно стоящим, противостоять толпе! Позволь процитировать тебе стихотворение Редьярда Киплинга в переводе Михаила Лозинского:
Заповедь
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор Вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил – жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы – не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту всё, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неуловимый бег, –
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Обрати внимание на эти строки. Это стоящие слова. Перечитай их – пусть они станут твоей путеводной звездой, как когда-то эти строки были моей звездой. Отстаивай себя – ты мужчина! И ты растешь и вырастешь мужчиной. Не давай себя в обиду! Однако мудрость состоит не только в том, чтобы вовремя дать сдачи.
Есть буддийская притча, которая рассказывает о трех степенях мастерства владения мечом.
1. Когда меч у тебя в руке – и ты блестяще владеешь им.
2. Более высокий уровень – когда меч у тебя в сердце и тебе не нужно оружие. Ты можешь поразить противника голыми руками.
3. И самая высокая степень мастерства во владении мечом – у тебя нет меча ни в руке, ни в сердце.
Этой мудрости тысячи лет. Ты должен отстаивать себя и каждый день доказывать себе, чего ты стоишь. Вынеси свои уроки и свои мудрости уже из малолетства. Уже в детстве тебя проверяют и закаляют! Ты можешь просто перетерпеть – это тоже сложно, но это не самая высшая цель. Можешь терпеть и быть изгоем и вариться в себе. Это вторая степень владения мечом, скажем так. Я же предлагаю тебе третью степень – будь сильным внутренне настолько, чтобы тебя не трогали такие мелочи.
Не прячься, не зажимайся, научись оставаться собой, когда шумная и глупая толпа пытается навесить на тебя ярлыки. Будь собой, закаляй дух, будь силен. Внутренняя сила, когда ты стремишься достигнуть совершенства, гораздо весомее для маленьких глупых мальчиков, чем кулаки. Поверь, когда чувствуется что ты – личность, что тебя не унизить, не заткнуть за пояс, не обойти, – посредственные агрессивные дети станут бояться тебя. Отшельники, владеющие «второй степенью мастерства», станут тянуться к тебе. Ты станешь настоящим лидером, которому уже не нужно никому ничего доказывать.
Но повторюсь, малыш, это тяжелая работа над собой, она требует много моральных сил, порой даже слез. Не бойся слез наедине с собой – это лучший выход негативной энергии, но в школе лучше сдерживать эмоции, чтобы справляться с ситуацией, владеть ею. А дома можно приходить и плакать – освобождаться от негатива. Со слезами все уходит... Через какое-то время ты заметишь, что тебе уже и не хочется плакать. Потом ты заметишь, что негатив уже не будет так оседать, так липнуть к тебе. Тебя уже не будут трогать чьи-то глупые попытки самоутвердиться за чужой счет.
Не забывай, мое детство (к сожалению, а может, к счастью) ушло, я в мире взрослых. Между нами разница в 11 лет. Мне не о чем разговаривать с твоими одноклассниками, в то время как с тобой мне нравится говорить. Ты мне интересен как личность. Думаю, это уже что-то да значит…
И еще, пока можешь – береги свое детство, не торопись вырасти, а уж тем более ради девчонок. Ты станешь настоящим мужчиной в свое время, а пока не кидайся на амбразуру, не иди с толпой, не пытайся кому-то что-то доказать. Пока ты можешь – будь ребенком. Это так быстро уходит, поверь, мой хороший.
Всё в твоих руках, зайкин. Я надеюсь, что в мой следующий приезд тебе уже будет, что рассказать мне. Надеюсь, уже наметится ряд успехов, и мы с тобой с радостью поделимся опытом – уже не только я смогу тебе рассказать свои успехи, но и ты мне. Очень на это надеюсь и верю в тебя.
Отстаивай себя и не давай в обиду. Совершенствуйся, но не возгордись этим. Иди вперед!
Non progredi est regredi, мой друг.
Я люблю тебя, зайкин.
До встречи!»