Живые истории
Глазами учителей
Надежда Капралова ,
учитель музыки, ГОУ СОШ № 335, г.Москва
учитель музыки, ГОУ СОШ № 335, г.Москва
Большеглазая красавица
Масленица для всех
Когда класс организует мероприятие для всей школы, подготовка не может быть формальной. Ведь ребятам так хочется, чтобы другие классы и учителя оценили по заслугам их идеи и находки, а потом еще долго вспоминали, какой веселый и замечательный праздник они устроили.
В прошлом году мой 7-й «А» класс впервые самостоятельно готовился к Масленице. Для начала мы решили составить план подготовки праздника, чтобы определить для себя, с чего и как будем начинать. На классном часе ребята распределили все обязанности по организации и разделились на подгруппы. Работа занимала много времени, но дети охотно оставались после уроков, приходили по субботам – не всем классом, а только по группам, по мере необходимости.
Важным этапом при подготовке были репетиции, где отрабатывались мельчайшие нюансы праздника. Репетиции показывали моменты, которые были упущены при создании сценария или, наоборот, выявляли, что стоит учесть и добавить.
Первая группа учеников разрабатывала оформление зала. Решили, что это будут написанные на листах ватмана красочные слова «Широкая Масленица» и яркое изображение солнца, которые мы развесим над сценой. В центре зала, по замыслу детей, должны были стоять чучело Масленицы и карусель с лентами.
Вторая группа продумывала оформление фойе школы. В его центре договорились поставить еще одно чучело Масленицы. Вокруг нее расположили столы, на которых ребята устроили выставку поделок в стиле народных промыслов. Для угощения на одном столе поставили самовар, а на блюдах были разложены блины и бублики. Ежедневно в течение масленичной недели в фойе вывешивалась газета-календарь, в которой рассказывалось об очередном дне Масленицы.
Третья группа детей готовила чучела Масленицы. Мы пригласили папу одного из учеников, известного своим мастерством при работе с деревом. Вместе с ним мальчики выпиливали из бруса каркас для чучела. Девочки шили наряд для Масленицы и наряжали ее. Получилась двухметровая красавица. Мы долго спорили, рисовать ли ей глаза и губы? Ведь, по обычаю, чучело Масленицы безлико, и если мы нарисуем глаза, рот, изобразим лицо, то, значит, вложим в нее душу, а душу сжигать нельзя.
Пришли к общему решению, что Масленицу разрисуем полностью, но не будем сжигать. Такую большеглазую красавицу оставим на следующий год как атрибут праздника.
Группа девочек готовила карусель: подшивали атласные трехметровые ленты и закрепляли на большом кругу, который выпилили мальчики.
Сценарная группа разработала сценарий праздника, отобрав для него подходящие песни, конкурсы, танцы и игры. За каждую игру отвечали четыре человека. Они ее готовили, комплектовали необходимыми атрибутами и проводили.
Увлекательной, хотя и непростой частью подготовки к празднику стало приготовление блинов и пирогов, ведь уроков труда в 7-м классе уже нет. Мальчикам на этом этапе решили дать отдохнуть. Собрались все девочки класса, составили смету, определили, что необходимо купить. Родительский комитет выделил нужную сумму, и работа закипела. Девочки своими руками, без помощи мам, готовили тесто для пирогов, а потом дружно их лепили. На запах, который разносился по всей школе, стали заглядывать гости, и мои девчонки всех угощали.
На следующий день в актовом зале проходил праздник Масленицы для начальной школы. Дети были в восторге. Они водили хороводы, играли и участвовали в конкурсах, а после праздника в столовой мой 7-й «А» класс всех потчевал блинами. Игровая часть мероприятия была рассчитана на 40 минут, и ребятам удалось со всеми задумками уложиться в нужное время.
Группа девочек решила, что в течение масленичной недели нужно играть с учениками младших классов каждый день на большой перемене. Они предложили детям прыгать через большую скакалку. Малыши остались очень довольны.
Всю неделю в школе чувствовался праздник. В последний день мы, уставшие, но счастливые, всем классом собрались в своем кабинете и тоже устроили для себя праздничное чаепитие с пирогами и блинами.
Подводя итог, хочется сказать, что два месяца подготовки к Масленице были трудными, но незабываемыми. Весь класс сплотился еще больше, стал дружнее, а это главное в моей работе классного руководителя.