Идеи
Родительское собрание
Борис Куприянов ,
к.п.н., КГУ им. Н.А. Некрасова, г. Кострома
к.п.н., КГУ им. Н.А. Некрасова, г. Кострома
Классный руководитель и родители выпускников
Проблемы и решения
Если классный руководитель выпускного класса сосредоточится на помощи детям и родителям в том, чтобы ребята успешно сдали ЕГЭ и поступили туда, куда хочется, то он в полной мере выполнит свое предназначение. Думается, что, реализуя данную стратегию, классному руководителю будет проще решать все остальные многочисленные задачи воспитательной работы.
От кульминации – до развязки
В ходе январского собрания классному руководителю важно обсудить с родителями учеников ключевые моменты ближайших семи месяцев (с января по август). Выделим несколько принципиальных этапов:
• от зимы до весны;
• после Последнего звонка;
• выпускной;
• сев;
• первые всходы;
• у кого крепче нервы.
Можно попробовать поговорить с родителями в таком ключе: мы прогнозируем следующие трудности; наверное, всё предусмотреть невозможно, но давайте попробуем быть повнимательнее к нашим детям. Полезными окажутся и памятки, которые классный руководитель может подготовить на материале этой статьи. Такие памятки помогут родителям лучше понимать происходящее.
От зимы до весны
Это этап достаточно продолжительный, постепенно нарастает нерв предстоящей развязки, однако общие переживания сказываются еще не слишком сильно. Для того чтобы структурировать этот период, классный руководитель может посоветовать родителям определить вешки: либо ежемесячные, либо раз в два месяца; неплохо было бы сформулировать минимум того, что нужно сделать.
В планах хорошо отмечать и организационные вопросы, и повторение тех или иных разделов сдаваемых предметов. Можно вывешивать планы в детской комнате. От зимы до весны – период наиболее интенсивных занятий с репетиторами. Конечно, чудес за полгода ожидать трудно, и всё же, если нужно ликвидировать отдельные пробелы и подготовить к решению задач определенного типа, времени хватит.
После Последнего звонка
Последний звонок отмеряет принципиальную веху – начало сдачи единого экзамена. Целесообразно заранее настроить родителей на планирование наступающего периода. Дети так нуждаются в поддержке, что лучше не задумывать на это время поездки или дела, которые бы отвлекали внимание родителей от детей. С точки зрения здравого смысла родителям надо настроиться на уменьшение различных психологических помех. Выпускник и так находится в состоянии стресса, поэтому ребенка надо пожалеть и поберечь. Желательно не выпячивать своей увеличенной заботы и ни в коем случае не попрекать чем-либо ребенка. На нервной почве у старшеклассников могут проявляться психосоматические заболевания: простуды, дерматиты, расстройства сна.
Под воздействием стресса у старшеклассников могут возникать странности. Например, гипертрофируется вера в приметы и суеверия. На самом деле психика ребенка, пытаясь совладать с трудностями, порой цепляется за какие-то внешние, странные мелочи. Надо настроить родителей спокойно относиться к чудачествам детей. Например, на первый экзамен ребенка привез на машине сосед или приятель родителей. Испытание прошло для ребенка успешно, он получил больше баллов, чем рассчитывал, и в следующий раз просит повторить всю процедуру доставки в полном объеме. Родители могут реагировать на эту ситуацию остро негативно, ведь нужно договориться со знакомым, который случайно подвез. Нет сомнений, что бросать всё и вершить чудеса, наверное, не стоит, но и полностью отмахиваться от детских причуд было бы неверно.
Родителям чрезвычайно важно выработать грамотную реакцию на успехи и неудачи своего ребенка. С успехами может быть проще, а вот с неудачами… В памятку для родителей можно написать что-то вроде: «Покажите своему ребенку, что вне зависимости от полученных на ЕГЭ баллов Вы его уважаете и высоко оцениваете его возможности».
Выпускной
Отдельное место во всей эпопее занимают сцены выпускного вечера, своего рода праздничная передышка. Возможны различные стили проведения выпускного. Один из наиболее адекватных подходов – контекст семейного праздника. С одной стороны, выпускной – это прощание со школой, грустный момент. Однако объективно у выпускников преобладает радостное и тревожное ожидание будущей взрослой жизни, долгожданное чувство самостоятельности.
Ранее при окончании школы выпускники получали документ, который назывался «Аттестат зрелости». И это чрезвычайно важно, вся процедура: выпускные испытания (экзамены) и посвящение (вручение документа о зрелости) – соответствует древней формуле инициации. В этом смысле выпускной – праздник тех, кто теперь посвящен во взрослую жизнь. Как новопосвященные, выпускники еще не имеют опыта быть взрослыми, и поэтому чрезвычайно важно настроить всех будущих участников выпускного вечера на серьезность и аккуратность.
Формально здесь ответственность классного руководителя заканчивается, но, как уже указывалось выше, классный руководитель может заранее обсудить с родителями и выпускниками все сложности поступления в вузы, а значит, вооружить их необходимыми знаниями.
Сев
Дальше начинается этап подачи документов в вузы – достаточно ответственный и сложный момент во всей «поступательной истории». В любом случае родителям и выпускникам надо подсказать некоторые правила выбора вузов и специальностей.
Правило первое. Среди избранных мест «посева» документов необходимо обозначить основные и запасные. Основные – это те специальности, на которые в первую очередь хотелось бы поступить. Запасные – это специальности с тем же набором экзаменов, но куда поступить можно легче, в силу невысокой престижности профессии (специальности).
Правило второе. При выборе мест подачи документов необходимо обратить внимание на наличие общежитий, условий их предоставления (фактической доступности) и стоимости. Скажем, в Москве есть весьма престижный вуз – Российская государственная академия правосудия, однако общежития у этого вуза нет. К сожалению, здесь проявляются двойные стандарты при лицензировании вузов. Попробовал бы какой-либо провинциальный вуз не иметь общежития – сомневаюсь, что он получил бы лицензию и аккредитацию. Здесь же следует подумать о «домашнем» варианте поступления, когда проблемы жилья не будет.
Правило третье. Можно составить список вузов, на сайтах которых информации недостаточно, хотя по первому впечатлению предлагаемые ими программы высшего профессионального образования весьма привлекательны. Другими словами, лучше бы съездить и посмотреть на правила приема, проконсультироваться в приемной комиссии.
Правило четвертое. Необходимо взвесить свои силы относительно дополнительных испытаний, введенных для ряда центральных вузов. Важно понять, готов ли ребенок еще к одному экзамену. Здесь, конечно, следует указать, что письменные экзамены, напоминающие ЕГЭ, выглядят более объективными, чем устный ответ абитуриента, особенно если учесть одно обстоятельство: современный выпускник менее всего готов именно к устным экзаменам. Так, подготовка к сдаче письменного текста настраивает и школьных учителей, и старшеклассников на заочный вариант общения с тем, кто тебя оценивает.
Первые всходы
Наступает момент, когда на сайтах вузов появляются первые рейтинговые списки. Напряжение дикое, хорошо еще, когда фамилия появляется среди тех, кто рекомендован к поступлению. А если нет, то остается еще один утешительный момент: если фамилия не так далеко в рейтинге от тех, кто рекомендован, есть надежда, что предыдущие не подадут документы.
В период ожидания первых, да и вторых или третьих результатов, между родителями и детьми могут возникнуть совершенно особые отношения: «Взрослый – взрослый», – перед лицом «поступательной фортуны» теряются многие условности. Кухонные, балконные разговоры с неожиданно выросшими детьми – радостное и щемящее ощущение. Это величайшее счастье. Хотя не обходится порой и без нервных срывов.
Классный руководитель, объясняя родителям нюансы поведения выпускников, должен порекомендовать им не давить на детей, комментируя те или иные события. Родителей нужно предостеречь от того, чтобы принуждать ребенка принять тот или иной вариант. В случае принуждения легко стать объектом критики выросшего сына или дочери: вы меня заставили выбрать такой-то вуз, и вот теперь жизнь не удалась; не пустили в Москву; отговорили от этой специальности и т.д. В то же время не стоит родителям и самоустраняться от разговоров о том, что выбрать. У большинства современных детей опыт ответственного и обдуманного выбора отсутствует полностью. Поэтому оставлять детей без поддержки нельзя ни в коем случае.
У кого крепче нервы
Этот этап разыгрывается только для тех абитуриентов, у кого результаты ЕГЭ средние, и их родителей, а желание учиться на престижной специальности достаточно сильное. Вот пример из жизни: звонит приятельница – мама выпускницы – и с большой тревогой просит проконсультировать. Набрав чуть больше 200 баллов, ее дочь оказалась во второй и третьей сотне в рейтинге на экономические специальности разных вузов. Что делать? Рисуются следующие варианты:
настраиваться на платное обучение («с полным возмещением затрат на обучение») на престижной специальности, но в родном городе;
учиться на бюджетных местах тех специальностей, где имеется недобор.
Предлагаю успокоиться самой, успокоить дочь и мужа, не торопиться, дождаться третьей волны, принимать решение, когда ситуация полностью определится. Когда мы вели достаточно длительные телефонные разговоры, заражаясь эмоциями от взволнованной приятельницы, я начинал сомневаться в целесообразности такого выжидания. И, тем не менее, вел эту линию в своеобразном житейском консультировании.
Самое интересное, что на третьей волне дочь приятельницы поступила на экономическую специальность в хороший московский вуз. В этом смысле принятое министерством предложение ректоров вузов сократить число волн до двух вызывает критику именно в свете обеспечения максимального количества шансов для выпускников. Важно, чтобы наши законодатели не забывали, что именно вузы существуют для детей, а не дети – для вузов.
Заканчивая свое выступление перед родителями на январском собрании, классный руководитель может произнести примерно следующее:
«Дорогие родители! Впереди трудные испытания для наших детей и для нас с вами! Давайте пожелаем всем нам терпения, здоровья, настойчивости в великом труде слушать и слышать друг друга. Наступит такой момент, когда вы – родители – идете по городу, а навстречу – знакомые и малознакомые люди с единственным вопросом: «Ну, вы куда поступили?». Ваши ответы от многократного повторения превращаются в клише: «в Санкт-Петербург», «на маркетинг», «на бюджет». И добавляете: «Да, вот удалось!».
Коллажи Т. Белоножкиной