Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2010

Идеи

Родительское собрание

Наталья Худяева ,
МОУ Технологический лицей, г.Сыктывкар, Республика Коми

Мост общения

Поиск новых форм

В рамках реализации «Программы развития системы взаимодействия лицея с семьей» в Технологическом лицее города Сыктывкара используются различные формы работы с родителями, в том числе и новые формы проведения родительских собраний. Немало собраний было разработано и проведено в форме организационно-деятельностных проектировочных игр (ОДИ).

Ценная находка

Организационно-деятельностные игры – совместная деятельность родителей и учеников, направленная на создание информационного продукта (решение какой-либо актуальной проблемы), содержащая обмен мнениями. На наш взгляд, это эффективная и достаточно результативная форма взаимодействия.

Вот некоторые ОДИ, разработанные и апробированные в лицее:

«Свой мир мы строим сами»;

«Модели воспитания в семье»;

«Пирамида потребностей. Формируем приоритетные ценности»;

«Семейные конфликты»;

«Наша новая школа».

Организационно-деятельностные игры – это специфическое педагогическое явление, преимущества которого в том, что оно:

• носит коллективный характер, в нем участвуют все родители;

• способствует формированию коллективного мнения с учетом активной позиции каждого;

• формирует межличностные отношения во взрослом коллективе на основе принципов партнерства и сотрудничества;

• имеет эвристический характер, так как позволяет найти пути решения актуальных проблем.

Технология организации и проведения ОДИ заключается в следующем.

На подготовительном этапе происходит выявление проблемы. В ходе бесед с родителями и учащимися, анкетирования и тестирования на добровольной основе определяется болевая точка, актуальная для большинства ребят в классе. На этом же этапе составляется сценарий собрания, проводятся консультации со специалистами: психологом, социальным педагогом, медицинским работником.

Само собрание должно включать в себя:

этап организационный (общий сбор-старт, постановка проблемы, объяснение правил);

этап деятельностный (работа в группах – команды, экипажи, семьи);

этап заключительный (демонстрация группами результатов работы, их анализ и оценка, подведение итогов).

Завершающим этапом всей работы в целом является педагогическая рефлексия – обсуждение результатов собрания с коллегами.

Данная форма привлекает не только педагогов, но и родителей. Ее ценность подтверждает устойчиво высокая посещаемость родительских собраний. Предлагаем вашему вниманию сценарии двух таких собраний.

Свой мир мы строим сами

Данное собрание было проведено с родителями и учащимися 9-го класса. Базовая болевая точка – обострившаяся проблема отцов и детей. Многие родители в частных беседах выражали беспокойство по поводу ухудшения взаимоотношений с детьми, потери общего языка. В качестве основы сценария этого собрания была выбрана ОДИ «Строим мост», с которой я познакомилась в Коми – республиканском институте развития образования и переподготовки кадров, обучаясь по программе «Менеджмент в образовании».

Собрание прошло в течение 60 минут. На собрании присутствовали 26 учащихся и 25 родителей.

Организационный этап

Дети встречают родителей и раздают им разноцветные карточки: синие, зеленые и желтые. Каждый из взрослых сам выбирает цвет. У детей – бейджики тех же трех цветов (разделение детей производит классный руководитель по принципу наличия в группе лидера, ведомого и наблюдателя). Начинается собрание с приветствия, оглашения плана работы и представления гостей (психолога, заместителя директора по воспитательной работе). Дальше происходит разделение всех участников на три команды: «синие», «зеленые», «желтые».

Деятельностный этап

Команды родителей и детей в разных кабинетах строят мосты. Команда «синих» детей и родителей, «зеленых» детей и родителей и команда «желтых» детей и родителей работают сообща, но по определенным правилам. Одновременно с этими командами образуется команда «красных», которая состоит только из детей. Ее задача – составить программу строительства качественного моста.

Десять минут каждая команда вырабатывает проект будущего моста и стратегию строительства. Затем парламентарий от каждой команды встречается со своим коллегой («синий» – с «синим», «зеленый» – с «зеленым», «желтый» – с «желтым»), и в течение пяти минут они обмениваются проектами. Обсуждаются форма, размер, несущие конструкции и т.д.

После этого команды строят половинки моста в течение 10 минут, по истечении которых вновь происходит встреча парламентариев для уточнения хода строительства (5 минут), и затем отводится еще 10 минут для завершения строительства. Последняя часть – встреча и склеивание половинок, а затем испытание получившихся конструкций на прочность. Для проверки по мосту катаются игрушечные машинки.

Заключительный этап

Главный смысл этой стадии – обобщение результатов. Выступает команда «красных». Затем проводится рефлексия. Представители от команд выступают с наблюдениями: что было самым трудным, что – самым легким, как работалось в команде, как отработали парламентарии. Дальше следует выступление психолога, который на протяжении всей игры наблюдал за командами. Задача психолога – расставить акценты, обозначить главные (ожидаемые) результаты: мост получился, следовательно, позитивный диалог между взрослыми и детьми может и должен быть.

По окончании игры, когда дети ушли, взрослые еще некоторое время делились ощущениями и впечатлениями. Многие родители высказывали удовлетворение от прошедшего собрания и просили проводить собрания в такой форме.

Семейные конфликты

Собрание было проведено с родителями учащихся 9-х классов в параллели. Базовая проблема – участившиеся конфликты родителей с детьми. Родители обозначали проблему как отсутствие механизмов решения конфликтов. Время проведения собрания – 40 минут. На собрании присутствовали 42 человека.

Организационный этап

Дети встречают родителей и раздают бейджики, на которых изображена только одна буква. Буквы родители выбирали сами. Количество букв соответствует количеству групп (семей).

Cобрание начинается с приветствия, оглашения плана, представления гостей (психолог, заместитель директора по воспитательной работе). Все участники разделяются на группы-семьи.

Деятельностный этап

В течение пяти минут каждая группа распределяет семейные роли (мама, папа, дети, бабушки, дедушки и т.д.), обсуждает профессии «членов семьи», придумывает герб своей семьи. Затем семьи представляются «соседям».

После представления каждая семья получает задание: коллективно на семейном совете найти конструктивный выход из проблемы. Например, ребенок увлекся молодежным неформальным течением, попал в криминальную компанию, пятнадцатилетняя подруга сына забеременела и т.д.

Через пять минут каждая семья в течение двух-трех минут рассказывает о принятом решении. «Соседи» оппонируют и предлагают свои варианты выхода из создавшейся ситуации. Психолог дает профессиональные комментарии по озвученным решениям.

Заключительный этап

Психолог дает практические рекомендации по ликвидации конфликта и профилактике спорных ситуаций в семье. Родители высказываются о сложности или легкости принятия решений, обозначают проблемы, существующие в действительности.

 

Ценность подобного собрания в том, что оно опирается на коллективный опыт решения существующих проблем, обмен мнениями, побуждает вырабатывать единые стратегические линии поведения, находить единомышленников на случай возникновения новых проблем.

Активные формы собраний, очевидно, более продуктивны, чем классическая констатация фактов и событий из жизни учащихся в школе. Кроме того, межличностные отношения учителей и родителей при таком виде взаимодействия носят позитивный, конструктивный характер.

TopList