Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2010

Специальный выпуск

Личность и общество

Константин Лазаревич ,
г. Москва

Продолжается открытие Земли

Географическая экспедиция

28 января 2010 г. – 190 лет со дня открытия Антарктиды русскими мореплавателями – адмиралами Фадеем Фадеевичем Беллинсгаузеном и Михаилом Петровичем Лазаревым.

 

Это было самое важное географическое открытие XIX века. Таких на Земле больше не будет. В ХХ веке изучили океан, открыли систему подводных хребтов на океаническом дне. Но открыть новый материк уже никогда не удастся. Однако опасения, что география из науки превратилась в учебный предмет, на котором надо запомнить, что Волга впадает в Каспийское море, а Лондон стоит на Темзе, напрасны и преждевременны.

 

Новый континент

Сто девяносто лет назад, 28 января (16 января по старому стилю) 1820 года, экипажи двух русских кораблей увидели берег материка, ранее никем не виданного. Не имея возможности подойти к берегу вплотную, корабли отошли от него, но через несколько дней подошли снова, уже в другом месте, еще две недели спустя – в третьем. Был открыт новый континент, который теперь называют Антарктидой. В течение следующего года корабли обошли вокруг материка, и путешественники в общих чертах нанесли (моряки обычно говорят «положили») на карту его очертания. Корабли назывались «Восток» (им и всей экспедицией командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен) и «Мирный» (командир – Михаил Петрович Лазарев).

И.Н. Галкин перед отъездом в Антарктиду

К середине 50-х годов ХХ века, то есть 135 лет спустя после того, как открыли Антарктиду, о ней знали так мало, что сейчас это кажется смешным. Первая советская антарктическая экспедиция выбрала место для станции «Восток», но на зиму 1956 года зимовщиков там не оставила; был оставлен лишь минимальный термометр (то есть такой, который фиксирует самую низкую температуру, какая была между двумя наблюдениями), шкала которого была рассчитана на –70°С – это даже холоднее, чем в Верхоянске, который считался тогда полюсом холода всей Земли. Весной уже вторая экспедиция обнаружила, что термометр зашкалил, то есть шкала оказалась слишком короткой, прочитать по ней температуру нельзя. Дальнейшие наблюдения на этой станции показали, что шкалу нужно продлить вниз по меньшей мере еще на 20°С. Отмечена температура –89,2°С, и никто не даст гарантии, что она не перейдет за –90°С.

Незаменимая наука

Началом отечественных исследований Антарктиды обычно считают не Первую, а именно Вторую советскую антарктическую экспедицию: с нее начались регулярные зимовки полярников. Осенью 1956 года в Москве провожали в Ленинград участников этой экспедиции. Оттуда они отправились в Антарктиду на дизель-электроходе «Обь».

Ее участником был Игорь Николаевич Галкин, окончивший летом того же года геологический факультет Московского университета. Мы с ним учились в одном классе и оставались близкими друзьями до последних дней его жизни. В восьмом-десятом классах мы занимались в Школе юных географов при МГУ (работающей, кстати, по сей день), а потом он поступил на геологический факультет, на специальность «геофизика», а я – на географический.

Что такое геофизика? Это способ исследования недр Земли косвенными физическими методами. Геофизику применяют там, где увидеть, пощупать горную породу мы не можем. Мы не знаем, что за порода на глубине, залегает ли она горизонтально или слои ее наклонны, выгнуты кверху или прогибаются вниз. Но можем определить, с какой скоростью распространяются в породе ударные волны (от землетрясений или взрывов), каково электрическое сопротивление породы, каковы ее магнитные свойства. Всё это можно сделать и для глубоких, недоступных прямому наблюдению участков земной коры: если их физические свойства похожи на те, которыми обладают породы нам уже известные, можно сделать вывод, что и там, глубоко, они тоже подобны изученным породам.

Для изучения Антарктиды геофизика – наука незаменимая. Антарктида – материк особенный во всех отношениях. Например, мы говорим о рельефе любого другого материка и не сомневаемся в том, о чем идет речь. Антарктида же имеет два рельефа: рельеф горных пород, слагающих материк, и рельеф ледника, перекрывающего почти весь материк (свободны ото льда лишь две-три десятых процента территории). Средняя толщина ледяного покрова – 1,7 км, наибольшая – 4,3 км. Пробурить много-много скважин, чтобы определить толщину льда в разных местах, в условиях Антарктиды очень трудно. Эти цифры и сведения о подстилающих лед горных породах получены именно благодаря геофизике.

Зимовка в Антарктиде

А.И. Галкин в Антарктиде

Впрочем, зимовка – что в Арктике, что в Антарктике – это не только работа по своей прямой специальности. Нужно и вести метеорологические наблюдения, и заниматься хозяйственными делами, например, ходить по воду (в Антарктиде это выглядит несколько необычно: не ведра в руках, а глыба льда на спине).

Связь поддерживалась постоянно. Из Антарктиды домой – радиограммы, которые потом преобразовывались в телеграммы и доставлялись адресату. В Антарктиду – телеграммы, посылаемые в Главсевморпуть (название сохранялось, хотя Антарктида – это вовсе не «сев-», а самый что ни на есть «юж-»), оттуда по радио адресату. Мой друг зимовал на станции «Оазис», и его адрес звучал так: Антарктида, Оазис, Галкину. (Представьте себе такой же адрес в наших местах: Европа, Москва, Петрову!) Поэтому антарктический адрес иной раз вызывал на телеграфе сомнение:

– А это какая область?

– Да какая там область, это Южный полюс!

– А куда мне отправлять?

– В Москву.

– А, ну, тогда понятно.

Телеграфистка уверенно пишет на бланке: Москве – и через минуту телеграмма ушла.

Даже при таком способе общения умудрялись не ограничиваться приветами и сообщениями о здоровье. Работая в приволжской степи и вспоминая фотографии пингвинов, полученные от Игоря, я написал в телеграмме: СУСЛИКИ ШЛЮТ ПРИВЕТ ПИНГВИНАМ, на что тут же получил ответ (как всегда, в телеграмме пропущены предлоги, знаки препинания не ставятся): [В] ОАЗИСЕ ВООБЩЕ НИКАКОЙ ДИКОЙ ФАУНЫ НЕТ ТАК ЧТО СУСЛИКАМ ПРИВЕТ [ОТ] ЩЕНЯТ. А пингвинов Игорь, оказывается, снимал в Мирном, который был тогда главной базой нашей Антарктической экспедиции.

Открытия еще предстоят

Прошло более пятидесяти лет. За это время и нашими, и зарубежными исследователями сделано в Антарктиде невероятное количество открытий, весь материк покрыт аэросъемкой и космической съемкой, но мест, где не ступала нога человека, очень много, так что открытия еще предстоят.

Но не надо думать, что за ними обязательно нужно ехать в Антарктиду. Ждет исследователей и Мировой океан, мало еще знаем о недрах Земли. В 60-х годах я работал на северо-востоке Европейской России, и мне пришлось долго разбираться в рельефе района: не как он произошел (это отдельный вопрос), а просто как расположены возвышенности, как они продолжают друг друга, на какие части разделены. А ведь это меньше полутора тысяч километров от Москвы. Кое-что сделать удалось, но вряд ли с тех пор положение в корне изменилось.

Так что есть, что открывать. И в недрах, и на поверхности.

Фото из архива автора

TopList