Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2010

Специальный выпуск

Личность и общество

Елена Куценко

Парадоксы свободы

Психология ХХ века

23 марта 2010 г. – 110 лет со дня рождения немецкого и американского психолога, социолога Эриха Фромма (1900-1980).

 

Противоречивое отношение человека к свободе поражает его самого. Чего же мы ищем на самом деле: твердой руки, уверенности и тотального контроля, создающего иллюзию безопасности? Или непредсказуемости и риска, без которых невозможно творчество, но велика и вероятность поражения?

История человечества начинается с акта непослушания.
Эрих Фромм

Наперегонки с веком

В родословной Эриха Фромма, как и многих выдающихся людей, не обошлось без российских предков. Его мать родилась в семье выходцев из Одессы. Несколько поколений по отцовской линии были раввинами, но сам Нафтали Фромм был вынужден заняться торговлей, хотя коммерческие интересы были у него явно не на первом месте: отец будущего философа и психотерапевта страшно сердился на покупателей, заглядывавших к нему в лавку и отвлекавших его от изучения Священных книг.

Эриху, родившемуся в благополучном Франкфурте в этой семье, казалось, самой судьбой было предназначено стать талмудистом. Но судьба решила иначе. Или время.

Эрих Фромм
http://www.erich-fromm.de

Эрих был чуть старше наступавшего XX века. Он родился 23 марта 1900 года. Рос, взрослел, удивлялся и ужасался всем событиям и переменам, которые лавиной неслись на протяжении всех восьмидесяти лет его жизни. Скорее всего, его идеи стали настолько популярными (книги Фромма переиздаются миллионными тиражами на многих языках) благодаря тому, что он неизменно точно формулировал вопросы, возникающие перед человеком в новых обстоятельствах.

Обманчиво спокойное серебряно-романтичное начало века никак не предвещало последующих потрясений. Эрих заканчивает национальную школу, но для продолжения образования предпочитает не религиозную стезю, а изучение права. Однако довольно быстро его интересы изменились, и он выбирает курсы социологии, психологии и философии Гейдельбергского университета и уже к двадцати трем годам получает докторскую степень.

При этом тексты священных книг, изученные с раннего детства, определенно наложили отпечаток на мировоззрение будущего философа. Уже в зрелые годы он, комментируя библейскую историю, сформулировал мысль о том, что «путь человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития». Непослушание, сомнение, оспаривание того, что казалось неоспоримым, – эти свойства человеческой натуры вызывали пристальный интерес Эриха Фромма. Даже в Священном писании помимо грехопадения его внимание особенно привлекали истории о сопротивлении воле самого Бога, – о том, как решалась судьба Содома и Гоморры, и о пророке Ионе.

Для самого Эриха, воспитанного в иудаистских традициях, символический акт грехопадения воплотился в… съеденной свиной сосиске. Однажды, будучи еще молодым человеком, не достигшим и тридцати лет, он проходил по улице и остановился перед лотком, на котором продавались знаменитые немецкие сосиски – аппетитные, румяные, дразнящие упоительным ароматом. Юноша был отчаянно голоден, поддался соблазну – и не почувствовал при этом никакой вины и раскаяния. Он просто утолил голод, но не стал при этом хуже.

Примерно в это же время Фромм знакомится со своей будущей женой Фридой Райхман. Эта встреча важна не только в личном, но и в профессиональном плане. Фрида знакомит молодого человека с психоанализом, изучать который тот будет в Берлинском университете. А после завершения курса в 1925 году откроет частную практику.

Это тяжелое время для Европы. В период самого активного возраста входит «потерянное поколение», проведшее юность в окопах первой мировой войны. Население Германии довольно быстро устало от завоеванной свободы, вернее, от той ответственности, которую несет с собой свобода. Каких-то полтора десятка лет – и немцы с восторгом приветствуют нарождающийся фашизм и фюрера, который обещает покончить с инфляцией, безработицей и беспорядками на улицах.

Фромм, несмотря на молодость, уже накопил немалое количество историй и ситуаций, которые поведали ему пациенты. Он задумывается о природе человеческого поведения и причинах поступков. Будучи руководителем отдела социальной психологии в Институте социальных исследований, он проводит масштабное анкетирование граждан Германии и приходит к выводу о неизбежном наступлении фашизма. Больше того, ученый понимает, что население с радостью и облегчением отдаст власть в руки фюрера.

Прогноз относительно того, что ждет Германию в ближайшем будущем, заставляет Фромма уехать в Америку, где он прожил почти сорок последующих лет, работал в университетах США и Мексики, написал большинство своих книг, активно участвовал в общественной жизни, высказывая отношение к президентским выборам, вьетнамской войне, к ядерному противостоянию. Только к концу жизни, в 1969 году, он вернулся в Европу, в Швейцарию, где написал последнюю книгу «Иметь или быть?».

Вместо учебника по педагогике

В России работы Фромма стали известны в начале 90-х, когда мы, оглушенные рухнувшей на нас свободой, жадно хватали книги, идеи, образ жизни и мыслей, ставшие, наконец, доступными. В педагогических спорах и семинарах, в профессиональной литературе то и дело мелькали ссылки на Ясперса, Нила, Франкла, Фромма. В школе заговорили о свободной педагогике, гуманистических принципах, самореализации, о возвращении в образование смыслов. Привычные конструкции, рамки и правила стало возможным обсуждать и преобразовывать. Тут-то и приходил на помощь Фромм с его идеей «непослушания». Его биография и тексты убеждали в том, что даже устоявшиеся и кажущиеся незыблемыми системы можно и нужно переосмысливать, развивать, соотносить со своим опытом, а не слепо копировать.

На протяжении своей длинной и насыщенной жизни он обращался помимо Священного писания к трудам Аристотеля и Спинозы, к буддистской философии, к идеям Маркса и Фрейда. В частности, к Фрейду он относился с огромным пиететом. Можно сказать, был активным его приверженцем. Но… со временем, опираясь на свою психотерапевтическую практику, стал высказывать несогласие с некоторыми идеями классического фрейдизма. Вновь непослушание, критический взгляд на догму дали толчок к развитию: сейчас исследователи называют Фромма основателем неофрейдизма.

В те времена, когда инновации еще не стали обязательной графой в отчетности школы, а были настоящим и интересным поиском возможных путей, одна из идей Фромма казалась особенно настораживающей и пугающей. В то, что человек склонен бежать от свободы, как-то не верилось. Тогда. Казалось, что свобода – это абсолютная ценность, и стоит ее только впустить в общество, в школу… Но не тут-то было.

Именно поэтому важно перечитывать Фромма время от времени. Уже почти семьдесят лет назад в книге «Бегство от свободы» он писал о том, что обыватель тяготится свободой, быстро устает от нее. Он склонен к тому, чтобы подчиниться высшему авторитету, закону и порядку, сильной руке. При демократическом устройстве общества этот механизм несколько завуалирован, подавление и подчинение не так грубы и прямолинейны. Но обыватель и здесь послушно следует за тем образом, который ему диктуют реклама, СМИ, общественное мнение, всегда знающее, что прилично и неприлично, что уместно и должно делать в каждой ситуации.

Чувство долга и приличия с раннего детства подсказывают ему, чего он должен хотеть. Это кардинальное влияние социума на психологию индивида было одной из идей в творчестве Эриха Фромма.

Среди педагогов не утихают горячие и немного наивные споры о том, чтo мы должны воспитывать в ребенке. Фромм же напоминает нам о том, что, кроме наших прекрасных порывов, существует социальная реальность. А помимо четырех видов темперамента, данных каждому от рождения и известных еще со времен Гиппократа, мы все обладаем так называемым социальным характером.

Существующая общественная система заинтересована в том, чтобы человек был предсказуемым и управляемым. Поэтому всем социумом не одобряется такое поведение, которое приводит к сохранению своей самости, свободы, реализации себя как человека. И наоборот, система поощряет «непродуктивные» (для самого человека, по мнению Фромма) модели поведения. Их четыре. Восприимчивая заставляет человека искать источник всего желаемого во внешнем мире, быть зависимым и вечно искать покровительства. Авторитарная ориентация характерна тем, что человек не подчиняется, а отнимает желаемое силой или хитростью. Стяжательская модель присуща людям, которые не рассчитывают получить что-то извне, а стремятся как можно лучше охранять и экономить все уже имеющееся: вещи, территорию, мысли, эмоции, чувства, воспоминания. Рыночная ориентация, ставшая особенно актуальной с развитием капиталистических отношений, вынуждает человека действовать так, чтобы быть максимально востребованным на рынке.

Плодотворная же ориентация, по Фромму, – это способность человека использовать свои силы и реализовывать заложенные в нем потенциальные возможности. Он действует свободно, творчески и полагается на свой разум.

Вероятно, это именно то, о чем так горячо мечтают педагоги. Поэтому иногда кажется, что вместо многих учебников по педагогике стоило бы перечитывать Фромма с его размышлениями о человеческих устремлениях, о любви, этике, творческом предназначении каждого.

TopList