Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2010

Специальный выпуск

Личность и общество

Ната Крылова ,
кандидат философских наук, г. Москва

Понять и принять Монтессори

Идеи и педагогическая практика

31 августа 2010 г. – 140 лет со дня рождения итальянского педагога и психолога Марии Монтессори (1870-1952).

Имя Марии Монтессори известно всем педагогам, о ней написано множество прекрасных книг. Но как далеко подчас оказывается наша образовательная действительность от передовых идей педагогики. Отчасти – потому, что великие педагоги прошлого не были погружены в суету наших педагогических будней. Они имели возможность инициировать свои идеи и методы в относительно свободных условиях, заданных внутренне. Они могли взаимодействовать с ребенком, наблюдать и размышлять в позиции исследователя, способного подняться над текучкой.

Право ребенка на познавательный выбор

Идеи Монтессори на первый взгляд просты и универсальны.

В отношении ребенка: ребенок – изначально активный субъект собственного образования; его образовательные интересы свободно избирательны, вероятностны и вариативны; ребенок реализует себя посредством конструирования собственного опыта; его познание строится на основании его свободного выбора.

В отношении среды, пространства взаимодействия детей и педагогов: культурно-образовательная среда как сумма пространств – интерактивна, она содержит обозримое количество дидактического материала, нацеленного на практический опыт, самосознание и мировосприятие ребенка, на стимулирование его саморазвития. Среда (если рассматривать ее одновременно и как уклад жизнедеятельности) играет роль субъекта образования; каждая образовательная ситуация проживается индивидуально. Общая ситуация проживания – круг, в котором происходит общение, смысловая коммуникация и человеческая консолидация.

В отношении педагога: педагог – прежде всего воспитатель, а не учитель; он должен уметь слышать ребенка, предоставлять ему возможность свободно действовать в образовательном пространстве, отвечать на запросы, опираясь на его изменяющуюся восприимчивость. Педагог не учит, а исследует образовательные ситуации и поддерживает ребенка; ребенок – реальный центр всей образовательной деятельности, а воспитатель постоянно находится в позиции поддержки – на заднем плане. Ребенок пишет условленные музыкальные знаки, а педагог исполняет эту музыку.

Мария Монтессори
http://www.erich-fromm.de

Мария Монтессори называла свою систему «саморазвитием ребенка в дидактически подготовленной среде». Внешне эта среда была знакомой и простой, но осмысленно заданной, поэтому превращается в индивидуальную знаковую среду деятельности каждого ребенка.

Родители часто воспринимают эту простоту как упрощенность. Я была свидетелем небольшого спора двух отцов, которые обсуждали преимущества выбираемых для своих чад воспитательных систем.

– Ты что, – говорил один другому, – будет у тебя Димка играть на дудке и деревянные дощечки перебирать. Парню теннис нужен или плавание.

– Одно другому не помеха. Я хочу, чтобы он самостоятельным стал…

– Не, я буду искать – где бассейн и английский язык.

Но действительно ли родители знают лучше, что хочет их ребенок…

Все же интерес родителей к системе Монтессори не назовешь распространенным, иначе было бы больше школ и садов «по Монтессори». Чаще всего выбор определяется внешними признаками. Но почему же не обращают внимания на главное в системе Монтессори – саморазвитие ребенка в ситуации свободного выбора? Почему традиционно считается, что в образовательном учреждении должны учить и воспитывать так, чтобы это нарочито бросалось в глаза; чтобы педагоги были сильные и строгие, а дети слушались педагога-руководителя?

Мне пришлось разговаривать с одним опытным педагогом о его детских впечатлениях от школы. Школа для него не была ровной дорогой в профессию. Прилежание и поведение оставляли желать лучшего. В дневнике то и дело мелькали замечания: «Ходил по классу во время урока», «Бегал и кричал в коридоре – изображал эхо», «Принес в класс лягушку», «Обратите внимание на поведение…» и т.п. Рассказывая все это, мой собеседник смеялся, а потом добавил: «Мне бы попасть в школу Монтессори – я бы там был первым учеником!». И я поняла почему: там приветствуются любознательность, любопытство, эксперимент. Если же появлялась в классе лягушка – то сразу возникала образовательная ситуация, а не дисциплинарные претензии.

В традиционной же школе, чтобы ребенку усвоить знания, необходима строгая дисциплина: должно быть слышно, как скрипят перья, – такая есть установка. Так и получается, что, ознакомившись в вузе с великими педагогическими идеями, многие учителя (и управленцы) не усвоили исторические уроки, не наделили эти идеи смыслом. Они по инерции вписались в привычные параметры функционирования школы. Поэтому с утверждением приоритетов ЕГЭ педагоги вполне смогут забыть легкомысленные педагогические идеи о реализации права ребенка на познавательный выбор.

Барьеры на пути понимания

Если задать себе мучительный вопрос, почему все замечательные идеи выдающихся педагогов у нас, в российской школе, не пускают глубокие корни, то напрашиваются два ответа:

идеи оказываются не до конца понятыми и усвоенными;

педагоги и управленцы (каждые – по своим причинам) не могут практически освоить эти идеи полностью и системно, поскольку заняты другим, а изменившиеся условия не способствуют освоению и развитию прогрессивных идей.

Эти два ответа требуют анализа и обоснования.

Конечно, то, что в нашей системе все же существует какое-то количество образовательных учреждений «по Монтессори», – уже достижение. Кроме того, многие школы продуктивно используют отдельные методы и приемы педагогики Монтессори (не говоря об этом открыто). В некоторых инновационных детских садах и школах об этом даже смело говорят в открытую, что позволяет образовательным учреждениям действительно строить воспитательную среду, ориентированную на ребенка и его образовательный интерес. Но организовать это в детском саду и в начальной школе относительно легко. Проблема возникает на пороге основной школы, формальные требования к которой создают барьер для идей Монтессори.

Наличие данного барьера объясняет, почему мы крайне непоследовательно осваиваем гуманистические идеи педагогики: система-то остается авторитарной, хотя и сменила антураж. Она подменила универсальные задачи образования конкретной задачей сдачи ЕГЭ, в результате произошел отрыв такого обучения от ценностей воспитания и личностного саморазвития детей, а школы оказались полностью подчинены системе и обременены «бюрократическим оброком». Кроме того, в целях контроля со стороны вышестоящих организаций и экономии средств стала ломаться сеть малокомплектных школ – капилляров в кровеносной системе образования. А ведь именно в них могла бы отлично прижиться педагогика Монтессори.

Учитель современной школы вынужден работать на результат, а ребенок вплоть до окончания школы нацелен на процесс узнавания мира (что подтверждают исследования Монтессори). В этом – основная причина конфликта между учителем, у которого по понятиям традиционной системы основная функция – быть контролером усвоенного знания, и учеником, у которого по его внутренней интенции основная функция совсем другая – быть дегустатором личностного знания и опыта (недаром у Монтессори одна из книг называется «Дети – другие»).

Условия жизни в школе сегодня таковы, что далеко не все учителя могут сохранять верность гуманистическим принципам педагогики. Мне приходится ездить по разным регионам, участвовать в разных семинарах и конференциях. И везде – жалобы на трудности организации подлинно педагогической деятельности в школе.

Приведу показательный пример, не называя ни имени, ни школы (сами понимаете почему):

…Мы тут… устали с этим КПМО... Столько ерунды, честно говоря... Постоянные еженедельные отчеты в рамках КПМО в разные инстанции… Бесконечные эксперименты в образовании... У нас педагоги сидят уже до ночи, доказывая, что им можно платить зарплату... Выбор: или зарплатой занимаешься, своим рейтингом, от которого эта зарплата зависит, или детьми. Очень тяжело. Сейчас переходим на электронное портфолио, электронные журналы, дневники... все это тоже забивает педагог после рабочего дня. Плюс другие формы работы. Идет он домой поздно вечером, проверяет тетради, готовится к следующему уроку. Жизни личной нет совсем, как и времени для спорта, восстановления здоровья... А так красиво рапортуют… но за кадром...

Привожу эти слова как абсолютно типичные для педагогов многих регионов. Вот одна из причин, почему идеи Монтессори не реализуются в большинстве школ, – о свободе ли ребенка думать, когда собственная свобода педагога урезана.

И других причин достаточно – в частности, большие классы, в которых, в нарушение законов социальной психологии, приходится учить и контролировать по стандартам массу детей, а не пробуждать свободные познавательные интересы и способности личности каждого отдельного ребенка.

Я вовсе не отрицаю способность образовательной системы освоить и развить идеи Дьюи, Монтессори, Френе, Сухомлинского, Тубельского, Караковского, Амонашвили. Нужна только истинная, а не фальсифицированная модернизация школы. Школы, в которой можно обеспечить интерактивность, свободу выбора, разносторонние интересы и авторство каждого ученика.

TopList