Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №24/2009

Живые истории

Глазами учителей

Нелли Барсегян ,
г. Москва

Учите делать подарки!

Разговоры о важном

Подарки сопровождают ребенка с детства. Но научиться самому их дарить он сможет только с помощью взрослых, поняв, насколько по-разному можно относиться к подаркам, как много тепла вложить в самый простой сюрприз.

C годами все больше убеждаюсь, что детям необходимы люди для неформального общения, которым они доверяют и с которыми могут говорить обо всем или хотя бы о многом. Мы заблуждаемся, думая, что им нужны только предметные знания, нет, они хотят услышать ответы или хотя бы размышления о том, что их больше всего волнует. А волнует их (особенно в подростковый период и далее) то, как складывается их личная жизнь, есть ли у них друзья, не чувствуют ли они себя одинокими, как оценивают себя и окружающих, и многое другое. В это время они очень много думают, больше, чем нам кажется. Вот это думание и продуманность важно в них развивать, а не глушить бесконечными выводами и клише.

Нужно ли с детьми говорить о подарках? Конечно, нужно, хотя эта тема очень деликатная. На память приходит рассказ О’Генри «Дары волхвов», который мы читали в классе. Там девушка, у которой совершенно нет денег, продает свои великолепные волосы, чтобы сделать подарок любимому к Рождеству, и покупает ему цепочку для часов. Он же, ее любимый, продает свои часы, чтобы купить заколки для ее чудесных волос. В результате оба подарка не пригодились. Но как эти люди приблизились друг к другу, как поняли, что по-настоящему волшебной силой обладает любовь, и какой посыл они сделали нам на все времена!

Радость мы испытываем не только и не столько тогда, когда получаем подарки: самая большая радость – дарить их. И тут важно продумать всё: кому мы дарим, что выбрать, чтобы обрадовать того, кому дарим. И не всегда это материально значимая вещь, она может быть совсем недорогой. Об этом, конечно, надо говорить с детьми, рассказывать им о своих значимых подарках. Это могут быть сувениры, книги, цветы, иногда даже неожиданные, как нечаянная радость.

Однажды, находясь длительное время в больнице, я получила неожиданный подарок: 24 записки от моих таких разных учеников. Все они были вложены в один конверт, а на нем написано: «Вы никогда не читали наших записок. Спасибо. Но эти – лично Вам». И я их читала, читаю и перечитываю и храню, как огромную драгоценность. Даже самые лучшие цветы не доставляли мне такой радости. И совсем недавно, перечитывая их, я подумала: «Но ведь кто-то же «организовал» этот конверт?! Кто-то намекнул на это?!» Кто? Не знаю, но спасибо ему огромное.

Вообще, к подаркам в виде письма, записки (к случаю, конечно) я отношусь с любовью и трепетом. Стихи, которые можно сочинить вместе или поодиночке, – тоже прекрасно. Тут выдумка у ребят огромная.

И вещи, купленные за деньги, хороши, если они продуманы. Но вещи могут постареть, выйти из моды, а послания, идущие от сердца, не стареют, лучше запоминаются. Пусть это будет билет в театр, на концерт любимого артиста, пирог и совместное чаепитие, да и многое другое. Вокруг нас – наши близкие люди: родители, бабушки, дедушки, друзья, учителя, одноклассники. Давайте радовать друг друга и дарить подарки.

Как замечательно сказала о празднике в своих стихах Татьяна Подгорная:

* * *

Давайте придумаем праздник
И первый отпразднуем снег!
Ноябрь, шалопай и проказник,
Взбодрит и поманит им всех.

И ветер припудрит дорожки
Робеющим юным снежком,
Мороз, приударив немножко,
Несмело напомнит о том,

Что скоро найдет покрывало
На необозримый простор.
Пока же, лишь утро настало,
Он вмиг растерял свой задор.

Пусть липнет противная слякоть,
Целуя лицо и глаза…
Давайте смеяться! А плакать –
Ведь праздник! – сегодня нельзя.

TopList