Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №24/2009

Идеи

Классный час

Инга Дымова ,
АОУ гимназия российской культуры, г. Тюмень

Встреча с собой

Лекарство от пессимизма

Как правило, тем, кому грустно, вообще не хочется играть, а тем более – рассказывать о своих переживаниях одноклассникам. Именно поэтому не стоит воспринимать игры и материалы для бесед, о которых идет речь в данной статье, как прямое руководство к проведению серии классных часов под общим названием «Лекарство от пессимизма». Работа такого рода всегда точечная, ее нужно проводить очень осторожно, и лучше всего, если в ней будут принимать участие только те, кто сам захочет. А потом, возможно, к этой группе присоединятся и остальные…

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Девиз занятий:

Чтобы ценить себя и жизнь, необходимы две основные вещи:

• нам нужно, чтобы нас любили;

• нам нужно хорошо к себе относиться.

Я – это Я!

Цели: повышение самооценки, освобождение от тревоги и агрессии.

Ход упражнения: ребята получают текст декларации, обсуждают ее, читают вслух по очереди.

Декларация личной самоценности

• Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

• Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

• Поэтому всё, что исходит от меня, – это подлинно мое, потому что только Я выбрал это.

Мне принадлежит все, что есть во мне:

– мое тело, включая все, что оно делает;

– мое сознание, включая все мои мысли и планы;

– мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;

– мои чувства, какими бы они ни были, – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость;

– мой рот и все мои слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные;

– мой голос, громкий или тихий;

– все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи;

– все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки.

• Поэтому Я могу очень близко познакомиться с самим собой. Я могу полюбить себя и подружиться с каждой частью себя. Я могу сделать так, чтобы всё во мне содействовало моим интересам.

• Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я подружился с собой и полюбил себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать всё больше разных вещей обо мне самом.

• Всё, что Я вижу и ощущаю, всё, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

• Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что некоторые части меня не вполне мне подходят. Я могу отказаться от того, что кажется мне неподходящим во мне, и сохранить то, что кажется во мне очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.

• Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею всё, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

• Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

• Я – это Я, и Я – это замечательно!

Ежик

Цели: преодоление трудностей в общении, преодоление стеснительности и робости.

Ход игры: участники располагаются по кругу или иначе, но чтобы соблюдалась последовательность. Ведущий, начиная игру, должен тихим шепотом позвать: «Ежик!». Дальше участники друг за другом в строгой очередности незначительно повышают голос, причем каждый следующий должен сказать немного громче предыдущего. Так постепенно нужно дойти до крика. Игра проходит несколькими циклами и длится до тех пор, пока ведущий не решит, что громче участники уже не могут.

Закончить игру можно, поделившись по кругу чувствами в виде короткого сообщения.

Колонна счастья

Цели: повышение самооценки; укрепление позитивного отношения к жизни.

Ход игры: участники выстраиваются в колонну друг за другом. Самый первый встает лицом к стене, а остальные – за ним. Принцип построения колонны: первым встает тот, кто считает себя самым счастливым. Остальные – за ним, по мере убывания счастья. Последним встает самый несчастливый человек. В процессе построения можно менять свое место в колонне.

Завершить стоит обсуждением впечатлений и эмоций.

Моя яблонька

Цели: формирование умения выражать свою индивидуальность, а также выделять и анализировать свои характерные черты; смотреть на себя со стороны; расширение знаний учеников друг о друге; повышение самооценки.

Ход игры: ведущий напоминает участникам, что во многих легендах яблоня – это символ любви, жизни, бессмертия, помощница в трудных ситуациях, целительница и волшебница, способная наделить человека необходимыми качествами. Затем он предлагает каждому «вырастить» свою волшебную яблоньку, которая поможет участникам игры осознать свои главные качества, рассказать о себе, узнать о другом. Впоследствии такая яблонька, если ее сохранить, может стать личным талисманом и опорой в трудную минуту.

Каждый участник получает бланк со схематичным изображением дерева. На нем выделены 5 уровней веток. Задача – разместить на своем дереве яблоки. Ребятам нужно определить для себя количество яблок на каждом уровне, а также их размер и цвет. Яблоки можно либо рисовать фломастерами, либо вырезать из цветной бумаги и наклеивать клеем. Примерное время на выполнение задания – 10 минут.

Так как яблоня волшебная и должна приносить пользу, участникам игры необходимо наделить каждое яблоко положительной силой. На каждом уровне веток яблоки отвечают за определенное качество. Надо посмотреть, сколько яблок разместилось на каждом уровне, и постараться выполнить следующий этап задания.

Итак, начиная снизу.

Первый уровень – это ваше имя. Впишите в каждое яблочко производное от своего имени, то, как вас называют родные и знакомые, как вам хочется, чтобы вас называли.

Второй уровень – это ваши черты характера. Впишите в каждое яблочко по одной черте характера, каким вы себе видитесь. Какой вы?

Третий уровень – это ваше социальное окружение. Впишите в каждое яблочко по одному человеку, который вам наиболее дорог.

Четвертый уровень – это ваши умения и способности. Впишите в каждое яблочко то, чем любите больше всего заниматься, что вы умеете делать лучше всего.

Пятый уровень – это ваши достижения. Подумайте, вспомните и впишите в яблочки на этом уровне ваши самые важные достижения.

Во время обсуждения ребятам предлагается рассказать про свои яблоньки. По ходу рассказов участники могут задавать друг другу вопросы, что-то уточнять. После выступлений можно обсудить, чем понравилось или не понравилось упражнение, что участники чувствовали во время его выполнения, какие выводы для себя сделали.

В заключение ведущий говорит примерно следующее: «Вы можете сохранить для себя ваши деревца. Когда вам вдруг начнет казаться, что жизнь какая-то не такая, то вы можете посмотреть на свое деревце и увидеть, что вашу жизнь наполняет множество составляющих и в ней есть место для развития.

Если вам вдруг покажется, что имя у вас дурацкое и человек вы ничем не примечательный, то взгляните на дерево и оцените себя по-другому – вы разный, интересный, с красивым многогранным именем.

Если вдруг вам начинает казаться, что у вас плохих качеств больше, чем хороших, или слабость характера превосходит силу, то посмотрите на дерево, и вы увидите, что сила духа у вас огромная, твердость есть и доброта с мягкостью в норме.

Если вам вдруг начнет казаться, что вы одиноки, посмотрите на дерево – разве вы один? Вспомните о тех людях, которые вас окружают.

Когда вам станет скучно и вы решите, что ни на что не способны и вам нечем заняться, вспомните о ваших умениях и способностях, о том, что вы лучше всего делаете, и займитесь этим. Или посмотрите на свободные яблочки на этом уровне и придумайте новое дело.

Стать более уверенным вам помогут воспоминания о своих достижениях: раз вы смогли это, то сможете и еще больше».

Преодолей препятствие

Цель: формирование умения анализировать ситуацию; расширение знаний друг о друге; повышение самооценки.

Ход игры: участники выстраиваются в одну шеренгу. Ведущий предлагает каждому по очереди представить, что он стоит на краю пропасти и ему надо преодолеть сложные препятствия. В роли препятствий – остальные участники игры. Преодолевающий должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из «препятствий» было преодолено.

Препятствия могут быть совершенно разными: моральные, физические, эмоциональные, интеллектуальные и т.д., требующие различных и нестандартных подходов к решению проблемы их преодоления.

Одно условие – не наносить друг другу физического или морального ущерба. Каждый из участников игры обязательно должен побывать в роли и «препятствия», и «преодолевающего».

Ведущий внимательно следит за соблюдением правил. В конце игры проводится тщательное обсуждение.

Чемодан

Цели: формирование умения выделять, анализировать черты характера и смотреть на себя со стороны; расширение знаний друг о друге; повышение самооценки.

Ход игры: один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу «чемодан». Туда складываются положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Но отъезжающему обязательно напоминают те отрицательные качества, которые ему надо побороть, чтобы его жизнь стала лучше. Затем отъезжающий, который всё это время находился в другой комнате, возвращается, и ему зачитывается весь список. Он может задавать вопросы по поводу выбранных качеств. Каждый участник должен получить по «чемодану».

Ведущий тоже получает свой «чемодан».

Сильные стороны

Цели: формирование умения выделять и анализировать черты характера; смотреть на себя со стороны; расширение знаний друг о друге; повышение самооценки.

Ход упражнения: необходимо разделиться на пары. Один рассказывает о своем затруднении в течение 2–3-х минут. Второй анализирует ситуацию, находя в поведении партнера сильные стороны, и рассказывает о них подробно. Дальше происходит обмен ролями.

В заключение важен обмен впечатлениями и чувствами.

Чем мы похожи

Цель: развитие толерантности и внимания к личным особенностям.

Ход упражнения: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в центр круга одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и таким же образом приглашает еще кого-нибудь из участников.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Комплименты

Цели: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Ход упражнения: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент, и т.д. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Аплодисменты

Цели: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Ход упражнения: участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством. Например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др. Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день

Цели: формирование навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; формирование способности к самоанализу.

Материалы: бланки с табличками для каждого участника.

Подготовка: нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках.

Ход упражнения: участники сидят в кругу. Ведущий говорит о том, что у каждого случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться.

В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценить себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. На это у них есть 20 минут.

Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.

Мои лучшие черты – в эту колонку участники должны записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

Мои способности и таланты – сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.

Мои достижения – в этой графе записываются достижения участника в любой области.

Обозначь ситуацию

Цель: формирование умения различать мысли, эмоции и поведение.

Ход упражнения: читая список ситуаций, необходимо отделить друг от друга мысли, чувства и поведение, то есть обозначить названные ситуации следующим образом: «я думаю», «я чувствую», «я делаю».

• Ты пробуешь разные способы решения уравнения.

• Ты радуешься хорошей отметке.

• Ты волнуешься перед экзаменом.

• Ты отвечаешь на вопросы теста.

• Ты решаешь, куда пойти учиться.

• Ты едешь с инструктором в учебном автомобиле.

• У тебя потеют ладони, когда ты здороваешься с девушкой.

• Ты обедаешь в столовой.

• Ты выбираешь компьютерную игру в магазине.

• Ты моешься в душе.

• У тебя холодеет спина при мысли о визите к стоматологу.

• Ты включаешь свет в комнате.

• Ты бежишь по дорожке стадиона.

• Ты решаешь, как лучше обогнать бегущего впереди.

• Ты злишься, что он тоже «прибавил ходу» и т.д.

Эмоциональный барометр

Цели: осознание причин возникновения отрицательных эмоций, формирование умения осознавать свои эмоциональные состояния.

Задание: каждый участник получает картинку с «Барометром эмоций» и цветные карандаши. Ведущий зачитывает примеры различных ситуаций, а члены группы отмечают цветным карандашом соответствующее состояние.

Виды эмоций:

• растерянный;

• недовольный;

• злой;

• гневный;

• расстроенный;

• испуганный;

• радостный и т.п.

Примеры ситуаций:

1. Ты не готов к уроку, а тебя вызвали отвечать.

2. Друг подвел тебя в важном деле.

3. Мама купила тебе то, о чем ты долго мечтал.

4. Ты поссорился с девушкой.

5. Ты опаздываешь на занятия и т.п.

Обсуждение: легко ли было определиться с чувством, которое у вас возникает в той или иной ситуации?

Комментарий учителя: Мир наших чувств сложен и противоречив, поэтому нам бывает трудно в них разобраться и выразить их.

ЛЕГЕНДЫ И ИСТОРИИ

Легенда о бабочке

Цели: развитие способности к целеполаганию и разностороннему взгляду на проблему, укрепление коммуникативных навыков, креативности, уверенности в себе.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась всё такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала всё, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.

Комментарий учителя: жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать!

Шесть верных слуг

(Редьярд Киплинг, перевод Самуила Маршака)

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг, –
Всё знаю я от них...
Но у меня есть милый друг –
Особа юных лет.
Ей служат сотни тысяч слуг –
И всем покоя нет.
Она гоняет, как собак,
В ненастье, дождь и тьму
Пять тысяч
Где,
Семь тысяч
Как,
Сто тысяч
Почему.

Комментарий учителя: любопытство – источник интереса к жизни. Правильно и своевременно поставленный вопрос – гарантия получения важной информации, необходимой для принятия наилучшего решения. Не бойтесь спрашивать! Ищите поводы для вопросов из области неведомого!

Сегодня, завтра или вчера

(Самуил Маршак)

Жил человек бедный,
Не имел ни полушки медной.
Ну, дошел человек до сумы!
Стал просить он у черта взаймы:
– Дай, нечистый, мне сотню-другую,
Я на рынке денек поторгую
И тебе твои деньги отдам,
А барыш разделю пополам.
Чуть он вымолвил слово «барыш»,
Черт явился – хвостатый, как мышь,
Черномазый, с кривыми рогами.
Держит в лапах бумажник с деньгами,
Счеты, книгу, большой карандаш.
– А когда, – говорит, – ты отдашь?
– Завтра деньги отдам или душу.
Верь, я клятвы своей не нарушу!
Выдал черт ему сотню рублей,
Что-то в книге отметил своей
И пропал, только ночь миновала,
Будто вовсе его не бывало.
Вот пошел человек на базар,
Присмотрел подешевле товар,
Перепродал, но выручил мало
И купил себе хлеба и сала.
Рано утром проснулся бедняк,
Сала с хлебом поел натощак
И заснул, подкрепившись немного.
Глядь, нечистый стоит у порога
И бормочет: «В положенный срок
Я пришел получить свой должок!»
– Нет, – бедняк говорит, – рановато
За деньгами пришел ты, рогатый.
Был назначен на завтра платеж,
Ты ж сегодня ко мне пристаешь!
Черт смутился, помедлил, подумал
И откланялся: завтра приду, мол!
А под утро опять на порог –
Просит денег иль душу в залог.
– Нет, – должник отвечает сердито, –
Понапрасну меня не буди ты.
Деньги завтра я должен отдать,
Ты ж сегодня приходишь опять!..
Иль не знают у вас в преисподней,
Что не завтра сейчас, а сегодня?
Вновь нечистый явился чуть свет,
Но услышал такой же ответ.
Напоследок ему это дело,
Откровенно сказать, надоело.
И решил он денек пропустить,
А потом должника навестить.
Рано утром явился он снова
И прочел на дощечке кленовой,
На столбе посредине двора:
«Приходи за деньгами вчера!»
Бедный черт почесал себе темя...
Прозевал он платежное время!
Вновь «сегодня» настало с утра,
И уже не вернется «вчера»...

Комментарий учителя: безвыходных ситуаций в жизни нет. Всё, с чем мы сталкиваемся, – относительно. Всегда можно найти выход из положения, используя разносторонние представления об индивидуальных отличиях в логике и поведении людей.

О любви к жизни

(рассказ Фьердыча)

Когда он был молодым, его кожа была гладкой, дыхание – свежим, взгляд – гордым и зорким. В двадцать лет он потерял первый зуб. Какое огорчение! Казалось, что от него отняли часть его самого. Он не спал несколько ночей – ему снилось, что все зубы на месте.

Потом сны перестали сниться, место потерянного зуба во рту стало своим, как будто оно всегда было таким. Второй потерянный зуб уже не вызвал такой волны печали, как первый.

Через двадцать лет он морщинисто улыбался остатками зубов, щурил подслеповатые глаза, приглаживал на голове редеющие волосы и стыдливо похлопывал себя по рыхлому животу. И значительно больше любил жизнь, которая так и не ответила ему взаимностью.

Комментарий учителя: любовь к жизни не зависит от внешних причин и даже от физического состояния. Радость существования можно испытать в любом возрасте.

СТИХИ ПОДРОСТКОВ

Любите жизнь
(С. Борисова, Н. Сусина)

Мы дарим сердца планете,
Мечты, несущие свет.
Пусть будут смеяться дети
И утром – сиять рассвет.
У всех есть свои заботы,
Но наших сердец мосты
Внутри пробуждают что-то,
И чувствуешь вдруг, что ты,
Создав пирамиду истин,
Откроешь врата души.
Рисуя волшебною кистью,
Мы в мыслях опять малыши.
И снова готовы к созданию –
Ведь творчества мы проводник.
Наш труд развивает сознание,
И мы – милосердья родник.
А в сути у нас справедливость –
Одна из важнейших задач.
А к знанию наша пытливость –
Залог для возможных удач.
Добро с красотой неразлучны.
Они нам помогут понять,
Что, развиваясь, должны мы
Законы любви постигать.
Свобода нужна для открытий,
Что в дружбе даются легко,
И массы веселых событий,
Но если семья далеко:
На сердце так грустно,
Но важно,
Прожив предначертанный век,
В пути не сломаться однажды
И помнить, что ты Человек.
Но в самых лучших стремленьях
И цель для людей всех одна:
Хранить и смыслом наполнить
Ту Жизнь, что нам Богом дана!

Я люблю эту жизнь
(М. Головерда, 15 лет)

Я люблю эту жизнь, это я, наконец, поняла.
Всё, что есть в ней, и всё, чего нет.
Что отняла она, что дала,
Она есть у меня, и за то благодарна я ей.

Ведь могла я, и правда, могла,
Жизнь прожив до последнего дня,
Той любви, что сейчас у меня,
Не найти, не прожить, не узнать.

Пусть болит, пусть страдает душа
Оттого, что тебя со мной нет,
Но ты все-таки был у меня,
И за то благодарна я ей.

И в любви, что дана мне наградой
Среди тысяч лишенных людей,
Всё, что связано с ней, до конца принять надо,
Всё, что надо мне дать, дай мне, жизнь, не жалей,

Всё приму я, всему буду рада.
Я жива!!! И хочу жить я жизнью своей!

Люблю СЕБЯ!
(Л. Иванцова, 16 лет)

Я люблю себя милую, нежную,
Озорную, немного небрежную,
Я люблю себя разную-разную, 
Даже утром, спросонья, прекрасную!

Я люблю себя стильную, сильную,
Потрясающую и сексапильную!
А порою серьезную, смелую,
В этой жизни такую умелую!

Я люблю себя всю, без остатка, 
Заношу все слова я в тетрадку,
Чтоб напомнить любимой себе:
Я – это ЧУДО на нашей Земле!

Я уникальна и неповторима,
Я это чувствую, это незримо!
Я это знаю, не забываю
И про себя без конца повторяю:

ЛЮБОВЬ – это я,
СВЕТ – это я,
ЖИЗНЬ – это я,
я – СВОБОДА своя!

Солнышко, милая, очень красивая,
Я – ненаглядная, просто отпадная, 
Сладкая, умная и интересная,
Речь моя дивная слышится песнею,

Во взгляде сияющем – солнца лучи,
В голосе ласковом шепчут ручьи.
Волосы дивные, пышные, длинные,
Талия тонкая, просто осиная:

С прошлыми мыслями порвана нить.
Как себя, милую, не полюбить!!!

Я люблю тебя, Жизнь!
(Из Интернета, автор не известен, ему 17 лет)

Я люблю тебя, Жизнь, за безмолвный рассвет,
За горячий и знойный твой солнечный свет,
За вечерние сумерки цвета огня,
За ночной ветерок, что ласкает пьяня...

Я люблю тебя, Жизнь, за морозы, снега,
За жару и дожди, за прохладу, ветра,
За моря и озера, реки и океан,
За поля и луга и за гор караван...

Я люблю тебя, Жизнь, за осенний туман,
За весенний цветочный пьянящий дурман,
За морскую волну, за хмельной летний зной
И за снег, что хрустит под ногами зимой.

Я люблю тебя, Жизнь, за бессонные ночи
И за мягкое, нежное пламя свечи...
За прохладное утро и красочный день,
За энергию, бодрость, за сон и за лень,

Я люблю тебя, Жизнь, за вопрос и ответ...
За желанное «да» и холодное «нет»,
За удары в лицо, за душевную боль,
За набитый карман и за то, что в нем ноль...

Я люблю тебя, Жизнь, за счастливый билет,
За джек-пот, что сорву, и за звон тех монет,
За будничный хаос и за дня суету,
Оглушающий рев и в ночи тишину...

Я люблю тебя, Жизнь, за святую любовь,
За родителей, близких, друзей и врагов,
За знакомства и встречи, «привет» и «пока»,
За ошибки мои и за то, что права...

Я люблю тебя, Жизнь, за победы, успех,
За соленые слезы и радостный смех,
За преграды, бои, раны и синяки,
За разбитое сердце, за унынье тоски...

Я люблю тебя, Жизнь, за желанья, мечты,
За деревья в саду, за любые цветы,
За искринки добра, за крупинки тепла,
За всё то, что смогу, и за то, что смогла...

Я люблю тебя, Жизнь, за мудрый совет,
За окошко, в котором всегда горит свет,
За дороги и скорость безумных огней
И за то, что есть ключик для каждых дверей...

Я люблю тебя, Жизнь, за то, что ты есть,
За хорошую новость, за горькую весть,
За сладость подарков и горечь потерь,
За простоту истин, за странность смертей...

Я люблю тебя, Жизнь, за здоровья букет
И за вечность, и за быстротечность лет,
За минутную слабость, за покорность раба,
За вспышки эмоций, за спокойствие сна...

Я люблю тебя, Жизнь, за надежду на рай,
За обманчивость клятв, и за пропасти край,
И за вечную ложность обещаний навсегда,
И за присказку: никогда не говори «никогда».

Я люблю тебя, Жизнь, ты так много даешь...
Между строк всё же учишь, где правда, где ложь...
Назначаешь свиданья с добром и со злом...
Только глупый чудак возьмет тебя на излом.

Жизнь, спасибо тебе за бумаги листы,
За несносную прозу, плохие стихи,
За слова и за мысли, что льются рекой,
И за то, что пока только снится покой.

Моя Жизнь, я перед тобою в долгу...
Я так мало успела, я так много могу.
Я прошу тебя, дай мне еще один шанс:
Я попробую сделать тебе реверанс.

TopList