Идеи
Педагогическая поддержка
Анатолий Берштейн
Розовые очки или подзорная труба?
Детский обряд мечтания
Взрослые нередко высмеивают мечты детей, если случайно узнают об их существовании. А уж о том, чтобы их фантазиями всерьез заинтересовались, прислушались к ним, отнеслись с вниманием, ребятам и мечтать не приходится. Однако именно благодаря фантазированию рождается и само будущее, и способность его добиваться.
...Гибель не страшна герою,
Пока безумствует мечта.
Александр Блок
У меня в классе учился парень, мечтой которого было попробовать «драймартини». Когда он закончил школу, я пригласил его в гости, налил немного его мечты в бокал и сказал: «Выпей, пожалуйста, и смени свою мечту». Как-то мне не хотелось, чтобы его мечта была столь доступной и прозаичной.
Детям важно мечтать, а взрослым – не мешать обряду мечтания. Мечты – обособление в пространстве, примерка будущего. В этой примерке человек набирается сил для исполнения поручения. Опять же, если ему не помешают взрослые.
Мечтание – это некоторая оторванность человека от действительности, приподнятость над ней, особое состояние возвышенности: и обзор лучше, и душе легче. Мечты-идеалы указывают вектор развития, помогают преодолеть земную гравитацию, обрести смысл.
Другое дело – идеализация жизни, то есть приписывание ей свойств, которыми она не обладает, обман зрения, самообман. Идеалы и идеализированный взгляд на мир – не одно и то же. Можно любить летать, но не стоит пытаться научить весь мир полетам наяву.
Состояние мечтания – это всегда определенная асимметрия души. Поведение увлеченно мечтающего ребенка часто трудно объяснить, поскольку оно продиктовано сигналами из будущего, внутренне никому не известным предчувствием. Очень важно увидеть цельность в асимметричности и простить наличие кажущихся пустот и отсутствие каких-то «звеньев».
Асимметричные отношения сложнее, потому что непредсказуемы, не укладываются в схему привычных стереотипных, изученных рефлексов, поведенческих установок. Но это и есть импровизация будущего, без которой жизнь становится скучной, расчерченной, как листы тетради в линейку или в клеточку.
К тому же мечта обладает огромной побуждающей, оптимистической силой. Есть известная притча. «Это невозможно», – сказала Причина. «Это безрассудно», – заметил Опыт. «Это бесполезно», – отрезала Гордость. «Попробуй...» – шепнула Мечта.