Идеи
Педагогическая поддержка
Ната Крылова ,
кандидат философских наук, г. Москва
кандидат философских наук, г. Москва
Что ты роздал – твое
Альтруизм как преодоление себя
…как ни приятно быть оптимистом, однако не следует также слишком увлекаться грезами и воображать себя на ковре-самолете, в то время как валяешься под забором…
Питирим Сорокин
Белое и черное
Россияне в основном не воспринимаются иностранцами как люди оптимистические – они неулыбчивы и малоразговорчивы, а на стандартный вопрос: «Как жизнь?» – чаще всего отвечают негативно, подробно оценивая текущие нерадостные события. Во многих западных странах это не принято. Там всегда тебе ответят широкой улыбкой и «ОК!», поскольку принято считать: если человек жалуется на проблемы, значит, не может их решить, то есть он – возможный неудачник. Там детей с малолетства ориентируют на успех, на достижение целей, на инициативу, но, конечно, социально приемлемой ценой.
В отечественной школе детей чаще всего ориентируют на коллективный успех и индивидуальную сдержанность, что соответствует такому культивируемому качеству, как скромность. Когда видишь рядом подростков из разных стран, наших порой узнаешь по зажатости и недостаточной коммуникабельности. Они как будто боятся перейти какую-то черту.
Мне могут возразить: ну и хорошо, в детях развязность недопустима, пусть ведут себя как подобает воспитанным детям… Но отсюда лишь один шаг до невольного формирования у наших подростков позиции ложной скромности, неуверенности в себе, ущербности, боязни ошибиться или показаться глупым. Все это, в конечном счете, ведет к пессимистическому самоощущению. Ведь пессимистами или оптимистами не рождаются, ими становятся.
Пессимистами или оптимистами не рождаются, ими становятся.
Впрочем, различие между ними условно: либо стакан наполовину пуст, либо наполовину полон. Весь вопрос в том, за что и почему этот мир каждый начинает воспринимать в темных или светлых тонах. Это вопрос ценностей, которые являются основой выбора. Кроме того, действует и правило одиночества: если ребенок оставлен один на один со своей проблемой, если его окружает стена равнодушия, непонимания, жесткого воздействия, манипулирования, скорее всего, его мироощущение будет мрачным и вырастет он озлобленным, закомплексованным.
В течение классного часа невозможно подросткам дать наставление: оптимизм помогает справляться с проблемами, дружить, достичь успеха в задуманном деле, прожить жизнь интересно. Подросткам надо самим обрести опыт различения пессимизма и оптимизма и сделать окончательный вывод в пользу жизнелюбия. Здесь поможет только реальная успешность каждого, полнота и разнообразие школьной жизни, а также тактичное соучастие в личной жизни подростков. В основе жизнеутверждающего мировоззрения лежит не установка на негатив или позитив, а направленность собственной деятельности, собственного интереса на потребности других.
Я знала одного подростка (сейчас он уже вырос и, как говорят, состоялся), который был долгое время подвержен резким перепадам настроения: то сидит и молчит, игнорируя всех, то хохочет и затевает шумные игры и споры, то грубит, то расстраивается из-за пустяковой обиды. Причиной был стресс: случайная смерть любимого отца, чувство одиночества, противоречивость желаний – ему хотелось то стать лидером, то забросить все дела и часами сидеть, уставившись в телевизор. С мальчиком по нескольку раз беседовали разные психологи. Говорить с ним было очень трудно – он все воспринимал в негативном свете, был агрессивен, никому не верил.
Подросток выправился, когда стал ходить в театральную студию и всерьез увлекся поэзией (потому что помнил, как отец ему читал). Приступы меланхолии постепенно прошли, он сам их прогонял, выучивая стихи. И в классе к нему стали относиться иначе, потому что мальчик многое читал наизусть и даже увлек некоторых одноклассников поэзией. Он был счастлив в своем увлечении. Это стало ключом к изменению его характера и к переориентации с себя на других. Открытие пространства самореализации помогло ему убедиться в пользе своей деятельности для других. Его мировосприятие стало устойчиво позитивным. Но к подростку вернулась не только радость жизни…
Радость и разочарование
Позитивное отношение к жизни взращивается и стимулируется деятельностью человека, которая, увлекая, становится значимой для окружающих. Вне такой деятельности позитивное мировосприятие не может быть устойчивым, оно не проявляется как социально значимая жизненная позиция.
Просто позитивный взгляд на жизнь не всегда однозначно полезен. Можно испытывать, например, радость от событий собственной жизни, чувствовать себя счастливым и не озадачиваться проблемами других, игнорировать все, что творится вокруг. Но будет ли нравственным такое оптимистическое мироощущение?
Каждому нужно в жизни пройти и через радости, и через горести и развернуть этот опыт.
Может быть, и не нужно задаваться таким вопросом? Например, детям, особенно малышам, изначально свойственно такое эгоцентрическое позитивное восприятие жизни. Негативное восприятие жизни приходит к ребенку (подростку) после наложения разного рода неудач, нерешенных проблем, непреодоленных комплексов, столкновений с драматическими событиями – возникает ощущение безвыходности. Но негативный опыт тоже полезен. Не имея его, ребенок не научится ценить удачу, успех, радость, счастье и стремиться к ним.
Как же его научить преодолевать жизненный негатив или безразличие? Каждому нужно в жизни пройти и через радости, и через горести и развернуть этот опыт. Мыслителей давно интересовал вопрос соотношения прогресса и счастья.
Некоторые рассуждали так: если общество развивается (имеет место социальный прогресс), если качество жизнь улучшается, то, видимо, должны расти ощущения благоденствия, счастья, солидарности. Но этого на самом деле нет. Наоборот, у многих обостряется чувство разочарования в жизни, расцветает агрессия, увеличивается число насилий и самоубийств.
Другие мыслители и ученые говорили, что относительный прогресс есть и будет, но «количество» счастья при этом не увеличивается. Счастье не может быть критерием прогресса, который часто вызывает увеличение страданий и разочарований. Счастье – цель, желание и стремление каждого человека, который всей своей жизнедеятельностью включен в прогресс. Это утверждал родоначальник русской социологии Питирим Сорокин в статье «Социологический прогресс и принцип счастья». Он сделал важный вывод: «принцип счастья сам по себе недостаточен, а пессимизм и оптимизм не верны, обманчивы».
Раскрывая разные стороны своей теории о конвергенции (слиянии) социализма и капитализма и критикуя гегелевский принцип: «Всё существующее разумно», Сорокин объяснял развитие на основе периодических и каждый раз новых переходов из одного кризиса в другой: общество развивается, преодолевая один кризис за другим. Так же развивается и человек. Что он может сделать в этих трансформациях? Только быть существом добро-творящим – альтруистом.
Просто позитивный взгляд на жизнь не всегда однозначно полезен.
Альтруизм (от лат. «другой») как философский термин стал использоваться еще Кантом для обозначения принципа морального поведения, ставящего благо другого выше собственного: это – установка жить для других. Он называл эту способность «вдохновляющей любовью к высшим проявлениям человечества». Питирим Сорокин придавал альтруизму особое значение. Одной из важнейших составляющих его интегрального метода (особенно на позднем этапе) был именно «творческий порыв альтруистической саможертвенности (любви)».
Признаки альтруизма – уважение, доброта, быстрая отзывчивость, забота, готовность к самопожертвованию. Его противоположность – эгоизм – ориентирован только на собственные личные интересы и достижение сугубо личных целей (кстати, эгоист тоже может быть оптимистом). Для альтруиста характерна внутренняя позитивная энергетика, обращенная на других людей, и стремление стать полезным, значимым, другим.
Питирим Сорокин в 1949 г. создал Гарвардский исследовательский центр по созидающему альтруизму. В 1950 г. вышли две его книжки: «Альтруистическая любовь» и «Изыскания в области альтруистической любви и поведения». Любовь он понимал как саможертвоприношение, совершаемое из долга перед наивысшим, а «энергия любви» трактовалась как нечто схожее с «пассионарностью» Льва Гумилева.
Все это должно было приблизить наступление суперцивилизации.
Питирим Сорокин в год своего изгнания (как и других представителей гуманитарной интеллигенции) из России (1922) пишет в «Листках из русского дневника»: «Что бы ни приключилось в будущем, я твердо знаю, что извлек три урока… Жизнь, даже если она трудна, самое прекрасное, чудесное и восхитительное сокровище мира. Следовать долгу столь же прекрасно, ибо жизнь становится счастливой, душа же обретает непоколебимую силу отстаивать идеалы – вот мой второй урок. А третий – насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни нравственного, ни даже материального царствия на земле». Личный горький опыт стал для него стимулом деятельности, направленной на изучение условий жизни людей и поиск путей ее реконструкции.
Путь к любви
В альтруизме Питирим Сорокин видел проявление физического, духовного и нравственного здоровья человека; он был уверен, что альтруисты живут дольше, чем эгоисты; а дети, неспособные к альтруистической любви, могут стать ущербными в моральном отношении. Сорокин верил, что альтруистическая любовь – сильное противоядие социальным тенденциям преступности, патологии, самоубийств, ненависти, страха и психоневроза; она выполняет важные познавательные и эстетические функции; служит целям просвещения и морального облагораживания человечества.
Питирим Сорокин был уверен, что альтруизм, если он утвердится в обществе, изменит его к лучшему: «…заметная альтруизация личностей и групп, институтов и культуры есть необходимое условие для предотвращения новых войн и смягчения конфликтов между индивидами и группами».
Человек становится альтруистом, только когда расширяет свой культурный кругозор.
Не случайно принцип альтруизма связывался с просвещением и образованием. Человек становится альтруистом, только когда расширяет свой культурный кругозор и обретает опыт «малых добрых дел», а не просто потому, что он оптимист по натуре и любит радости жизни. Тогда он начинает сознательно и целенаправленно проявлять заботу о ком-то, участвовать в социально значимых делах и помогать в строительстве более совершенного общества.
В истории образования все выдающиеся педагоги и просто хорошие учителя оставались всегда альтруистами. Назову только два имени – Корчака и Сухомлинского. Вся их деятельность была ярким примером альтруистической любви к детям – разным по темпераментам и интересам, жизненному опыту и потребностям.
У Сухомлинского одним из средств культивирования альтруизма в детях была установка на их участие в постоянных проявлениях заботы: о младших в семье и о младших в самой школе, о стариках, ветеранах или о тех, кто болел и нуждался в поддержке. Забота распространялась и на любимых животных, живущих дома или в школьном Живом уголке. Дети заботились о пространствах («уголках») сада, выделенных каждому классу. Никто и ничто не оставалось вне детского внимания.
Все выдающиеся педагоги и просто хорошие учителя оставались всегда альтруистами.
Альтруизм в позиции детей помогает им осознанно творить Добро, приносить Пользу людям, стоически переносить неудачу или тяжелую болезнь. И это более реальная активная позиция, чем стремление подростков быть лидерами и желание командовать другими, что часто навязывается взрослыми активистам при организации Школ и Дней лидера.
Альтруизм проявляется в позиции каждого педагога, помогает руководствоваться в первую очередь не своими узкопрофессиональными задачами, а интересами детей (индивидуальными и коллективными). Альтруизм помогает педагогу оставаться фасилитатором, ненавязчивым вдохновителем многих добрых дел детского сообщества. Эти конкретные малые дела наполняют школьную жизнь высоким человеческим смыслом.