Класс-info
Классный час
Юрий Гурин ,
игротехник, школа № 590, г. Санкт-Петербург
игротехник, школа № 590, г. Санкт-Петербург
Охотники за слонами
Национальные игры
В культурах разных народов зачастую можно узнать знакомую игру, но в новом, неожиданном варианте. Тогда играть становится еще интереснее, а чужие национальные традиции оказываются нам намного ближе.
День и ночь
(Азербайджанские догонялки)
На земле или на полу рисуются две параллельные линии, между ними должно быть около трех метров. На одной линии выстраиваются девочки, на второй – мальчики. Дети ждут команды ведущего. Если он скажет: «Ночь!», то мальчики гонятся за девочками, а если ведущий скажет: «День!», то девочки начинают ловить мальчиков. Тот, кого запятнали, должен остановиться. Затем ведущий кричит: «Стоп, игра!», и все возвращаются на свои места.
Прятки на месте
(Индейские прятки)
Игра проходит на местности, покрытой травой и невысоким кустарником, или в помещении, где удобно прятаться.
Водящий встает в центре площадки, остальные участники стоят рядом с ним. Затем водящий на 5–7 секунд закрывает глаза, в это время все разбегаются и стараются укрыться. Задача водящего – не сходя с места, обнаружить своих товарищей, которые стараются сидеть или лежать совершенно неподвижно.
Белка и орешки
(Таджикские догонялки)
Водящий в этой игре становится белкой, а все остальные участники – орешками. Белка должна поймать хотя бы один орешек, но есть одно ограничение: ловить разрешается только того, кто движется. Дети-орешки свободно располагаются на игровой территории. Если белка рядом и орешек опасается, что его могут запятнать, то он замирает, и белка не может его взять. Но те, кто похрабрее или половчее, или те, кто находится достаточно далеко от белки, могут двигаться. Когда белка сумеет запятнать того, кто бежит, или того, кто пошевелился, то меняется с ним ролями.
Хищник в море
(Чувашская игра с веревочкой)
В землю вбивается колышек, к которому привязывается веревка длиной 2–2,5 м. Дети разыгрывают, кто будет водящим, то есть хищной рыбой. Остальные участники тоже становятся рыбами, но обычными, мирными. Они встают вокруг колышка на расстоянии примерно 1,5 м от него. Водящий берется за конец веревки и натягивает ее так, чтобы веревка находилась на уровне коленей рыбок. Затем водящий начинает быстро бегать по кругу, стараясь добиться того, чтобы веревка коснулась ноги кого-либо из детей. Тот, кого задели, выходит из игры.
Липкие пеньки
(Башкирские пятнашки)
Несколько игроков (три-четыре) становятся водящими. Они распределяются по игровой площадке и садятся на корточки, изображая липкие пеньки. Другие участники бегают вокруг, стараясь пробежать рядом с пеньками, но не дать себя запятнать. Те, кого все-таки запятнали, сами становятся пеньками. Во время игры пенькам не разрешается вставать на ноги.
Ищем палочку
(Бурятская игра пятнашки-находилки)
Участники игры собираются у какого-либо объекта (желательно, чтобы он был деревянным, идеально подойдет бревно или скамейка). Все закрывают глаза. Ведущий, в руках у которого короткая деревянная палочка (размером с карандаш), размахивается и бросает палочку в сторону. Игроки стараются на слух определить, куда именно упала палочка. Затем ведущий дает команду: «Ищите!», и все разбегаются в поисках палочки.
Палочку нужно найти и незаметно поднять, приблизиться к объекту и ударить по нему палочкой. Тот, кому это удалось, становится новым ведущим. Но если кто-либо из участников запятнает игрока с палочкой, пока тот еще не добрался до цели, то последний должен немедленно отдать палочку запятнавшему. Теперь другие игроки будут охотиться уже за ним.
Вокруг колышка
(Калмыкская игра на ловкость)
В этой игре участники поочередно соревнуются в ловкости и гибкости. Происходит это так: в землю вбивается колышек, к нему подходит участник игры и берется за колышек правой рукой. Затем он перемещается вокруг колышка по часовой стрелке, одновременно стараясь достать левой рукой свое же правое ухо из-под правой руки. Тот, кто сделал в такой позе пять кругов, становится одним из победителей.
Охота на слонов
(Южноазиатская игра-противоборство)
В эту игру играют мальчики племени чин, живущего в Южной Азии. Все играющие делятся на две команды: охотников и слонов. Команды встают на свои поля, которые разделены линией. Слоны надевают длинные одежды. Задача охотников – перетащить слонов на свою половину поля. Слоны, в свою очередь, атакуют охотников, стараясь сбить их с ног толчками.
Моталочки с лошадками
(Цыганский вариант пальчиковой игры)
Для игры понадобятся две или более одинаковых лошадок на колесиках (или одинаковых машинок), столько же одинаковых веревочек длиной примерно 3,5 м и еще столько же небольших палочек (длиной около 20 см, диаметром около 2 см). Веревочки одним концом привязываются к машинкам (каждая к своей), а другим концом – к палочкам.
Играть могут столько участников, сколько игровых комплектов имеется у организаторов. Итак, лошадки устанавливаются на одной линии (линии старта), дети натягивают веревочки и встают напротив своих лошадок. Перед участниками игры тоже можно прочертить линию. Это будет линия финиша. По команде все начинают очень быстро крутить палочки, наматывая на них веревки.
Для того чтобы лошадки бежали еще быстрее, нужно громко цокать языком (если играют машинками, можно гудеть, только погромче). Выигрывает тот, чья лошадка будет первой на финише. Палочку можно крутить разными способами. Более простой способ – зажимать концы палочки указательным, средним и большим пальцами. Сложнее – отставить большие пальцы в сторону и крутить палочку четырьмя другими пальцами.
Ладошки
(Ненецкая игра на ловкость и внимание)
Выбирают водящего. Остальные участники игры встают в кружок, вытягивают руки вперед и складывают ладони стопкой. Нужно, чтобы руки оказались как бы перемешаны, то есть чтобы руки одного игрока обязательно были разделены хотя бы одной чужой рукой. Водящий хлопает в ладоши сначала медленно, потом все быстрее. С каждым хлопком рука, лежащая в самом низу стопки, должна переместиться на ее вершину, а все остальные руки остаются на месте. Кто ошибся, не в очередь выдернул ладонь из стопки или, напротив, зазевался – убирает одну руку. В этой игре нет победителей и побежденных, зато есть зеваки. Этого почетного звания удостаиваются трое участников, которые выбыли первыми.
Кабан-секач
(Нанайская игра на ловкость и меткость)
Эта игра обычно проводится в теплое время года, на природе. Для игры нужно подготовить «кабанов». Раньше для этого использовали специально обработанные шарообразные болотные кочки, но вполне подойдут и шары, сделанные из тряпки, набитой травой, листвой или мелкими кочками. Диаметр такого шара-кабана около полуметра. Еще для игры нужны палки-пики. Игра проходит там, где есть достаточно крутой склон.
Участники игры делятся на две равные группы, которые можно назвать командами. Одна команда поднимается на горку, неся с собой «кабанов», вторая вооружается пиками и остается внизу. «Кабанов» должно быть столько же, сколько человек в команде. Затем «кабанов» одного за другим спускают сверху на «охотников», задача которых – поразить летящие шары ударом пики. Делать это можно либо у самого подножия горы, либо отскочив от летящего «кабана» на 2–3 м. Удар считается успешным, если шар останавливается «насмерть». Если «охотник» промазал или упал, он выбывает из игры. После того, как все «кабаны» окажутся внизу, команды меняются местами и ролями. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из них совсем не останется «живых».