Идеи
Школьная жизнь
Ирина Блёсткина ,
учитель начальных классов, МОУ Гимназия № 80, г.Нижний Новгород
учитель начальных классов, МОУ Гимназия № 80, г.Нижний Новгород
Звон новогодних игрушек
Организация выставки
Сама идея создания музея в отдельном классе выглядит знакомой. Но разнообразные принципы его организации, а также неожиданные темы экспозиций превращают этот проект в увлекательное приключение. Содержание экспозиции может быть связано с важными событиями года: например, с новогодним праздником.
Окно в прошлое
Первой в нашем классе была организована выставка «Школьные годы чудесные». Создавать ее помогали родители, учителя, ребята из других классов, старшеклассники. В основу экспозиции легла школьная форма советских лет, пионерская символика и атрибутика, перьевые ручки, чернильницы-непроливайки, фотографии, тетради и учебники. Оказалось, что во многих домах бережно хранится память о школьных годах. Так на нашей выставке оказались грамоты, которыми награждались мамы и папы за прилежную учебу и спортивные достижения. Появились пионерский горн, флаг отряда и знамя пионерской дружины.
Нужно ли говорить, с каким интересом рассматривали современные школьники эти предметы! Многим очень хотелось самим попробовать написать хотя бы несколько букв ручкой, которую нужно обмакивать в чернильницу. На нашей выставке это было возможно. Попробовав, ребята пришли к выводу, что современным школьникам писать гораздо проще – нет клякс, и чернила дольше не кончаются, зато буквы у давних учеников получались красивее. В этом дети могли убедиться, рассматривая старые тетради своих родителей.
Большой интерес вызвали старые учебники, по которым школьники учились более пятидесяти лет назад. Так ребята познакомились со словами «экспонат» и «раритет», а учителя получили еще один повод побеседовать с ними о бережном отношении к учебникам и тетрадям.
В рамках этой выставки организовали викторину «Узнай учителя»: необходимо было узнать учителей по их школьным фотографиям. На отдельный стенд мы поместили фотографии пап и мам, которые когда-то вместе учились в одном классе. К общему удивлению, таких пар оказалось немало.
Удачные находки
Одним из достижений первой выставки было решение, как сохранить и вернуть владельцам их ценные вещи. Ребята поняли, что необходимо составлять каталог выставки. Каждому экспонату присваивался порядковый номер, сам предмет подробно описывался, и к нему в незаметном месте прикреплялся номер. Группа, ответственная за оформление витрин, вместе со старшеклассниками придумывала, как разместить предметы в витрине, чтобы любой экспонат был хорошо виден. Дети учились использовать драпировку, так как в стеклянной зеркальной витрине иногда создается отвлекающий эффект, не позволяющий подробно рассмотреть предмет. Фотографии, грамоты, рисунки размещались в красивых рамах с паспарту. Таким образом, все выставочное пространство было организовано так, чтобы восприятие экспозиции развивало заодно и эстетические чувства.
На выставку гости приглашались по классам. Посетителями выставки стали не только ученики младших классов, но и родители, старшеклассники, учителя. С первой выставки мы поняли, что необходимо не просто показывать экспонаты, но и проводить экскурсии. Так каждый ученик класса стал экскурсоводом.
Мы разделили класс на четыре группы по шесть человек. Каждый ребенок получил часть текста экскурсии под порядковым номером. Зачем это потребовалось? В классе возникло четыре самостоятельных группы экскурсоводов. Любой их участник в случае болезни мог быть заменен ребенком из другой группы, у которого текст с таким же номером. В результате при проведении экскурсий ребята чувствовали себя свободнее, поскольку каждый четко знал, когда его очередь выступать.
Дети научились красиво и выразительно говорить, осознавая, что их работа важна не только для группы, но и, в первую очередь, для тех, кто пришел в музей. Самыми ответственными стали экскурсии для первоклассников и учеников старших классов. Теперь на наших экскурсоводов с одинаковым уважением смотрят и учителя, и старшеклассники, и малыши, впервые попавшие в «почти настоящий» школьный музей.
История на елке
Новым и интересным опытом оказалась организация выставки «Нежный звон новогодней игрушки». Основой экспозиции стали старые елочные украшения. Текст экскурсии сочинялся учителем с опорой на материалы, принесенные детьми. А главной задачей ребят стало создание каталога и оформление витрин. Перед тем как устроить такую выставку, класс посетил фабрику елочных игрушек «Ариэль», на которой создаются уникальные произведения, украшенные ручной росписью. Эта экскурсия помогла детям еще более бережно относиться к экспонатам, принесенным на выставку. Экспозиция переросла в рассказ об истории елочных украшений, о новогодних традициях России и других стран.
Изначально планировалось формировать группы экспонатов в хронологическом порядке. Но ребята придумали, что экспонаты надо размещать по темам: фрукты, овощи, сказочные персонажи, транспорт. На витринах выставочного зала оказались страницы истории страны: дирижабли, космонавты, кукуруза, полярники, космические корабли. Познакомившись на фабрике с технологией создания и окраски шаров, ребята смогли в ходе экскурсии рассказать об этом другим ученикам школы.
В классном музее сохранился порядок ведения экскурсий четырьмя группами, что помогло охватить большое число желающих посетить выставку. Но появилось и нововведение – распределение обязанностей. Теперь в музее был ведущий – тот, кто приводит класс на выставку и провожает его; проводник, который направляет движение группы посетителей от стенда к стенду; хранитель – отвечающий за сбор и раздачу экспонатов.
Кажется, наибольшее впечатление эта выставка произвела на взрослых посетителей. У витрин постоянно слышались возгласы: «А у меня тоже такая игрушка была в детстве», «А у моей бабушки на елке были такие же бусы». Многие узнавали открытки советских времен – в домашних, семейных архивах до сих пор хранятся похожие экземпляры.
Фото с сайтов: www.artantique.ru и www.macrus.ucoz.ru