Идеи
Школьная жизнь
Наталья Антохина ,
учитель математики ;
Светлана Султанова ,
г. Москва
учитель математики ;
г. Москва
Год крылатой нимфы, или в поисках коровы
Опыт творческих решений
Придумывая новогодний праздник, не обойтись без символа наступающего года, вокруг которого легко объединить все праздничные мероприятия. Даже если животное-покровитель стало другим, сам принцип создания праздника и сценарные идеи можно использовать в любое время.
Мозговой штурм
Конец ноября 2008 года. Восьмиклассники начали придумывать новогодний праздник. Это происходит по традиции каждый год. Подростки тринадцати-четырнадцати лет пробуют себя в роли организаторов праздника для всей школы.
Как поймать идею, с чего начать? Первый шаг состоит в том, чтобы набросать ассоциации: «Что для меня Новый год? С чем он ассоциируется?» Инициативная группа собирает свои впечатления и записывает слова. Из этих слов начинает зарождаться образ праздника. Пока он нечеткий, расплывчатый. Мы проговариваем отдельные детали оформления и набрасываем мозаику сюжета.
Инициативная группа детей и взрослых вспоминает предыдущие праздники. Обращение к прошлому опыту – первое, от чего можно оттолкнуться при проектировании своего Нового года. Что нам понравилось? А что мы бы изменили и сделали по-другому? Оказалось, что ученики нынешнего восьмого класса не хотят идти по традиционному пути, который повторяется из года в год. Сначала в актовом зале устраивается театральное действие и свободные пространства для конкурсов (мастерские), которые необходимо пройти, прежде чем попасть на завершающее действие (карнавал).
Какой прожитый опыт можно использовать? Сначала при обсуждении вспоминали всё удачное из всех школьных праздников. Получилась «солянка» воспоминаний: первое сентября, Лицейская неделя, туристический слет, Масленица, 14 февраля…
Сценарий праздника начал постепенно прорисовываться. Вот идеи, от которых дети оттолкнулись при составлении плана праздника.
«Давайте сделаем запуск нового года (на козырьке школы), как у нас было первого сентября, – предложили школьники. Главные герои – это Мышь и Корова – символы уходящего и наступающего года».
«А что, если устроить испытания на улице?» – задумались ребята. Группа «Большой игры» решила воспользоваться идеей шифровок, реализовать которую до сих пор не было возможности.
«После мороза необходимо согреться в школьном кафе за чашкой чая с булочкой», – внесли ученики еще одно предложение.
«Одновременно с кафе пусть работают мастерские: масочная и гримерная. В них можно добавить последний штрих к своему костюму перед карнавалом», – решили восьмиклассники.
Затем основная инициативная группа разделилась на пять команд: «Запуск игры», «Большая игра», «Кафе», «Карнавал» и «Оформление школы», которые стали набирать в свои ряды других восьмиклассников и всех желающих помочь. Инициативные команды стали работать автономно.
С этого момента четко обозначились основные этапы новогоднего праздника. О них мы рассказали педагогам начальной школы и членам Совета школы на оперативном совещании учителей.
Взрослые задали восьмиклассникам беспокоившие их вопросы:
– Каким образом вы соединили этапы праздника в одну сюжетную линию? Не слишком ли примитивна идея про корову?
– Не будет ли однообразным оформление школы коровами?
– Непонятно, зачем детям бегать на улице? Какое это имеет отношение к году Коровы и карнавалу? Как вы обеспечите безопасность детей на территории микрорайона?
Поэтому много времени ушло на поиски объединяющей идеи всего праздника. Вот что в итоге получилось у восьмиклассников.
План школьного праздника
Подготовка
Приходя в школу, люди могут войти в нее через запасной вход, чтобы оставить ненужные вещи или переодеться в более удобную и теплую одежду. Открыты только пространство до двери раздевалки и лестница на второй этаж.
Запуск
Перед крыльцом огорожена временная сцена, ученики встают вокруг нее. Начинается маленькое театральное действие – «Прощание с Крысой», после чего на козырек поднимается один из взрослых, и на воздушных шариках отпускает в небо Крысу. К ней привязана записка с общими пожеланиями – что именно мы хотели бы оставить в уходящем 2008 году.
Вот-вот должна появиться ее преемница – Корова. Но ее нет: Корова впала в депрессию. Каким же будет следующий год, какой окажется Корова? Веселой, печальной, щедрой?! Коров-то вокруг много, а какая же из них наша, новогодняя? Для этого команды должны пройти испытания, разгадывая шифровки, чтобы в итоге собрать изображение – предполагаемый портрет Коровы. Именно он и будет билетом для входа в школу.
Большая игра
Каждая команда получает стартовый шифр (все участники праздника делятся на команды таким образом, чтобы в каждой команде оказалось по 7–8 детей и одному взрослому).
Дается старт. У команд есть 15 минут, чтобы разгадать шифр, найти изображение и вернуться обратно на стадион. В зашифрованном месте находится небольшое изображение (часть) Коровы. Задача команды – найти ее и перерисовать к себе на планшет. На стадионе команда получает следующую шифровку и отбывает в момент старта за новым фрагментом изображения.
В случае если команда не может отгадать загадку, у нее есть возможность пройти конкурс на школьном стадионе и получить за это частичку будущего портрета. На конкурс отводится столько же времени, сколько и на шифровки.
Когда команды разгадают все шифровки, на их планшетах появится общее изображение крылатой Коровы. Команды входят в школу (опять через запасной вход), снимают верхнюю одежду, переодеваются в карнавальные костюмы и, пройдя по коридору второго этажа, спускаются в холл первого.
Сытая корова
Там разворачивается работа кафе, у каждой команды есть свой столик. На экране показывают новости, потом мультфильмы про Новый год и про коров. Можно сфотографироваться, сделать себе коровью маску, написать и положить свое желание в «волшебный мешочек», рассмотреть классных коров. (У старшей школы – либо такие же столики, либо пространства в классах).
После того как все наелись и насмотрелись, появляется группа ведущих, которые говорят, что только что видели нашу новогоднюю Корову. И так удачно все сложилось, что даже видели, на какое облако она опустилась отдохнуть. Ведущие зазывают всех на это облако (в актовый зал).
На облаке
Все пришли в зал, но где же Корова? Ведущие зовут ее. Однако Корова не показывается, а только отвечает, что нельзя так просто без особых усилий узнать, каким будет год, каким окажется его покровитель. А поскольку она – крылатая нимфа, то приходит к людям лишь с вдохновением, по-другому не получится. Наверное, найти Корову поможет только новогоднее веселье и творчество, поэтому все участники праздника отправляются на поиски Коровы с помощью творческих конкурсов, заданий и артистических номеров, чтобы Корова смогла до конца открыть Новый год.
Карнавал
Начинается сам карнавал с номерами, танцами и играми. С облака раздаются возможные комментарии со стороны Коровы. Когда все номера показаны и окончен финальный танец, появляется Корова.
Сюрприз
При выходе из зала каждый получает небольшой подарок – школьную газету. Все одеваются и выходят на стадион, где их ожидает финальный сюрприз – фейерверк.
Фото с интернет-сайта