Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2009

Живые истории

Глазами родителей

Вера Острогорская ,
г. Москва

Откуда берутся заводилы?

Детские и взрослые игры

Привычное разделение навыков на «детские» и «взрослые» в игре перестает иметь значение. Всё, что в ней происходит, – очень важно и весело одновременно. Играть можно до старости, сохраняя ребенка в себе и помогая взрослеть собственным детям.

Дочки-матери

Мне кажется, если не давать детям скучать, слоняться из угла в угол, не зная, чем себя занять, то, повзрослев, они тоже не будут просиживать часы, дни, месяцы и годы с бутылкой пива у телевизора, не зная, чем себя занять, и отгоняя от себя своих детей, как назойливых мух. Потому что их дети тоже будут канючить: «Пап, поиграй со мной, пап, ну, что мне сейчас делать?». И это еще не самое плохое, что может случиться с человеком, который не знает, чем себя занять. Я не психолог, я просто вырастила двух неплохих сыновей, про которых знакомые говорят, что они активные.

Все знают, что бывают дети, которых справедливо называют заводилами. Они верховодят в компании сверстников: командуют, во что сейчас играть, или даже сами придумывают разные игры. И это на всю жизнь. Кажется, совсем недавно моя одноклассница Наташа организовала у нас в классе кукольный театр – мы не только сами делали кукол, но и писали и ставили пьесы, а потом выступали в окрестных детских садах. А теперь она инициатор наших встреч, беспокоится о бывших товарищах, которые нуждаются в помощи, придумала издать книгу о нашем классе…

Мы с азартом репетировали и с таким же подъемом выступали. Это была самая осмысленная наша игра. Она сменила классики и штандер, а потом уступила место подростковому флирту, если можно так назвать вечернее сидение на лавочке во дворе. Помните: «Кольцо, кольцо, выйди на крыльцо!»?

Мне не часто удавалось вырваться во двор. Было много домашних обязанностей. Мама писала диссертацию, поздно приходила домой, потому что после службы засиживалась в Ленинке. И отец много работал. А мне нужно было после школы забрать младшую сестру из детского сада, привести ее домой, накормить и присматривать за ней до вечера, когда ее можно будет, наконец, уложить спать и спокойно взяться за уроки. Причем моя сестра (разница в возрасте у нас 10 лет) вовсе не являлась образцом послушания, и самая любимая поговорка у нее была: «Я тебя не слушаю, захочу и скушаю». Не раз доводила она меня этим до слез.

Поздно вечером возвращалась мама, я жаловалась ей на сестру, а она устало говорила: «Ну побей ее, я тебе разрешаю». Это, конечно, была фигура речи. Мама знала, что я не могу и пальцем тронуть любимую сестричку (это уже без иронии).

Так сложилась жизнь, что и моему старшему сыну пришлось после школы забирать младшего брата из детского сада (разница в возрасте 8 лет) и так же, как мне когда-то, «пасти» его до моего возвращения с работы. Только мой младший беспрекословно подчинялся старшему. Когда, возвращаясь после работы, я заходила в наш подъезд, то чувствовала запах яичницы с луком. Это блюдо обожал мой старший, охотно его готовил, я нередко заставала обоих за столом, сытых и довольных.

Однажды меня пригласили на собрание родителей детсадовской группы младшего. Просили поделиться опытом: как мне удалось так воспитать старшего, что он замечательно помогает мне дома. И знаете, родители устроили мне настоящую разборку. Оказывается, они меня, против ожидания воспитателей, осуждали. Один папа строго меня спросил: «А вы не думаете, что вашему старшему сыну было бы полезнее играть с товарищами, чем быть няней и домработницей одновременно?!». «Ну, конечно, лучше, но у него просто нет такой возможности, он должен мне помогать, иначе никак не получается», – ответила я.

Пассажир метро

Известный педагог М.В. Осорина отмечает, что дети очень любят строить всякие «убежища»: шалаши, землянки, домики из палок и досок, картона и других подручных материалов. В этих домиках они чувствуют себя изолированными от мира взрослых и почти самостоятельными. Они могут устроиться внутри домика по своему вкусу и разумению.

Конечно, дети должны играть, и желательно – со сверстниками. Но разве роль заместительницы или заместителя мамы – это не игра? Чувствуешь себя самостоятельным, иногда принимаешь ответственные серьезные решения по своему разумению. Только не в шалаше, а в своей квартире! И не в кукольной посуде готовишь еду из песка и листиков, а в настоящей варишь настоящую картошку. И не кукле вытираешь нос, а своему брату. И не «бэби-бона» дорогущего сажаешь на горшок, а живого человека.

Между прочим, в этой игре очень закаляется характер: сгорела каша – варим ее заново! Что-то уронил, разбил, испортил – придется признаться, и лучше это делать сразу, не ждать, когда родители сами заметят, что тарелок стало намного меньше.

Наш младший сын, кажется, в возрасте 6 лет придумал игру в «чужого». Вот идем мы куда-нибудь или едем в транспорте, а он вдруг объявляет: «Чужой!». Это значит, дальше он идет как бы сам, один. Мы – чуть позади, как будто не с ним. Конечно, мы сразу пришли бы на помощь при любом затруднении, но пока просто наблюдаем, как он самостоятельно заходит на эскалатор метро, уступает место пожилой женщине, просит вежливо высокого дядьку, чтобы пропустил его к выходу из автобуса. Мы и не знали, что очень скоро – в третьем классе – ему предстоит самостоятельно ездить на метро в школу и библиотеку.

А недавно я прочла у той же М.В. Осориной, как важно научить ребенка ездить в транспорте, чтобы он умел вежливо просить взрослых пропустить его к выходу, не теряться в толпе чужих людей. Сейчас встречаются школьники, которые никогда не ездили на метро. В детский сад и в школу, в театр и гости их возили на машинах родители или охранники.

Мне рассказывали страшную историю о девочке, которую впервые в жизни в 16 лет занесло в метро. Она подошла к первому попавшемуся симпатичному молодому человеку и попросила отвезти ее домой. Хорошо, что парень попался порядочный. Отвез и денег, которые предлагали в благодарность, не взял.

Волшебные города

Не помню, играли ли мы с сестрой в какие-нибудь детские игры. Я вообще старалась быть с ней строгой, надеясь, что так легче будет заставить ее делать то, что мне удобнее. Мне ведь и погулять хотелось, и уроки нужно было делать все-таки. Между прочим, это осложнило наши отношения в дальнейшем, потому что сестра воспринимала меня как человека, угнетающего ее. А мой старший сын – сама доброта – охотно играл с маленьким. Часто они что-то строили или мастерили из конструктора. И малыш ему охотно подчинялся во всем.

Мне кажется, я мало играла в детстве. Нет, были и шалаши на даче, игрушечный суп в игрушечной посуде! Были погони на велосипедах по дачным улицам. Представили себя разведчиками и устроили слежку за какой-то молодой парой. М.В. Осорина пишет, что это тоже очень любимая и характерная детская игра. Но, наверное, игр мне все-таки не хватило. Не доиграла я. И, возможно, не только я.

Недавно появилась замечательная игра в Картонию. Взрослые люди собираются вместе с детьми, чтобы вместе строить картонный город. Управляет Картонией Тиран. Он ходит в халате и феске. В Картонном городе стоят картонные дома. Там есть банк, тюрьма, библиотека, армия, парк и многое другое. Взрослые люди с энтузиазмом забираются в картонные домики. Мастерят самолеты и танки, как будто готовясь к войне. Охотно принимают в свою игру детей. Здесь ребят могут научить делать кукол, красивые поздравительные открытки, значки и пр. Однажды взрослые помогли детям построить пиратский корабль, а потом они все вместе на нем уплыли. В Картонии есть своя валюта. Ее можно получить в обменном пункте. Что-то объявляет или передает музыку радио картонного города.

Я стараюсь не пропускать игры в Картонию. Обязательно что-нибудь там делаю или строю. Особенно горжусь деревом, которое мы сделали вместе с внуком и невесткой. Восхищаюсь заводилами этой взросло-детской игры.

А еще есть удивительный архитектор и скульптор Николай Полисский. Он приехал в обычную тяжело пьющую русскую деревню и начал там строить из сена, дров и разных других местных материалов всякие чудеса архитектуры – башни до неба, например. И тоже оказался заводилой. Местные мужики стали ему помогать, бросили пить и прославились на весь мир. Теперь там устраивают всякие архитектурные перформансы и фестивали. Можно ли это считать игрой взрослых? Наверное, у Полисского есть свои профессиональные архитектурные задачи. Но толпа снеговиков до горизонта?! Для тех, кто их создавал, – это все-таки игра. Ведь они такие смешные и разные!

Мне кажется, сейчас детский мир перегружен готовыми игрушками – куклами, которых можно сажать на горшок, домиками Барби, почти настоящими железными дорогами и пр. Я уверена, что играть в дом, самостоятельно построенный из картона, интереснее. И в куклу, которую сделал сам.

Попробуйте стать для своих детей инициаторами творческих игр. Может быть, это сделает их заводилами тоже? Они никогда не заскучают. Пусть они играют со своими и чужими детьми, играют со взрослыми, играют до старости. Поверьте, это здорово!

Фото из архива автора

TopList