Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2009

Сценарии

Школьная жизнь

Светлана Рябова ,
г.Петушки, Владимирская обл.

Заметки о заметках

Журналистика для школьников

Попробовать себя в роли журналиста интересно многим подросткам. Значит, надо знакомить школьников с данной сферой деятельности, ее историей и спецификой, а также давать возможность ученикам использовать свои знания и умения на практике – в школьной редколлегии.

Введение в тему

Ведущий 1. Дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о печати.

Ведущий 2. Газеты, журналы, книги мы привыкли видеть ежедневно. Но было время, когда этого разнообразия не было! Существовали только устные разговоры, уроки, поучения, песни, былины…

Ведущий 1. Печать – это, прежде всего, передача информации, это газеты и журналы. Можете ли вы назвать некоторые из них?

Дети называют.

Ведущий 2. Вспомните, а ведь у нас в школе тоже есть своя газета. Как она называется? Что вы знаете о ней?

Ученики рассказывают, что им известно о школьной газете.

Об истории печати

Ведущий 1. У газеты – своя история. Слово «газета» произошло от наименования мелкой серебряной венецианской монеты (газета), по цене которой продавались тогдашние листки сообщений. Первая настоящая газета была создана во Франции в 1631 году. Она называлась «La Gazette» и просуществовала до 1914 года. Затем были газеты в Англии, Германии. Они печатались на ручных станках, стоили дорого.

Ведущий 2. Первая рукописная газета на Руси – «Куранты». Она начала выходить в 1621 году по распоряжению царя Михаила Федоровича Романова. Содержание газеты считалось государственной тайной, поскольку в ней приводились выдержки из иностранных газет о различных событиях в Европе. «Куранты» читали только царь и его ближайшее окружение. Газета выпускалась в одном экземпляре.

Ведущий 1. В архиве сохранился номер этой газеты за 1621 год. В современном значении этого слова газеты в России появились в эпоху царя-преобразователя Петра I. Этот человек стремился изменить Россию к лучшему и работал сам не покладая рук. Бывая за рубежом, он стремился узнать, как там поставлено печатное дело.

Выходят чтецы.

Чтец 1

Когда-то царь Великий Петр,
Приехав из Европы,
Завез в Россию правил свод,
Не знал другой заботы.

Чтец 2

Вводит новый календарь,
Алфавит наш государь.
Появляется газета –
Дела нового примета.

Чтец 3

Флот в газете отражен,
Царь умен и просвещен,
Сам он строит корабли,
Войны гонит от земли.

Чтец 4

Наш государь силен и просвещен,
Весь Петербург идеей восхищен!
Приказ царя: державу укреплять
И матушку-Россию прославлять.

Ведущий 2. Газета начала создаваться по указу Петра I от 16 декабря 1702 года. Полное наименование газеты – «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Газету печатали в Москве, затем в Санкт-Петербурге.

Ведущий 1. Там сообщалось об успехах русской армии, о развитии флота, расширении торговли, постройке заводов, о науке и различных событиях русской жизни. Также печатали сведения из иностранных газет. В редактировании издания принимал участие сам Петр I. Появились первые русские журналисты: Ф.Головин, Ф.Поликарпов, А.Макаров, Б.Волков и другие. «Ведомости» издавались непрерывно до 1727 года, когда Академия наук стала выпускать «Санкт-Петербургские ведомости».

Ведущий 2. До революции 1917 года в России было много газет: «Московские ведомости», «Коммерческая газета», «Земледельческая газета», «Литературная газета», «Северная пчела». В середине XIX века в крупных губернских городах страны были созданы «Губернские ведомости».

Ведущий 1. Сравним цифры. В 1860 году в России издавалось 105 газет, в 1913 году – 859 газет, в 1950 году в Советском Союзе – 7700 газет, в новой России в 2000 году – 5900 газет. Продолжают создаваться новые газеты.

Ведущий 2. Самый большой тираж сейчас у газет «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты».

Комментарий: ведущие могут также кратко рассказать не только о центральных, но и об основных районных и областных изданиях.

Юнкоры

Ведущий 1. Во многих школах есть свои газеты. Но случаются и такие рассуждения: «Стенная газета? Да кому она в наш компьютерный век нужна? Тут центральным газетам порой не угнаться за важными новостями. Радио и телевидение их опережают…».

Ведущий 2. Конечно, соперничать с современными источниками информации школьная печать не может. Но это и не ее задача. Газета – это информатор, организатор в школе. Она сообщает о новых победах, говорит о недостатках, иногда организует досуг.

Ведущий 1. А тех, кто ее создает, называют юнкорами. Юнкоры – это маленькие корреспонденты газеты, глаза и уши редколлегии. У них есть права и обязанности. Юнкор может писать в школьную и классную газету, а также в детские газеты и журналы. Он может обратиться за помощью к старшим товарищам, родителям, учителям, одноклассникам.

Ведущий 2. Он должен быстро и четко выполнять задания редакции, сдавать заметки в срок. Он должен строго проверять все факты, даты, фамилии, имена людей, чтобы не допустить ошибки. Необходимо изучать все школьные предметы. Нельзя запускать учебу, прикрываясь работой в газете.

Ведущий 1. Оформлять газету трудно, но научиться можно. С чего же начинается газета? Конечно, с заголовков. Ни для кого не секрет, что половину славы газете приносят ее заголовки. От того, насколько они будут звучными и броскими, напрямую зависит популярность газеты.

Ведущий 2. Но вот заголовок придуман. Теперь необходимо определить жанр статьи. Их много. Заметка – сообщение о событии. Интервью – беседа с человеком или группой людей. Юмореска – высмеивание недостатков. Новости – очень короткие и наиболее важные сообщения. Это основные жанры.

Ведущий 1. А давайте попробуем взять интервью! Тема нашей беседы – приготовление домашнего задания. Просим трех добровольцев на сцену.

Выходят три ученика. Ведущий задает им вопросы, которые могут стать основой интервью по данной теме.

Возможные вопросы:

• Какие предметы вам проще учить? Что вызывает трудности?

• Проводите ли вы физкультминутку во время приготовления уроков?

• С какой стороны должен падать свет на письменный стол?

• Как можно отдохнуть, если заданий много?

• Что делать, если вас зовут на прогулку?

Интересная профессия

Ведущий 2. Журналист – это очень интересная профессия. Сегодня корреспондент может оказаться на заводе, завтра – в институте, послезавтра – за кулисами театра, потом он встречается с художником, историком, писателем. Командировки в любой район страны, за границу… Или, например, репортаж с вертолета, летевшего над городом. Это же впечатление на всю жизнь!

Ведущий 1. Да, это так. Журналистика – завидная профессия. Но вряд ли правильно видеть в ней только легкие, приятные стороны – интересные встречи и яркие впечатления. Нельзя забывать о сложных, трудных проблемах, стоящих перед работниками печати, об их ежедневной и ежечасной ответственности перед обществом.

Ведущий 2. Журналисты говорят: «Газета – это энциклопедия одного дня». И они, безусловно, правы.

Ведущий 1. А теперь мы попросим наших помощников рассказать о самых известных детских и юношеских изданиях.

Выходят ребята, подготовившие небольшие рассказы о журналах, которые читают современные школьники. Выступления школьников могут сопровождаться выставкой журналов и/или компьютерной презентацией.

Ведущий 2. Наш вечер подошел к концу.

Ведущий 1. Надеемся, он был для вас интересным и познавательным.

Ведущий 2. Возможно, для кого-то из вас в будущем журналистика станет профессией. Любимой профессией!

Ведущий 1. До новых встреч!

TopList