Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2009

Сценарии

Классный час

Елена Андреева ,
зам. директора по воспитательной работе ;
Марина Гумарова ,
педагог-организатор, УСОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Удомля, Тверская обл.

Ты да я, да мы с тобой

Что такое дружба

Общение со сверстниками – основная сфера деятельности младших подростков. Осознанию ценности подлинного душевного общения, на основе которого складываются теплые отношения между людьми, порой тоже надо учиться...

Задачи:

• способствовать улучшению психологического климата в детском коллективе;

• развить дружеские отношения в классе.

Оборудование: ромашка, вырезанная из листа формата А4 (сердцевина и лепестки по количеству обучающихся в классе, верхняя часть лепестков белая, а на обороте нарисованы ладошки: половина – левых, половина – правых); проектор, экран, стол, фонограммы песен «Ты да я, да мы с тобой!», «Настоящий друг».

Введение в тему

Ребята сидят в кругу. В центре круга стоит столик, на котором находится сложенная из деталей ромашка.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем очередном классном часе. Для начала предлагаю вам прослушать песню из кинофильма «Тихие троечники» «Ты да я, да мы с тобой»!

Ребята слушают песню.

Учитель. О чем эта песня?

Школьники отвечают; говорят, что о дружбе.

Учитель. Правильно. Сегодня наш классный час посвящен такому знакомому и понятному для всех чувству, как дружба. Скажите, ребята, какое значение в вашей жизни имеет общение со сверстниками? Как, по-вашему, может ли человек жить без друзей?

Ребята высказывают свое мнение.

Учитель. А что такое дружба, как вы понимаете?

Школьники называют свои варианты ответа.

Учитель. В «Толковом словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы: «Дружба – это бескорыстная стойкая приязнь» (определение выводится на экран). На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми. Но что тогда мешает дружбе?

Ребята отвечают: зависть, корысть, ненадежность, ложь, предательство, обман и др.

Учитель. Верно, молодцы. А что помогает дружбе?

Ученики называют доверие, надежность, искренность, честность, уверенность, милосердие и др.

Учитель. Что дает дружба каждому из нас? Друг и приятель – это одно и то же?

Школьники высказывают свое мнение.

Основная часть

Ромашка

Учитель. Переходя к следующему этапу нашей работы, хочу озвучить слова Аристотеля: «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». У меня в руках ромашка – цветок, который по своему строению очень похож на наш классный коллектив. Каждый из нас индивидуален, и в то же время мы являемся одним целым. Сейчас я предлагаю вам погадать на ромашке. Мы, передавая цветок по кругу, будем отрывать по одному лепестку, проговаривать и заканчивать фразу «Друг – это тот, кто…».

Начиная с педагога каждый, оторвав лепесток ромашки, говорит свое продолжение фразы.

Пословицы

Учитель (по окончании работы). А теперь переверните лепестки. Вы видите, что на каждом из них нарисована ладошка. У одних она левая, а у других – правая. Мы переходим с вами к следующему этапу работы, и я прошу обладателей левых ладошек объединиться в одну группу, а правых – в другую.

Дети разбиваются на группы.

Учитель. Во все времена дружба имела ценность для человека. Недаром народ слагал о ней пословицы и поговорки. Сейчас вы получите конверты с карточками. На карточках красного цвета – начала фраз, на карточках синего – их концы. Каждой группе я предлагаю составить из них по четыре пословицы о дружбе.

Ребята получают конверты и выполняют задание.

Пословицы и поговорки:

Друга ищи, а найдешь – береги.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь.
С другом веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Друзья познаются в беде.
Хороший друг всегда приходит вовремя.

Законы дружбы

Учитель. Ребята, как вы думаете, а что нужно сделать для того, чтобы наш класс стал дружнее?

Школьники высказывают свои предложения.

Учитель. Я вижу у вас много мыслей по этому поводу! Предлагаю сейчас каждой группе выработать «Законы дружбы» для нашего класса и записать их на лепестках ромашки.

Идет работа в группах. Ребята придумывают законы по числу участников и лепестков. Затем все собираются вокруг стола и начинают выкладывать ромашку. Каждый ученик кладет лепесток, озвучивает закон, написанный на нем, а затем кладет руку на сердцевину ромашки. Таким образом получается пирамида из рук. Последним на сердцевину руку кладет классный руководитель.

Учитель. Ребята, вы чувствуете тепло, которое исходит от наших рук? На самом деле это тепло наших сердец, которое может согреть любого! И я искренне желаю, чтобы отношения в нашем классе были такими же теплыми и добрыми, как сердцевина нашей ромашки!

Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
На свете живешь ты не зря.

Подведение итогов

Учитель. Дружба – на самом деле нелегкий труд. Если хочешь, чтобы она не прекратилась, учись принимать в друге и плохое, и хорошее. Приятели приходят и уходят, а настоящие друзья остаются на долгие годы. В жизни можно обойтись без многого, но только не без друга. Когда тебе плохо и всё не в радость, или, наоборот, когда ты счастлив и всё хорошо, или когда нужно принять какое-то важное решение или посоветоваться, как поступить, – рядом всегда настоящий друг.

Учитель предлагает ребятам встать в полукруг, чтобы всем было видно доску, взяться за руки, чтобы не растерять тепла, идущего от сердец одноклассников, и спеть песню «Настоящий друг» (слова песни отображаются на экране). Школьники поют, учитель говорит заключительное слово.

Учитель. Заканчивая сегодняшний классный час, я желаю, чтобы вас всегда окружали надежные и верные друзья!

TopList