Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2009

Идеи

Педагогическая поддержка

Алла Фоминова ,
кандидат психологических наук, г. Нижний Новгород

От школьника – к студенту

Психологическое исследование

Разрешению конфликтов между детьми и учителями-предметниками, пониманию проблем старшеклассников поможет знание тех претензий, которые есть у ребят не только к самим себе, но и к педагогам.

Требования к учителям

В последнее время в психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется вопросам эмоционального состояния учеников. Мы сталкиваемся с тревожными результатами исследований: например, только 10% школьников признается практически здоровыми, а ведущим мотивом учебы в старших классах является страх (до 58% опрошенных). Предметом этого страха может быть плохая отметка, провал на вступительных экзаменах, нарушение отношений с родителями, несостоятельность в глазах товарищей.

Опишу типичный случай, показывающий состояние лучших учеников. На консультацию пришла ученица выпускного класса. Она хорошо учится, готовится к олимпиаде, результаты которой помогут поступить в вуз. Но, опасаясь, что ее ждет неудача, она параллельно готовится к ЕГЭ. Как же правильно распределить время и усилия? Рассказ девочки о своем распорядке дня вызвал у меня опасение за ее эмоциональное состояние и здоровье вообще. Больше всего старшеклассницу беспокоило, сможет ли она выдержать постоянное физическое напряжение, сверхнагрузки, связанные с непрерывной учебой. При этом она испытывала сильнейший страх перед провалом на экзаменах и постоянную тревогу, что ей не хватит времени выучить все необходимое. В ее речи то и дело звучали слова: «Если бы я раньше знала…», «Если бы учла…».

Как же вчерашние школьники, ставшие студентами, оценивают причины своих успехов или неуспехов в школе? Как воспринимают роль учителей в процессе своей подготовки к экзаменам?

В исследовании приняли участие студенты психологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского (56 человек) и студенты Водной академии (80 человек), из них 38 юношей и 98 девушек.

Студентам было предложено продолжить следующие фразы:

1) «Я мог учиться в школе лучше, если бы учителя…»;

2) «Я мог учиться в школе лучше, если бы я сам…»;

3) «Я могу учиться в вузе лучше, если преподаватели…»;

4) «Я могу учиться в вузе лучше, если я сам…».

Результаты этого опроса-обсуждения показали, что больше претензий высказывается учителям, чем преподавателям вуза, однако и тем, и другим предъявляется обвинение в недостатке активной мотивации учащихся при изучении предметов, в необъективности оценивания, а также в недостаточной требовательности и недостаточном контроле деятельности учеников.

Как очень значимая область для создания оптимальных условий эффективного обучения была отмечена сфера отношений с учителями – демократичность и этичность в общении, умение понять ученика, осуществление индивидуального подхода. По мнению студентов, отсутствие этих качеств у некоторых учителей не позволило им лучше учиться по определенным предметам в школе.

Что имеется в виду? Приведем некоторые высказывания ребят: учителя «были более человечными», «осуществляли индивидуальный подход», «были отзывчивее», «относились с пониманием к возможностям учеников», «не забывали, что мы люди со своими проблемами».

В вузе значение общения преподавателей со студентами также остается крайне важным и, по мнению учащихся, очень влияет на успешность в обучении. Это подтверждают ответы студентов, полученные в ходе нашего исследования: они практически полностью совпадают с тем, что говорили школьники.

Наряду со сферой межличностных отношений большое значение, по воспоминаниям бывших учеников, имеет сфера профессиональной деятельности, связанная с «компетентностью учителя», «наличием хорошего образования», «использованием в процессе обучения интересных методов ведения уроков», «включением школьников в выполнение большего количества практических и лабораторных работ».

Эта же сфера профессиональной деятельности педагога остается значимым фактором успешности обучения студента. Студенты считают, что учились бы лучше, если бы занятия проводились «более эмоционально и интеллектуально насыщенно», «рассматривались разнообразные точки зрения на какое-то явление», было «больше творчества», «чаще проводились интересные и неоднозначные обсуждения во время семинарских занятий», «обучение было связано с практикой», «подробнее обсуждали наиболее трудный учебный материал», «использовались разнообразные формы лекционных занятий».

Подобные требования к педагогам выглядят очень обнадеживающими на фоне такого явления в нашей культурной жизни и, в частности, в педагогической области, как «спекуляция на понижение». Это явление в современной школе описывается Е.А.Ямбургом в его книге «Педагогический декамерон», а связано оно с подлаживанием под ученика, потаканием ему во всем, включая неразвитость вкуса и примитивизм предпочтений, со снижением уровня сложности обучения, усилением развлекательности. При этом снижается уровень развивающего обучения, которое не просто информирует, но поднимает ученика на тот уровень, на который он может выйти только с помощью более опытного и знающего человека.Этот уровень Л.С.Выготский назвал «зоной ближайшего развития».

По мнению 30% студентов, они учились бы в школе лучше, если бы учителя их больше контролировали, причем делали это более требовательно, с четкой оценочной системой поощрений и наказаний.

Таким образом, ожидания учащихся по поводу педагогов связаны со всеми сферами преподавательской деятельности:

• личностью педагога;

• общением;

• профессиональной деятельностью.

Требования к ученикам

А что же зависит от самого ученика, в чем он видит свои ограничения? Насколько они серьезны, чтобы их учесть и с ними справиться?

В любом возрасте, при обучении в школе и в вузе, основное ограничение в эффективности учебной деятельности, по мнению опрошенных студентов, связано с ленью. Это емкое понятие включает и состояние утомления, и отсутствие желания интеллектуальной активности, и отсутствие привычки к систематическим занятиям.

В период обучения в школе, по мнению студентов, им стоило быть более дисциплинированными («делать домашние задания», «быть внимательными на уроках», «не конфликтовать с учителями»); «зубрить»; лучше понимать свои цели на будущее, знать, к чему стремиться; правильно распределять время, и тогда они учились бы лучше.

В студенческие годы качества, не позволяющие учиться лучше, распределяются следующим образом:

1) проблема преодоления собственной лени;

2) проблема условий жизни (проживание далеко от института, жизнь в общежитии, необходимость подрабатывать, и т.п.);

3) проблема оптимального распределения времени;

4) проблема собственных познавательных способностей (слабость памяти, внимания, интеллекта);

5) недостаток веры в будущее (неуверенность, что знания пригодятся, сомнения в профпригодности и правильности выбранного направления).

Несмотря на то, что часто мы говорим о развитии учебной рефлексии к 10–12-летнему возрасту, о развитии внутренней мотивации ребенка, которая направляет его к дополнительной интересной информации, к формулированию неоднозначных вопросов на уроках и семинарах, о значимости самоконтроля и самооценки в учебной деятельности, мы вынуждены констатировать ориентацию достаточно многих (30%) учеников в основном на формирование знаний под контролем учителей и преподавателей при подаче ими же структурированной информации в интересной форме.

С одной стороны, ожидания нынешних учеников и студентов кажутся школярскими и необоснованными: слишком много желаний связано с внешними воздействиями. С другой стороны, эмоционально-личностное влияние учителя невозможно переоценить. Сложный процесс мотивации во многом связан с личностью педагога. Важно отметить следующее наблюдение и одновременно запрос ребят: преподаватель может увлечь школьника, только если он сам эмоционально и профессионально включен в живую практическую деятельность по своему предмету.

TopList