Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2009

Идеи

Cоциализация

Оксана Мазур ,
г. Нижний Новгород

Почемучкины посиделки

Детский клуб

Дети с хорошо развитым интеллектом нередко испытывают трудности в общении. Созданный по инициативе самих школьников интеллектуальный клуб успешно решил задачи и интеллектуального развития детей, и приобретения ими коммуникативного опыта.

Древо познания

Идея клуба под названием «Почемучкины посиделки» появилась в процессе работы с младшими школьниками. Именно в этом возрасте у них возникает самое большое количество вопросов: что, где, когда, каким образом, почему?

Сначала в нашем классе появилось Древо познания (настоящая береза, принесенная родителями в кабинет), куда ребята навешивали зеленые листочки – вопросы определенной тематики по разным предметам (русский язык и литература; математика и логика; естествознание, краеведение и экология). Тему для обсуждения задавала я.

Вопросы вырастали на дереве в течение определенного временнoго промежутка, который обозначала я: например, трех дней. Многие ребята за отведенное время сами находили ответы на вопросы. Некоторые читали вопросы других и тоже старались на них ответить. На заседаниях клуба обсуждение темы часто превращалось в свободный разговор, где я только направляла действие.

Постепенно появилась потребность расширить познавательную тематику клуба. От идеи древа мы пришли к идее Почемучкиной дорожки и Потомучкиной полянки. Полянка – это уже пространство, и оно требовало определенного оформления, нетрадиционного для учебного кабинета. На стене около нашей полянки появилась Почемучкина дорожка. На ней – следы-вопросы, которыми дорожка постепенно покрывалась.

Страна Вундеркиндия

Для каждого занятия выбирался ведущий. Ребята присвоили ему почетное звание Знайка. Именно ему предстояло распределить вопросы по темам и предложить порядок их обсуждения на Почемучкиных посиделках. Заседания клуба на Потомучкиной поляне стали приобретать разные известные игровые формы: «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы». Потом родились игры: «Там, на неведомых дорожках…» – интеллектуальная игра о растительном мире; «Следы невиданных зверей» – игра о животных, «Великий могучий…» – о русском языке и литературе, «Загадки, шарадки и логические неполадки» – по математике и логике, чемпионат кроссвордистов. И, наконец, настал момент, когда ребята поняли, что вся наша большая интеллектуальная деятельность уже переросла границы полянки. Кто-то из ребят предложил назвать клуб страной, в которой вместе растут, думают и живут. Страну назвали Вундеркиндией.

Интересные события, происходившие в стране Вундеркиндия, отражались в медиа-презентациях, в выпусках классной газеты «Гимназист», в публикациях нашего гимназического журнала «Солнечный зайчик» и гимназической газеты «Портфель гимназиста», в которой сотрудничали ребята моего класса, а также на нашем классном сайте.

В течение учебного года были созданы очень интересные монтажи, коллажи и фотоэкспозиции на темы:

• Все когда-то бывает впервые;

• Мечты сбываются;

• Зверье мое;

• Семейные традиции и реликвии;

• Если хочешь быть здоров… (знакомство с кумирами в спорте);

Одним из увлекательных проектов Вундеркиндии было Путешествие в страну слов. В рамках этого проекта ребята составляли путеводитель по Стране русского языка, устраивали экспедиции за словом, организуя исследовательскую работу по изучению лексико-семантической стороны речи, литературные викторины, конкурсы чтецов. Направление, которому сами ребята дали название «Смекалик», включало логические задачи, геометрические головоломки, задачи на смекалку, которые школьники с удовольствием решали во время заседаний клуба.

Вся деятельность интеллектуального клуба предполагала совместное сотрудничество детей и родителей. Когда участниками наших интеллектуальных игр стали папы и мамы, бабушки и дедушки, сами проявившие желание состязаться со своими детьми, моей радости не было предела. Они вместе с детьми придумывали и создавали коллажи и монтажи для нашего классного стенда. Родители открыли в школьной газете свою собственную страничку. Дети с гордостью читали их заметки в рекреации.

TopList