Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2009

Идеи

Школьная жизнь

Елена Артамонова ,
ГОУ СОШ № 1968, г.Москва

Близко и далеко

Музей истории школы

История творится каждый день, и, чтобы создать интересный и разнообразный музей школьной жизни, совсем не обязательно использовать свидетельства многолетней давности. Основой музейной экспозиции могут стать и те материалы, которые отражают события настоящего времени.

Рождение идеи

Казалось бы, какой может быть музей у школы, которой в апреле 2009 г. исполнилось только восемь лет? Наша школа сравнительно молодая: в ней еще нет устойчивой традиции проводить ежегодные встречи выпускников, педагогический коллектив находится в стадии формирования, внеклассная работа только начинает набирать обороты. Одним словом, мы не старомосковская школа, у которой за плечами десятки выпусков, живая преемственность поколений на педагогическом поприще, сложившиеся традиции взаимодействия между учителями и родителями. Между тем, сама идея создания Музея истории школы, как показывает наш опыт, может быть весьма плодотворно реализована на базе молодых школ, которых в последнее время так много появилось на окраинах растущей Москвы. Главное, на наш взгляд, правильно сформулировать цель и концепцию музейной работы в школе.

Идея создания Музея истории школы родилась не сразу. Три года назад в ходе подготовки к пятилетнему юбилею руководство школы предложило собрать материал, который отражал бы как учебную, так и внеурочную деятельность каждого класса. В итоге этой акции в масштабе всей школы прошли конкурсы стенгазет, рисунков, фотоальбомов, фильмов, памятных писем, наград и т.п. Собранный материал оказался настолько интересным, что практически сразу возник замысел его сохранения в рамках школьного архива или музея. Однако вскоре стало очевидно, что одного сохранения явно недостаточно. Важно, чтобы созданные каждым классом фонды постоянно пополнялись и обновлялись, отражали перемены, происходящие с детьми. В противном случае сама идея была бы неизбежно обречена на провал.

Не секрет, что в ряде школ музеи представляют собой статичные экспозиции, созданные когда-то руками ребят, давно уже покинувших школьные парты. Они бережно сохраняются и демонстрируются новым поколениям школьников, не претерпевая при этом каких-либо изменений. Со временем со стороны детей интерес к таким музеям падает. И это понятно, поскольку непосредственное участие ребят в функционировании подобных экспозиций сведено к минимуму. Они являются лишь пассивными зрителями, которым, кстати сказать, нередко приходится слышать слова: «Не трогайте руками!» или «Будьте осторожны, отойдите подальше от витрин!».

Живая летопись

Мы решили пойти по иному пути: все классы, которые высказали желание принять участие в проекте создания школьного музея, получили свое место (сектор) в общей аудитории. Таким образом, у каждого класса и ученика появилась возможность рассказать о своих достижениях в учебе, спорте, внеурочной работе, поделиться информацией об экскурсиях, интересных встречах, творческих вечерах, проектах, да и просто пообщаться. Каждый такой сектор стал своего рода летописью отдельного класса, а в целом они представляют собой летопись школы, которая ни на минуту не замирает, поддерживая и сохраняя тесную связь прошлого с настоящим.

Теперь начиная с первого класса ребята при участии классного руководителя и родителей собирают информацию о своей жизни и размещают эту информацию в папках и на собственных стендах. Материал о событиях пополняется постоянно. Поскольку экспозиции каждого класса расположены рядом, усердная работа одного стимулирует активность другого, поддерживая таким образом здоровый дух соревнования. Предполагается, что к окончанию школы каждым классом будет собран целый комплекс документальных материалов, которые можно будет использовать при организации выпускного вечера.

Наряду с уголками, принадлежащими отдельным классам, в музее существуют общешкольные стеллажи, витрины и стенды, где представлены кубки, дипломы, памятные письма, свидетельствующие об успехах учебного коллектива в целом. Например, награды, отмечающие победы школьной сборной в спортивных соревнованиях, материалы о работе наших вожатых в Социальном жилом доме и в детских домах г. Суздаля, памятные призы и подарки районной управы Марьино.

За время существования музея ребята предложили множество интересных проектов по организации и содержанию экспозиционной работы. Прийти посмотреть на обновления в экспозиции могут и родители, без помощи которых поддерживать работу музея было бы сложно. В его работе принимают участие все желающие. Некоторые классные руководители в этом году организовали в стенах музея проведение родительских собраний. В перспективе стоит задача использовать материалы и пространство музея при организации Дня открытых дверей.

Под Музей истории нашей школы администрация выделила небольшое помещение – около 35 квадратных метров. Дизайн и оформление было предложено самим ребятами. В результате на стене появилось нарисованное окно с видом на Московский университет им. М.В. Ломоносова, кирпичная стена, лестница, ведущая к открытому люку, через который видно звездное небо. Идею – от замысла до практического воплощения – осуществили сами дети. Рисунок стал своего рода визитной карточкой музея, символизируя устремленность в будущее, к знаниям.

Общее дело

Как добиться творческой совместной деятельности учащихся? Мы в своей работе опирались на предложения ребят, включающие коллективное планирование, организаторскую деятельность каждого через сменность актива, коллективный анализ проделанной работы.

Очевидно, что там, где начинает работать коллективная мысль, общими усилиями создается замысел новых дел. У ребят формируется потребность в самостоятельных действиях, желание осуществлять задуманное, решать поставленные задачи. И как результат – сплочение коллектива, планы на будущее, насыщенная интересными делами школьная жизнь.

Примером может послужить участие школы в организации мероприятий, посвященных празднованию 64-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Свой проект мы назвали «Веков связующая нить». Каждый класс определил степень и форму своего участия в данном проекте. Предварительно наметили план, распределили задания: работа с Советом ветеранов, с администрацией Социального жилого дома «Марьино», подготовка концерта, организация встречи ветеранов в школе, возложение цветов к памятнику Солдату Отечества ХХ века в Марьино, посещение тех ветеранов, кто по состоянию здоровья не смог прийти на встречу. Классы дружно и с большим усердием взялись за выполнение персональных заданий. Работа велась в течение почти двух месяцев, а затем получила свое отражение на стендах каждого класса. В итоге в музее была создана целая экспозиция, посвященная участию коллектива школы в праздновании 9 Мая.

Школьный музей – это культурно-воспитательное пространство. Непосредственное участие школьников в работе музея создает условия для накопления личного социального опыта, в том числе опыта школьной жизни, с ее сложностями, достижениями и победами. Важное значение имеет и знакомство школьника с опытом работы товарищей, коллектива школы в целом, что, на наш взгляд, способствует социализации личности. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что музейная работа в ее повседневности прививает навыки исследовательской деятельности.

Уже сегодня можно сказать, что заинтересованность родителей, поддержка администрации, дружная работа учеников и их наставников в рамках организации Музея истории школы дали свои положительные результаты. Работа сплотила коллектив. Весной этого года мы подали заявление об открытии официального Музея истории школы, и нами был получен сертификат, подтверждающий статус Музея истории школы ГОУ СОШ № 1968 г. Москвы.

Фото автора

TopList