Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2009

Специальный выпуск

Идеи и размышления

Евгений Кузьмин

Месть за несправедливость

Нелегкое бремя таланта

«Кому много дано, с того много и спросится...» Детям с ярко выраженными способностями сложно признать, что всякий талант связан с ответственностью – за себя, за тех, кто рядом, за общее дело. И тогда учителю приходится рисковать – порой сознательно идти на противодействие и конфликт.

Уход из команды

Капитан баскетбольной команды Коля Зайцев из пятого «А», с хохолком непослушных волос на голове и быстрой сбивчивой речью, особенно когда волнуется, никак не мог успокоиться.

Почему тренер Евгений Сеич заставляет их команду играть против семиклассников? Почему его, лучшего игрока команды, он заставляет сидеть на скамейке запасных по десять-пятнадцать минут, когда играют ребята четвертых классов? Почему у противника тренер не видит откровенных ошибок, которые он, Коля, видит невооруженным глазом? Но достаточно ему, лучшему игроку сборной, сделать маленькое движение с места, или наступить на центральную линию, или развести руки вблизи соперника, – тут же раздается свисток, Евгений Сеич накручивает ему ошибки.

Явная несправедливость. Нормальный человек такую несправедливость выдержать не может. На днях Коля так прямо и заявил тренеру:

– Вычеркивайте меня из команды! Всё. Больше ходить в баскетбольную секцию не буду. Всё.

Он так и повторил второй раз: «Всё». Это означало, что терпение у Коли Зайцева лопнуло окончательно.

Правда, была у Коли одна тайная мысль в отношении тренера: «Пусть помучается без меня, без лучшего игрока. Тогда он поймет, что такое Коля Зайцев».

– Коля, ты хорошо продумал свое заявление? – спросил тренер.

– И думать нечего! – отпарировал капитан сборной.

– А как же личный баскетбольный мяч? – намекнул тренер на награду.

– А Вы сказали, что это не только мне, но и всему классу.

– А ты подумал, что это в каком-то роде предательство команды? Измена всему баскетбольному братству в школе?

– Подумал.

– Ну, иди, – с некоторой тревогой и сожалением произнес Евгений Сеич, – жалко, конечно, терять хорошего игрока.

Мужской разговор

Два дня Коля старательно избегал встреч с тренером. Завидев Евгения Сеича, он быстро переходил на другую сторону коридора или незаметно выскальзывал на улицу. Но на третий или четвертый день встреча с тренером стала неизбежной.

Тренер застал Колю в спортзале бросающим мяч по кольцу.

– Вы же сказали, что я могу сколько хочу тренироваться для себя, я же не за команду, – предупреждая вопросы тренера, начал оправдываться Коля.

– Слушай, Коля, – сказал Евгений Сеич, – давай сядем за стол переговоров. Может, твоя обида затянулась, а может, в чем-то я не прав?

– Я знаю, снова будете уговаривать. Нет, я не вернусь!

В подтверждение твердости своих слов Коля, хотя и не так усиленно, продолжал бросать мяч по кольцу.

– Представьте себя на моем месте, – приостановил опять Коля тренировку, пытаясь взять инициативу разговора в свои руки, – Мишка Овечкин при отборе мяча бьет меня по рукам, и ему – ничего. Но достаточно мне положить руку Мишке на спину – тут же раздается: «Фол!». Да?

Колины глаза метнули искры гнева.

– Или Саша Данилов нецензурно выругается, как Вы говорите, «ненормативной лексикой», ему только «фол», а у меня совсем другая формулировка: «Зайцев, дисквалификация! Потрудитесь выйти из спортивного зала!» Это честно? Нет! Это честно?

Губы у Коли Зайцева начали дрожать, левый глаз чуть помаргивал, что говорило не только о большом волнении, но и об искренности чувств.

– Или взять Анжелку и Кристину из пятого «Б», – усиливая психологическое давление на тренера, продолжил Коля. – Вы видели, как они царапаются? Вы же ничего не видите!

В подтверждение своих слов Коля засучил рукав и показал две длинные заживающие царапины. Во всей его позе чувствовался упрек и торжествующее негодование.

– Коля, но ведь они же – девочки! Может, этот случай стоит простить им?

– Всё прощать, да? А почему мы играем против седьмого и даже восьмого класса? Такие здоровые лбы. Стасу Бригневичу противостоять невозможно.

– Это называется – тренировка под давлением, – невольно оправдывался тренер. – Играли же вы вдвоем против четверых.

– Х-ха! Так это же одноклассники! – с оттенком превосходства спорщика ответил Коля. – Сравнили! А почему мы должны сидеть на скамейке запасных по десять-пятнадцать минут, пока играют четвероклассники?

– Ну, этого ты не поймешь! – пытается привести горячий диалог к более миролюбивому тону Евгений Сеич. – Ведь у нас маленький, комариный зальчик, восемнадцать на девять. И всего два кольца. Загрузить всех тренировочной работой трудно. А четвертый «А» против четвертого «Б» бьются, как назло, изо всех сил, счет замерзает на нуле. Но ты, со скамеечки запасных, этого не видишь.

– Как же! – как бы про себя выдавил Коля.

– Да, Коленька, ты тренеру не прощаешь ничего. Возьмем конкретный пример. На бешеной скорости ты несешься с мячом на Новикова Артема. Возможно столкновение, травма. Как на это должен реагировать тренер?

– Никак. Откуда вы знаете, что я на скорости не обведу Новикова? – Коля в недоумении развел руки в стороны.

– Оттуда знаю, – ответил тренер, – что смотришь ты вниз, а не вперед. Ведением мяча без зрительного контроля еще не обладаешь, – и Новиков, такой же по технике, как ты, может подставиться. Если он ногу выставит – будет подножка. Если корпус приблизит – лететь тебе в стенку!

– Так уж и в стенку! – улыбнулся Коля. – Я этого Новикова обвожу одной левой!

– И еще, – Евгений Сеич решил поставить точку в горячем споре, – ты не думаешь, что к капитанам немножечко иное отношение, чем к рядовым участникам команды.

Возвращение

Вечером Зайцев пришел на тренировку, и тренер не упрекнул его в неверности слову, не стал напоминать, что тот хотел уйти из команды.

Ребята разучивали поворот с мячом после ведения. Коля в два прыжка с поворотом преодолел зону трех секунд, завис в воздухе и одной рукой направил мяч в кольцо – еще пока не сверху. Остальные члены команды делают поворот только на месте. Если посмотреть в этот момент на лицо Евгения Сеича, оно светится теплотой и радостью.

Вечером, перед тем, как лечь спать, Коля включил ночник возле кровати и в заветной тетрадке вывел слова: «Я знаю три способа, как победить команду соперника». Записав свои соображения, нарисовал немного наивные тактические схемы и бережно спрятал тетрадку.

В эту ночь ему снились счастливые сны. Вот он забрасывает немыслимый трехочковый бросок, и трибуны отвечают ему ревом восторга. Вот он делает «вертушку Джордана» и в прыжке изящным движением кисти сверху закладывает мяч в кольцо. Снова взрыв трибун. Мяч, словно на невидимой ниточке, привязан к кончикам его пальцев, и он водит мяч бесконечно долго. Трибуны отвечают ему аплодисментами.

Коля Зайцев улыбался во сне и рос, как и все дети. Завтра он уже будет выше, чем вчера. И, наверное, меньше будет мстить тренеру за то, что ему кажется несправедливостью.

TopList