Специальный выпуск
Идеи и размышления
Олег Просвирнин ,
МОУ Константиновская СОШ, с. Константиновка, Республики Мордовия
МОУ Константиновская СОШ, с. Константиновка, Республики Мордовия
Лестница здоровья
С чего начинается валеология?
Обычная валеологическая программа школы состоит из ежемесячных бесед с приглашением врачей и других специалистов, теоретических занятий и тренингов, системы лекций для учеников и родителей, серии физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Но в масштабе одного класса практическая работа по оздоровлению начинается с самых простых вещей – физических упражнений не только на уроках, но и на классных часах.
Предлагаемые материалы отмечены на прошлогоднем конкурсе Всероссийской акции «Спорт вместо наркотиков».
Проведение физкультпауз
При проведении оздоровительных упражнений важно соблюдать четыре условия:
• Детям важно знать, для чего они делают то или иное упражнение. Для этого педагогу необходимо доступно обосновать каждое упражнение, которое он предлагает сделать учащимся.
• Создать условия, при которых ученик будет выполнять упражнения с удовольствием. Заставлять ребенка заботиться о своем здоровье не только бесполезно, но и вредно.
• Учитель должен не только выполнять упражнения вместе с детьми, но и показать им, что ему это нравится. Человек, демонстрирующий пренебрежение к своему здоровью, не сумеет сформировать у ребенка противоположное отношение.
• Необходимо помнить о влиянии эмоций на деятельность школьников. Умеренные эмоции являются организующими, а сильные – дезорганизующими.
• Рекомендуемый порядок упражнений:
1-й урок – одна пауза через 20–25 минут урока. Упражнение из раздела «Гимнастика ума».
2-й урок – одна пауза через 20–25 минут урока. Упражнение из раздела «Гимнастика ума».
3-й урок – первая пауза динамическая. Упражнения на снятие статического напряжения. Вторая пауза – гимнастика для глаз.
4–6-й уроки – первая пауза – динамическая. Упражнения на снятие усталости, релаксацию мышечного напряжения.
Гимнастика ума
Эти упражнения улучшают кровообращение головного мозга, способствуют его насыщению кислородом, сбалансированной работе правого и левого полушарий.
Массаж ушей
Двумя пальцами сделать массаж ушных раковин вверх и вниз 18 раз. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их кончики, пальцами слегка постукивать по затылку до 3 раз. Такое упражнение тонизирует кору головного мозга.
Ленивые восьмерки
Ставят большой палец правой руки, протягивая руку вперед, на уровне глаз. Пальцем в воздухе пишем большие восьмерки, следим за пальцем. Затем другой рукой и обеими руками.
Слон
Голова «приклеена» к плечу, рукой, как хоботом, пишем восьмерки в воздухе, глазами водим в ближайшем пространстве за рукой.
Сцепление Кука
Ноги скрестить. Руки прямые перед собой скрестить, вывернуть и держать их у груди полминуты, стоять спокойно, удерживая равновесие, язык касается нёба. Вдох носом, выдох через нос, губы трубочкой.
Замок за спиной
Поднять правую руку и, согнув ее за головой в локте, достать до спины между лопатками. Левую руку расположить на талии и тянуть ее вверх за спиной, соединив с правой в замок. Закрыть глаза и расслабить лицо, глубоко вдыхая и выдыхая. Вернуться в исходное положение, поменять руки и повторить упражнение.
Перекрестные движения
Правая нога согнута в колене, достать левой рукой колено правой ноги, затем поменять ногу и руку.
Правая нога согнута в колене, достать локтем левой руки колено правой ноги, затем поменять положение.
Правая нога согнута и отведена назад. Достать левой рукой щиколотку правой ноги за спиной. Поменять положение.
Упражнение выполняется под ритмичную музыку.
Снятие статического напряжения
Эти упражнения способствуют разгрузке опорно-двигательного аппарата и являются профилактикой нарушений осанки.
Сгибание шеи
Улучшает кровообращение головы, движение спинномозговой жидкости.
Скрестив пальцы на затылке, поднять голову, смотреть вверх, руками стараться согнуть шею (мышцы шеи должны препятствовать этому движению). Делать от 3 до 9 раз.
Кручение
Усиливает мозговое кровообращение, тренирует подвижность суставов.
Стоя слегка согнуть руки в локтях, ноги в бедрах и коленях, спина и шея прямые, повороты вправо и влево, не поднимая стоп от пола. Вначале всем корпусом как можно дальше, затем ноги не двигаются, повороты делать только корпусом, затем только плечами, наконец, двигается только голова.
Качели
Усиливает деятельность внутренних органов, улучшает эластичность легких, особенно нижних отделов, улучшает кровообращение головного мозга, снимает напряжение позвоночника.
Выполняется стоя (можно сидя). Ладони слегка сжать в кулаки, руки согнуть в локтях, раскачиваться вправо, влево по 18 раз, стремясь соблюдать ритмичность дыхания.
Птицы-лебеди
На лужайке тихо сели (присели),
Посидели, посидели, потом встали (встали)
И быстро-быстро побежали (бег на месте).
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Ча-ча-ча (руки вперед, три хлопка в ладони),
Наша печка горяча (приседания),
Чи-чи-чи (руки над головой, три хлопка),
В нашей печке калачи (четыре прыжка).
Чу-чу-чу (руки назад, три хлопка),
Будет всем по калачу (четыре прыжка или
приседания),
Осторожно! Горячо! (шаг на месте).
Лебеди летят да крыльями машут (машут руками)
И, качая головой, пролетели над водой.
Прямо, гордо умеют держаться
И тихо, спокойно на воду садятся (садятся на
место).
Дерево
Выполняется стоя. Ноги не отрывать от пола, как будто ноги – это корни дерева, которое начинает «расти» вначале только ногами, затем туловищем и, наконец, верхушкой. Руки тянутся к солнцу.
Гимнастика для глаз
Эти упражнения укрепляют глазные мышцы, улучшают обмен веществ, снимают умственное утомление.
Сквозь пальцы
Согнуть руки в локтях, отдаляя и приближая их к лицу 5 раз, смотреть на вторые и третьи пальцы.
Маятник
Представьте, что перед вами большой качающийся маятник. Проследите глазами за его движением 6 раз.
Колесо
А теперь представьте, что перед вами большое вращающееся колесо. Следите глазами за его движением в начале в одну сторону, потом в другую 3–6 раз.
Восьмерка
Перед вами большая горизонтальная лежащая восьмерка. Перемещайте по ней свой взгляд 6 раз.
Напряжение век
Крепко сожмите веки, почувствуйте напряжение, досчитайте до 10, расслабьте веки. Повторите 6 раз.
Вращение глазами
Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, на кончик носа. Почувствуйте напряжение. Повторите 6 раз.
Моргание
Быстро поморгайте глазами 30–60 секунд.
Снятие усталости и расслабление
Эти упражнения способствуют релаксации всех мышц, успокаивают нервную систему.
Кольцо
Представить, что в правой руке – кольцо на тугой резинке. Тянуть кольцо к правой ноге. Потом рука и все тело отдыхают. Повторить другой рукой.
Штанга
Дети представляют, что поднимают тяжелую штангу, потом бросают ее и отдыхают. Мышцы расслаблены.
Сосулька
У
нас под крышей
Солнце взойдет.
Белый гвоздь растет,
Гвоздь упадет.
Первая и вторая строчки – руки над головой. Третья и четвертая строчки – уронить ослабленные руки и присесть.
Шалтай-болтай
Шалтай-болтай,
Шалтай-болтай
Сидел на стене,
Свалился во сне.
Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют тело вниз и отдыхают.
Чередование ног
В положении сидя на стуле закидывают правую ногу на левую и с усилием прижимают их друг к другу в течение 5 секунд, а затем ослабляют усилие. Поочередно меняя положение ног, выполняют упражнение по 8 раз для каждого положения.