Специальный выпуск
Идеи и размышления
Сергей Ивашкин ,
г.Самара
г.Самара
Время проб и ошибок
Психологическая помощь подросткам
Нравоучительные разговоры о вреде и пользе тех или иных привычек обычно не приносят результата. Да и как может быть иначе, если тяга к одурманивающим веществам и действиям проявляется в сфере потребностей? Единственный шанс повлиять на нее – формировать альтернативные потребности в более сложной, интересной и насыщенной жизни.
Слаб человек
Что будет, если у людей вдруг пропадет половое влечение и из обихода исчезнут алкогольные напитки и наркотики?
Скорее всего, на это место встанут сладости, телевизор, кинофильмы, компьютерные игры.
А если исчезнут сладости, телевидение и кинофильмы с красивыми драками и эротикой, компьютерные игры?
Тогда будем есть вкусненькое, читать детективы, желтую прессу и не менее желтые книги о жизни нуворишей, ходить в театр на актеров из телесериалов, в филармонию – на очень хорошо рекламируемых музыкантов.
А если и это окажется вне нашего сознания?
Что будет, если с легким времяпрепровождением возникнут трудности? Видимо, придется перейти к более сложной жизнедеятельности – ходить друг к другу в гости и разговаривать о прочитанных книгах Достоевского, Пелевина, Санаева – коль уж других нет.
Или даже поставить самим какую-нибудь полюбившуюся пьесу и показать ее на работе на корпоративной вечеринке. Все будут рады, а что там еще-то делать, если концерты от босса уже были три вечеринки подряд, а он любит только музыку эпохи Возрождения?
Заняться живописью или скульптурой – кто в детстве не любил рисовать и лепить?! Можно еще самому снять кино, что-нибудь про свою жизнь. Сколько можно смотреть про чужую у Тарковского, Михалкова, старшего Германа и им подобных – ведь больше ничего не показывают. Для этого придется собрать хорошую компанию, написать сценарий, освоить хорошо видеокамеру и компьютерные программы.
Или с друзьями, окончившими когда-то непонятно для чего музыкальную школу, пригласить руководителя и, позанимавшись полгода, устроить концерт на Рождество, например, из произведений любимых композиторов – Моцарта, Маккартни, Орфа, Меркури или Вагнера и Шостаковича на День защитника Отечества.
Жизнь станет значительно труднее, но станет ли она менее интересной? Нет, конечно! Она будет фантастически интересной для нас и для наших детей! Кто пробовал то или иное из вышеперечисленного списка трудной жизни, может это подтвердить.
Да вот куда бы делось все то, что не позволяет нам сделать свою жизнь столь интересной? Государство должно запретить? Уже проходили, спасибо. А как же? Может, самому попробовать разобраться, что хорошо для меня, для моего ребенка? Попробовать и сделать. Не всё и не сразу, а по частям, по капле, по ложке.
Омут легких удовольствий
В удовольствиях, получаемых телом и душой без усилий, легко увидеть, как работает омут зависимостей. Сначала ребенок потихоньку получает пристрастие ко всему сладкому, острому, к продуктам с необычным вкусом. После этого он уже не любит есть кашу, овощи – невкусно, кириешки вкуснее. И это правда. Это такое легкое начало, но уже засасывает.
Потом ребенок привыкает к тому, что получает огромное количество привлекательных готовых телевизионных образов, созданных знающими свое дело талантливейшими людьми с большим искусством и за очень большие деньги, над которыми никто не предлагает задумываться. Читать книги, думать над ними – это уже трудно. Компьютерные игры ловко подменяют жизнь: чувства те же, а ответственности никакой, как не поиграть?
Появляются чай и кофе с их тонизирующим действием. Колы, энергетические напитки, тоники, перенасыщенные искусственными синтезаторами вкуса, химическими подсластителями, постепенно приводят к тому, что дети и подростки перестают пить воду и деревенское молоко.
Потом начинается пора легких спиртных напитков и сигарет. Если раньше детей останавливал отвратительный вкус алкогольных напитков, то слабоалкогольные напитки блестяще решают эту проблему: на вкус – как компот, а по действию – пиво.
За новыми ощущениями можно двигаться дальше, в мир наркотиков: от легких – к тяжелым. И здесь уже дно омута, после которого выжить и сохранить личность трудно.
У нас есть шанс, в котором нет правил
Все это люди знают в большей или меньшей степени. О вреде алкоголя и других нездоровых проявлений современной жизни неплохо осведомлены и сами дети. Но человеческое поведение и, в частности, поведение детей формируется в большей мере не знаниями, а окружающей жизнью. Даже если мы научим своих детей играть на музыкальных инструментах, чувствовать цвет, звук, разовьем тонкий литературный вкус, но вокруг не будет непьющих людей, то откуда у них появится мысль, что можно жить без алкоголя? У них будет больше шансов получить удовольствие без вмешательства в свой организм, но не более того.
Нужен образец трезвого поведения и трезвого образа жизни. Откуда его взять? Тут инициатива принадлежит учителям и родителям – ближайшим поведенческим образцам.
Как это выглядит? Я помню себя в момент, когда начал работать в школе с детьми. Надо было менять лексику, переосмыслять многие поведенческие привычки – дети смотрят. Нужно было усилие воли, чтобы вычистить речь от послеармейских команд к быстрому и немедленному действию и яркому мужскому выражению чувств.
Еще очень хотелось, чтобы детям со мной не было скучно. Поскольку до этого я проводил игры во дворе со своими и соседскими детьми, то организовать их на всех переменах оказалось несложно. В подобные игры мы даже играли с родителями на родительских собраниях, чтобы они могли ощутить их прелесть. И, надо сказать, ощущали. Игры стали частью жизни детей.
Потом вместе с родителями своего тогда еще первого класса мы начали ставить спектакль по сказке «Финист – Ясный Сокол». Это было нечто. Сами репетиции превращались в буйное веселье взрослых детей. Но зазвать всех туда оказалось очень трудно – людей сильно засасывает идея необходимости зарабатывать деньги. Помню, как нашелся мощный аргумент, опробованный на отцах. На собрании попросту спросил: «Что у вас есть самого ценного в жизни?». Многие ответили, что, конечно, дети, семья. «А сколько времени вы тратите в день на работу и на своих детей?» Повисла неловкая пауза: «Минут сорок. Или прихожу – уже спит. Ну, так, по выходным». Но довольно быстро отцы говорят: «Мы же работаем для семьи!». «А как вы думаете, вашему ребенку нужны больше ваши деньги, игрушки или вы сами, живьем?» Мало кому в голову может прийти, что сыну или дочери игрушки важнее папы.
Премьера прошла успешно – дети были счастливы, отцы тоже. Но волнения до тряски рук было немало – многие вышли на сцену в первый раз в жизни. Для чего люди пьют? Чтобы получить переживания, изменить сознание. Игра в пьесе позволяет это сделать без алкоголя.
Дети видят трезвых играющих взрослых – это для них сначала необычно, а потом нормально. Есть надежда, что у детей этот образ закрепится и им будет легче бороться с общественной тенденцией запивать алкоголем все случаи жизни.
Надо сразу заметить, что всё, о чем пытаюсь рассказать, – это не гарантированный путь к трезвой жизни, а только шанс, в котором нет правил. Нужно выбирать, прилагать гигантские усилия, чтобы его осуществить. Сначала родителям, а потом и самим детям. В этом – его отличие от употребления сахара, алкоголя и от вожделений.
На собрании, помимо школьных успехов и неудач, много времени потрачено на то, как сделать жизнь ребенка интереснее. Простраивалось понимание, что живопись, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, участие в школьных спектаклях занимают время ребенка не для того, чтобы освободить родителей от их обязанностей, но формируют более высокий уровень потребностей, более сложную душевную конфигурацию, способную получать удовольствие не только от удовлетворения инстинктивных потребностей. Понимание, что занятия искусствами – это здоровый путь в мир образов, в другую реальность, в отличие от компьютерных игр, алкоголя и наркотиков.
Когда дети были постарше, с отцами на День защитника Отечества мы поставили спектакль «Дредноуты» по пьесе Евгения Гришковца и показали мамам. Как говорит сам Гришковец, эта пьеса – попытка объяснить женщинам, что такое мужчины. Попытка не удалась ни нам, ни Гришковцу – женщины не могут понять, почему мужчины готовы умирать за флаг своего корабля, когда у них семья и дети?!
Но дело не в этом, а в том, что сыновья имеют перед собой своих отцов и отцов одноклассников, среди которых – архитектор, владелец торговой сети, сварщик, экономист нефтехимкомбината, менеджер, директор филиала банка и которые вечером, после работы, отправляются в школу ставить спектакль! Отцы понимают, зачем это нужно, иначе бы не пришли, многие из них не те люди, что привыкли действовать по указке. Они дали детям, да и себе, наверное, еще один шанс.
Перед этим родители вместе посмотрели другой спектакль «Как я съел собаку». Спектакль не для детей. Это опять пример для подростков, как можно провести время.
Известный, богатый, на мотоцикле и непьющий
Понятно, что в классе за все школьные годы возникают разговоры об употреблении алкоголя не один и не два раза. Меняется возраст, и всё сначала. Что убедительно для маленьких детей, то уже не подходит для подростков. Как-то при очередном разговоре с подростками возникает вопрос-утверждение: «Да кто сейчас не пьет?!». «Мой папа вообще не пьет», – говорит подросток с чувством собственного достоинства и гордости за своего отца.
Это большая поддержка для учителя. Это звучит убедительно и для класса – учитель не пьет, ну и что? По подростковой логике, учитель готов все сделать, лишь бы испортить жизнь детям. Он и не пьет лишь потому, что учитель, чтобы детей учить. Мало для кого из подростков в возрасте средних классов, да и вообще, учителя являются примером для подражания. А вот когда не пьет папа одноклассника – герой первых полос местных газет, разъезжающий на самых разных дорогих машинах, проехавший Европу взад-вперед на мотоцикле, – это другое дело.
Тема формирования моды на здоровый образ жизни крайне актуальна в наши дни. Кинематограф, компьютерные суррогаты жизни смешали добро и зло так тщательно, что подросткам, да и взрослым, так просто не разобраться. Популярные фильмы про дозоры озвучивают через отрицательного вроде бы героя вообще любопытную сентенцию – зло лучше добра, потому что зло признает, что оно зло, и, соответственно, как зло действует, а добро в борьбе со злом действует так же, но называет себя добром. Вот и разберись, кто тут прав, а кто – не очень. Задумавшись, можно прийти к пониманию, что добро остается добром, и привести аргументы из математики, когда «минус на минус дает плюс». Но для этого надо задумываться, а кто задумывается и где?
Начали всем классом смотреть фильмы, благо видеопроектор перестал быть редкостью, обсуждать. Появилась еще одна возможность обратиться к сознанию детей.
Положительных примеров ярких здоровых личностей ужасно мало. Это вообще исключение из правил. Приходится много говорить о ярких индивидуальностях, продвигавших вперед цивилизацию. Всякий шаг вперед, всякое выделение из толпы в России пока воспринимается в основной массе подозрительно: ты что, самый умный, что ли? Как помочь человеку научиться делать шаг вперед и в то же время не воспитать гордыню? Очень и очень трудно. В младших классах рассказываем легенды о святых, в средних и старших знакомим с биографиями великих людей, обращая внимание на их целеустремленность и самоотверженность. Чтобы воспитать полноценного человека, приходится призывать на помощь Сергия Радонежского, Александра Македонского, Сократа, Жанну д’Арк, Солженицына. Может, всем миром и удастся.
Через работу к ясному сознанию
Но все равно средние классы – время проб. Мальчики попробовали слабоалкогольный коктейль – киосков в округе достаточно, и паспорта никто не спрашивает. И было им очень плохо, до «Скорой помощи». Видимо, попался какой-то правильный педагогический коктейль.
Узнав об этом от родителей, группа ответственных учителей пригласила их вместе с детьми на беседу. Решили не ругать подростков, им и так было не слишком радостно, а дать понять, что их поступок очень неприятен как школе, так и родителям, что такое поведение неприемлемо и одинаково негативно воспринимается как школой, так и родителями.
Но слова, не связанные волевыми поступками, слабо действуют. Поэтому совместно с подростками нашли решение. Если доставили школе и родителям неприятности, то их надо уравновесить чем-то полезным и приятным. В течение недели под руководством отцов из класса мальчики клали из бутового камня ограждение спортплощадки. Инцидент исчерпан. Уроки запечатлены в сознании. Можно опять петь и играть, участвовать в спектаклях, заниматься живописью и лепкой, смотреть кино.
Вы, конечно, обратили внимание, что, взявшись рассказывать о работе с детьми и подростками, автор много чего рассказал о работе с родителями. Выпустив свой первый класс, в котором был классным руководителем девять лет, я утвердился в мысли, что воспитание детей бессмысленно, если не работаешь с родителями.
А работа с современными родителями требует огромного количества времени для того, чтобы найти материал, который будет для них убедителен, который может прояснить сознание. На веру сейчас никто уже ничего не принимает. Это и правильно. Указывать, как правильно жить, взрослым, преуспевающим людям – дело неразумное. Они очень быстро перестают ходить к тебе на собрания.
Можно только из раза в раз рассказывать о законах развития ребенка и взрослого, о том, как взаимодействуют в человеке физическое и духовное. Рассказывать, как меняются дети и с чем это связано. Без упреков и поучений. Самому спрашивать совета у родителей – среди них есть люди не глупее нас с вами. Просить рассказать о своем опыте воспитания другим родителям за круглым столом – иногда это работает гораздо лучше, чем рассказ учителя. Класс – это дети, родители, бабушки дедушки, учителя. Чем чаще они встречаются, тем больше взаимопонимания, тем больше у детей шансов прожить здоровую школьную жизнь.
Дети ощущают единство школьного сообщества и растут в душевном комфорте, позволяющем им сохранить здоровье и выработать разумные жизненные привычки. Для этого классному руководителю и родителям приходится никогда не останавливаться в своем развитии – изо дня в день бегом подниматься по эскалатору, идущему вниз.