Специальный выпуск
Идеи и размышления
Елена Андреева ,
зам. директора по воспитательной работе ;
Светлана Бик ,
педагог-организатор, МОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Удомля, Тверская обл.
зам. директора по воспитательной работе ;
педагог-организатор, МОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Удомля, Тверская обл.
Нездоровая конкуренция
Пути преодоления
Как часто мы слышим восхищение: «У меня такой дружный класс!» или негодование: «Ну почему они у меня такие недружные?!» А ведь за каждой такой фразой лежит огромный пласт работы, который состоит из наших педагогических побед и поражений. Одни из нас бьются над этой проблемой, а другие просто разводят руками. Конечно же, сплоченность классного коллектива во многом зависит от классного руководителя. Но не стоит выпускать из виду индивидуальные особенности детей.
Борьба за первенство
Давайте вспомним, по какому принципу мы первоначально формируем классный коллектив! Читающих – к читающим, одаренных – к одаренным, середнячков – к середнячкам! Не так ли? Так!
А теперь зададимся вопросом: в какой среде сплотить ребят проще и реальнее? Там, где они в меру умны, воспитаны и не слишком заласканы? Или там, где им с самого рождения внушают, что они – самые лучшие в этом мире, а стремление к успеху любой ценой является смыслом их жизни?
Представьте себе коллектив, где преобладают дети с завышенной самооценкой и, как следствие, – с представлением о том, что окружающие обязаны их воспринимать как лучших. Почти наверняка классным руководителем в такой класс будет назначен педагог с высоким уровнем притязаний. Знакомая картина? И вот эту гремучую смесь амбиций мы отпускаем в плавание школьной жизни!
Как правило, у ребят в таком коллективе складываются довольно сложные межличностные отношения. Борьба за лидерство и желание подчинять себе окружающих – это пожар, который будет то затухать, то разгораться с новой силой, охватывая все больше и больше представителей различных групп (учителей и родителей). Конфликты скрытые и ярко выраженные станут системой взаимоотношений между ребятами данного класса.
Представьте, что такому классу предстоит поучаствовать в каком-либо школьном конкурсе, где необходимо побороться за победу. Классный руководитель сразу столкнется с серьезными трудностями: как организовать ребят, которые кроме своего «я» ничего не видят и все как один хотят красоваться только в главных ролях?
Помимо организационных вопросов, есть еще и проблемы поведения, отношений учеников в ходе конкурсов и спортивных соревнований с другими классами, которые воспринимаются как конкуренты. Стараясь быть первыми, подростки идут на всевозможные хитрости, готовы унижать и оскорблять соперников. Так в среде болельщиков за «своих» появляются лозунги и кричалки: «Мы лучшие!», «Мы круче всех!». При этом ребята не стесняются грубить соперникам и высмеивать их. Бывает, что после соревнований стороны выясняют отношения с помощью силы. Как правило, это приводит к ненависти и вражде между детскими коллективами.
Победа без победителя
Конечно же, полностью ликвидировать конкуренцию невозможно. Но поискать способы, чтобы избежать конфликтных ситуаций, вполне реально.
В нашей школе практикуется проведение фестивалей и игровых программ, где не присуждаются места, отсутствуют победители или каждый класс становится победителем в какой-либо номинации. Примеры подобных мероприятий: «Фестиваль классных классов», компьютерная «Презентация классов» (фильм о своем классе), «Здравствуй, Новый год!» (творческие номера от классов или участие в общешкольном сценарии).
В конце учебного года мы проводим итоговый общешкольный классный час, на котором предлагаем ребятам назвать самый активный класс, при условии, что свой класс называть нельзя. А также они выбирают самого активного ученика, который при этом не является учеником данного класса. Таким образом, ребята учатся видеть и оценивать работу других.
Кроме этого, большое внимание уделяется проведению классных часов, посвященных умению общаться и развитию дружеских отношений («Дом наших отношений», «О дружбе», «Мы – это много я», «Мир вокруг нас»).
Подобные мероприятия сплачивают коллектив, не вызывая у детей зависти и соперничества. С некоторыми сценариями перечисленных мероприятий можно ознакомиться на страницах газеты «Классное руководство и воспитание школьников».