Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2009

Специальный выпуск

Идеи и размышления

Ната Крылова ,
кандидат философских наук, г. Москва

Своеволие: хорошо ли иметь свою волю?

Личностные качества детей многие педагоги ранжируют, разделяя на колонки «Положительные черты» и «Отрицательные черты». На этой основе строят психологические портреты и составляют долгосрочные характеристики детей.

Для чего нужна воля

Хотелось бы напомнить, что дети и подростки, как правило, действуют ситуативно, в процессе разнообразных проб и испытаний обретая жизненный опыт. Это – обычный путь их личностного развития.

Может, поэтому у многих подростков проявляются противоположные качества, например безволие и своеволие. Безволие порождает лень, а своеволие – упрямство. И при этом необязательно подросток относится к категории «трудных» или «неуправляемых».

Своеволие – отнюдь не негативная черта характера: подросток без наличия самостоятельной, собственной (своей) воли рискует стать игрушкой в руках другого.

Своя воля – системообразующее качество. Попробуйте чего-то добиться в жизни без наличия своей воли. Но когда воля становится недостатком? Без воли – не проживешь полноценной жизнью, но постоянная опора лишь на свою волю порождает авторитарное отношение к другим людям.

Где же та грань, переходя которую человек услышит: «Поберегите ваше своенравие для семейных разборок!»?

Посмотрите в словарях разные определения этих понятий, и вы поймете, что своеволие необходимо в жизни, хотя и опасно.

История про девочку Олю

Девочка занималась в музыкальной школе, занималась без особого блеска и интереса, но была дисциплинированной. В музыкальной школе всем детям говорили, что на расстроенных инструментах играть нельзя ни при каких обстоятельствах. А тут оказалось, что в общеобразовательной школе ее классу поручили организовать концерт к очередному празднику. Стали набирать артистов. Классный руководитель, составляя список выступающих, сразу вписала Олю, позабыв предупредить ее об этом. Накануне концерта Оля узнает, что ее номер – второй. И перед всем классом категорически отказывается выступать (Оля-то знала, что две важные клавиши школьного пианино западают). Ее отказ перепутал все планы. Другая девочка отказалась читать свои стихи. Дети начали ссориться. Кого-то в срочном порядке стали заставлять выступить. Мальчики смеялись. Концерт был на грани срыва.

Классный руководитель позвонила родителям и попросила их «повлиять на Олю, потому что ее самовольный отказ срывает мероприятие».

Беда в том, что Оля молчала о причинах своего отказа. Ей казалось, что говорить о клавишах бесполезно, никто не воспримет это серьезно. Сказала об этом маме много позже.

То, что она не объяснила причины своего отказа, испортило ее отношения с классом: класс решил, что «она – воображала; подумаешь – музыкантша», а классный руководитель зачислила Олю в разряд своевольных на долгие годы – до выпускного вечера, на котором все и раскрылось.

Интересно, что тень своеволия Оли легла на родителей («яблоко от яблони недалеко падает»). К сожалению, эффект отсвета негативных оценок личностных качеств ребенка очень уж часто ложится на родителей: «Ребенок способный, но работает ниже своих способностей» (и выразительный взгляд на папу, который, похоже, в глазах учительницы – тоже способный, но ленивый).

История про девочку Иру

Своенравными чаще бывают мальчики. Они, как известно, – маленькие упрямцы. Но упрямыми бывают и девочки. Ира умела драться не хуже мальчишек. Когда ее отчитывали, она молчала. Ни классный руководитель, ни школьный психолог, ни директор школы не могли вытянуть из нее ни слова сожаления или самооправдания. Причины озлобленности Иры легко было обнаружить. Она жила с мамой, и маме приходилось много работать, Ира весь день была предоставлена сама себе. Ее самостоятельность и своеволие развивались бок о бок. В классе Иру побаивались, и у классного руководителя она была не в чести. «Девочка – своенравная, себе на уме», – говорили учителя.

Классный руководитель всегда осторожно разговаривала с Ирой, потому что не понимала, какую реакцию вызовут у девочки ее слова.

Училась Ира еле-еле. Часто, когда ее вызывали, смотрела в окно и не отвечала. Но две другие девочки, дружившие с Ирой, ее защищали: «Не ставьте двойку, она всё знает, мы все вместе учили…». Но учителям нужен был ответ, которого часто не было... Зато был у Иры интерес, который позволял ее периодически аттестовать, – она бралась за выполнение графического оформления разных учебных проектов. Оформление явно указывало на способности: так Ира и держалась в школе. И уж совершенно неожиданным был переход Иры из школы в педагогический колледж. Этого никто из учителей не ожидал, но Ира поступила и в школу больше не приходила.

Может, Иру потянула в педагогику собственная логика жизни «от противного»? Она так во многом и не смогла себя проявить за годы учебы, возможно, поэтому решила возместить свою непроявленность собственным общением с детьми… Может быть, ее своеволие (драки, уход от контакта с педагогами) было стремлением показать независимость? Или она чувствовала себя аутсайдером в жизни? Возможно, хотела так доказать свою неординарность? Во всяком случае, она стремилась утвердить себя, но не всегда находила для этого приемлемые способы. Фактом остается то, что педагоги и основная часть класса не приняли ее, лишь только несколько друзей, которые что-то интуитивно понимали, поддерживали ее.

Позитивная роль своеволия

Насколько часто нам в жизни помогает своеволие? Мне думается, есть две особенности своеволия, которые помогают человеку.

Первая особенность: своеволие помогает нам утверждать свое «Я». Оно фиксирует отличие наших действий от действий и поведения других, при этом фиксирует достаточно настойчиво и порой жестко. В результате ребенок или подросток категорически отказывается что-то делать или, наоборот, настойчиво к чему-то стремится вопреки тому, что ожидают от него другие дети и взрослые.

Вторая особенность: своеволие доказывает неординарность человека, его нонконформизм, стремление быть лидером в какой-либо сфере, нежелание быть зависимым и идти у кого-то на поводу. Своеволие – показатель того, что человек (маленький или большой) знает или видит что-то другое, чего не видят и не знают остальные. Он видит и чувствует иначе (вспоминается фотография Эйнштейна, который показывает язык человечеству).

Девиз своевольных первооткрывателей: «Я люблю доказывать людям, что они не правы, а прав я!». А это – один из двигателей развития.

Без своеволия никто из великих не стал бы великим, не сделал бы открытия или изобретения, не создал бы значимого произведения искусства. Не стоит углубляться в историю, чтобы найти примеры. Билл Гейтс – современный пример движущей силы своеволия. Он неважно учился в школе, ушел из университета, чтобы осуществить то, что задумал. Осуществил вопреки всему и стал одним из самых богатых и удачливых бизнесменов.

Но было бы неверно на этом и окончить наши рассуждения, потому что, как все знают, наши достоинства – это продолжение наших же недостатков (как и ровно наоборот!).

Негативная роль своеволия

Билл Гейтс, как говорят, себе на уме, к тому же он всегда был жестким человеком. Он топил конкурентов, что и помогло ему взобраться на пирамиду успеха. Последняя победа его компании над компанией «Нэтскейп» несколько лет назад в сражении за завоевание Интернета чуть не привела к распаду «Майкрософта». Из-за безудержного стремления к монополии и желания побеждать всех и вся Гейтс попал под суд. Если рассуждать с нравственной позиции, туда его привело своеволие.

Первая негативная черта своеволия – склонность к авторитаризму. Все диктаторы были предельно самовольными, своенравными и своевольными. Своеволие часто ведет к авантюризму, рискованным действиям, самоуверенности.

Вторая негативная черта – своевольному человеку легко себя противопоставить окружающим, особенно на пике успеха, поэтому его могут бояться, но любить и уважать не будут. На своеволие диктатора всегда найдется своеволие иной восходящей силы.

Своеволие как педагогическая проблема

Все дети и в любом возрасте проявляют своеволие. Это закономерно, потому что они пробуют себя в разных ситуациях, нащупывая ту стратегию поведения, которая приведет их к успеху и самоутверждению. И с этим не надо бороться, потому что, ломая их волю, мы закладываем мину замедленного действия под основы их становящегося характера: в результате такой борьбы дети становятся неуверенными, зависимыми, привыкают прогибаться под сильных.

С детьми, которые проявляют своеволие, интересно общаться, но они понимают только язык равных. Если ими пытаться командовать, они уйдут в глухую защиту. Если им подыгрывать, они перестанут уважать того, кто играет с ними. Только партнерские отношения могут создать атмосферу взаимного принятия. Это первое правило.

Второе правило – с ними надо время от времени советоваться относительно организации общего дела.

Третье правило – им нужна особая ответственность. Им надо (с их согласия, конечно) давать поручения немного более трудные и ответственные, чем остальным.

Четвертое правило – никакой опеки.

Впрочем, это полезно всем детям. Тогда их стремление доказать свою собственную волю будет оправданно, а их своеволие получит продуктивное выражение.

TopList