Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №20/2009

Живые истории

Глазами учителей

Искра Тандит ,
г. Москва

Рождение агрессии

Вред положительного примера

Часто родители и учителя, ставя одного ребенка в пример другому, действуют из лучших побуждений, искренне верят в полезность сравнений и назиданий и даже не задумываются о том, что таким способом сеют вражду между детьми и отталкивают от образцов, к которым хотели бы привлечь их внимание.

Дети Алеша и Володя растут рядом, живут в одном районе, ходят в одну школу. Мама ворчит: «Володя, опять ты пришел грязный, посмотри: Алеша всегда аккуратный». Варианты: у Алеши хорошие отметки, по дисциплине никаких замечаний, он скромный, вежливый. И это изо дня в день.

Сравнение в воспитании опасно. У Володи рождаются зависть, злоба и желание навредить Алеше. Если подобное происходит в коллективе, то «нехорошие» начинают организовываться в агрессивную группу против «ботаников», послушных, успешных в учебе. Алеша победил на первом туре олимпиады по математике – Володя с другом на следующий тур едут вместе с ним, желая сорвать ему успех, заставить решать задания и для них. Сами тур не прошли, но и ему не дали. И довольны… Это самый безобидный пример. Чаще начинают дразнить, делать мелкие пакости, бить, требовать деньги…

Задача воспитателя – увидеть в каждом ребенке хорошее, но не сосредотачиваться на плохих примерах и чертах характера. В.А. Сухомлинский говорил о том, что не надо бороться с сорняками – надо выращивать хлеб, не надо бороться с плохим в ребенке – надо выращивать лучшее в каждом и опираться на лучшее.

Часто провокаторами бывают и сами учителя, и система отбора учеников (деление на одаренных – неодаренных). Расслоение по социальному и материальному признаку рождает в детях ревность, зависть, обиду, злобу. Опытные педагоги старой закалки говорят начинающим: «Идешь в школу – держи руки за спиной, а язык за зубами». И в этих словах – не только предостережение против рукоприкладства и словесного оскорбления ребенка-человека, но и то, о чем нельзя забывать: с одним учеником при классе поздоровались за руку, обняли его за плечи, сказали ему ласковые слова. А другие? Кого не обняли, не приветили словом? Они видят, реагируют молча, в себе, ревностно. В детской среде есть понятие «любимчик» – педагогу важно об этом помнить.

Открываются новые школы – в них из ближайших школ переводят детей, причем не лучших. Окраина Москвы, 15-я и 16-я Парковые улицы, а через Кольцевую дорогу – совхоз «1-е Мая». Москвичей берут в новую школу с радостью, а ребят из совхоза стараются не брать: считается, что они – плохие. Я, директор, бросаю взгляд в окно и стараюсь определить: куда это направляется большая группа подростков? Настроение боевое, многие с палками. Понимаю – двинулись драться «стенка на стенку» с совхозными. Иду за ними, пытаясь уговорить, предотвратить, но поздно: в лесу их уже поджидают совхозные мoлодцы с палками, кастетами. Предупредить милицию? Мобильных телефонов тогда не было, пока бежала до телефона, чтобы вызвать милицию, драка разгорелась. В итоге были и синяки, и ссадины, и переломы, и сотрясение мозга.

Девяностые годы… Школы очень быстро превратились в гимназии, в лицеи, все старались отобрать себе хороших учеников. А куда девать плохих? Вот и появляются дворовые и другие агрессивные группы подростков и юношей, не удовлетворенных жизнью, несправедливо обиженных, злых, способных бить, убивать, ненавидеть весь мир. Молодежь очень остро реагирует на социальную несправедливость.

TopList