Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №20/2009

Класс-info

Классный час

Сергей Ивашкин ,
г.Самара

Любовь с надеждой на взаимность

Образы Родины

Необходимо научить ребенка любить Родину. Такое обращение к нам, учителям, звучит нередко. Любовь к Родине, по-другому – патриотизм, вынесена и в название Проекта концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, который так и называется – «Гражданин и патриот». Озабоченность понятна, поскольку очень часто люди в повседневной жизни сталкиваются с проявлением нелюбви не только к Родине, но и ко многому другому.

Чтобы научить ребенка любить Родину, нужно любить ее самому. Для начала неплохо бы еще раз подумать о том, что для нас Родина и что значит любить.

Родина – это…

Понятие Родины очень живое и меняется вместе с человеком всю его жизнь. Сначала новорожденный совершенно бессознательно впитывает любовь с молоком матери. Он любит всех, кто искренне, с душевным теплом относится к нему. Молоко матери в данном контексте не является фигурой речи. Молоко конкретно несет ребенку вкус и силу окружающего мира – Родины. Это и есть для него Родина – близкие и молоко матери. Съест мама по неосторожности что-нибудь экзотическое заморское, у ребенка сразу понятная реакция – организм отторгает чуждое. Это, своего рода, физиологический патриотизм.

С взрослением все большую роль играет душевное питание – впечатления окружающего мира. Родиной становятся врач в поликлинике, детская площадка с горкой, воспитательница и детский сад.

В раннем возрасте очень легко определить человека, любящего Родину. Он румян, упитан, весело бегает по дорожкам парка, кормит голубей и задает чудесные вопросы. Он смело шлепает по лужам, всегда может найти себе интересное занятие и не боится миролюбивых взрослых. Радостью и деятельностью он вовсю проявляет любовь к Родине.

Маленький ребенок любит ответной любовью. С возрастом он сможет сознательно оформить это в понятия. Родиной постепенно будет становиться всё, что попадет в сферу его жизненных интересов. С ростом сознания человек сам начинает определять, что для него Родина, а что нет. Понятно, что сначала этот «сам» несет на себе печать семейных и общественных традиций. Но природа позаботилась о том, чтобы в жизни человека были моменты, когда он освобождается от бессознательного приятия традиций. Мы переживаем это как кризисы разных возрастов. В эти моменты происходит переоценка ценностей, поиск нового содержания старых понятий, которые вдруг перестали соответствовать жизненной практике, перестали переживаться как устойчивые жизненные ориентиры. То же самое происходит и в жизни страны, но в данном случае нас интересует подростковый возраст наших детей, поскольку речь идет о воспитании школьников.

Любовь – это…

А как проявляется любовь к Родине в действии? Ведь любовь как чувство, отделенное от воли к действию, уже слабо определяется и как-то сходит на нет. Австрийский философ Рудольф Штайнер определял любовь в современном мире как ответственность за объект любви. Любовь свободна от эгоизма, хотя с ним тесно соприкасается: заботясь об окружающем мире, о близких, в конечном счете, человек заботится о себе.

Это определение может показаться достаточно сухим и неромантичным, но попробуйте использовать его на практике, и вы с радостью увидите, как блестяще оно помогает ухватить сущность самых разных отношений! Это будет радость человека, приблизившегося к истине. Жить легче не станет, но вырастет качество жизни.

У маленького ребенка нет разделения на себя и окружающий мир – он тотальный эгоист. Его любовь, его ответственность распространяются только на себя самого. Это нормально, и никто здравомыслящий не обижается на него за эгоизм – до того времени, пока ребенок не начнет себя отделять от мира, говорить о себе «Я». До времени, когда появляются первые черты самосознания: «Это я, а это – не я». С этого момента родители начинают его учить заботиться о других людях. Начинается бессознательная практика любви. Ребенок учится любви, подражая действиям окружающих. Он подражает не словам – действиям. Постепенно, в подражании окружающим, нарастает часть мира, за которую отвечает растущий человек.

Я научу вас Родину любить!

Интересно, что за образ вызовет у вас прочтение этого восклицательного предложения? Образ Льва Николаевича в яснополянской школе? Вашей любимой первой учительницы?

Скорее всего, такой же, как и в моей, – образ сержанта на плацу или еще какого-то советского олицетворения настоящего мужчины. Если начали про любовь к Родине, значит, мы уже опять виноваты, и придется любить Родину, маршируя в течение нескольких часов, или делать какую-нибудь другую трудную и бесконечную работу. Такова она – советская любовь.

Если быть точным, научить любви к Родине невозможно, но любовь можно привить. Разница понятна – если у тебя самого есть любовь, то ты сможешь передать ее другим, а если нет, ты воспитаешь не патриотов, а циников. Поскольку расхождение слов с делом – в одном лице мать и отец цинизма.

Тут переходим к главному. Я – учитель обществоведения, классный руководитель в течение семи лет в одном классе. Выполнение многократно повторенной выше задачи – мой профессиональный, гражданский и человеческий долг. Я это осознаю и стараюсь решить ее в силу своего понимания вместе с родителями. Детям дома и в школе рассказываются народные сказки и легенды, являющиеся основой формирования понятий добра и зла. С ребятами много гуляют, играют в народные игры, в которых заложены многие архетипы социального поведения и национального самосознания. Когда они становятся постарше, их знакомят с родным городом, водят в походы, рассказывают биографии людей, развивавших науку и культуру, они убирают школьный двор и улицы родного города. Если делать это с искренним энтузиазмом, то такие действия становятся проявлением реальной любви к Родине.

Трудности возникают, когда дети вырастают, самостоятельно входят в информационное пространство, которое составляют или элементами которого являются как улицы городов и всё, что на них находится, так и СМИ, Интернет, кинематограф. Дети включены уже в сложные взаимоотношения с милицией, военкоматами, поликлиниками, паспортной службой и т.д. Это становится частью их Родины. Что я как учитель должен им рассказать, что сделать, чтобы они полюбили и такую Родину? Или это уже не Родина, а государство и не надо это смешивать? На мой вопрос: «Любите ли вы Родину?» – несколько человек прямо так и сказали: «Люблю Родину, но не государство, моя Родина – это мои близкие, город, в котором живу, природа».

Что ж, развести подальше понятия – это выход довольно логичный. Но тогда очень откровенно возникает противостояние: Родина – государство. Вот у нас есть любимая всеми Родина, а ее оккупировало какое-то не очень хорошее государство и ведет себя в нем как захватчик. И откуда пришли эти захватчики? Кто сочинил эти странные законы?

Тут начинается самое сложное. Если хочешь быть честным, то придется сказать ученикам, что захватчики – это ваши родители, законы сочинены, дорогие дети, ими же. Именно родители пошли или не пошли на выборы, и это привело к тому, что у нас такое Законодательное собрание, мэр, дума и прочие законно избранные органы. Они же – создатели ужастиков, рекламы, порносайтов, финансовых пирамид, чиновники, милиционеры и т.д. Потому что в стране есть только дети и родители, больше никого нет.

Дети и родители, любовь и нелюбовь, ответственность и безответственность… Всё остальное – производное. Опять противостояние.

Здесь все заостряется до крайности, и появляется двойственное чувство: «тупик – выход». Тупик, поскольку противопоставлять детей родителям и растить павликов морозовых – безнравственно. Выход, поскольку осознание того, что «прежде всего мы родители, а все остальное – потом», помогает найти направление действий.

Давайте договоримся

Мир несовершенен, человек слаб. Я как учитель готов принять эту концепцию и толерантно относиться ко всевозможным слабостям государства и его отдельных представителей. Но жив человек не слабостями и несовершенствами, а своим стремлением к совершенству, к истине. Не исключаю, что это касается и государства. Поэтому, если мы хотим от учителя, чтобы он воспитал сознательных патриотов, а не националистов, то ему нужно предоставить повседневные примеры этого стремления к совершенству со стороны государства, продемонстрировать на практике, как государство со всем своим аппаратом любит Родину и народ – ее главную составляющую. Показать, как ее любят их родители: бизнесмены, политики, кинозвезды. Чтобы наши дети хотя бы периодически ощущали эту любовь в военкомате, в паспортном столе, в магазине, в кино, в больнице, при встрече с милицией. Тогда мне, учителю, будет гораздо проще – исторические примеры соединятся с жизненной практикой, любовь к Родине перейдет из разряда идеологии в разряд нормального человеческого чувства, подкрепляемого реальными событиями нашей жизни.

TopList