Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №20/2009

Сценарии

Классный час

Елена Кололеева ,
учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ № 1», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край

Символика Российской Федерации

Конкурс для учащихся 5–6-х классов

Изучение истории государственных символов Российской Федерации и региональных символов – важный компонент школьного образования. Проведение оригинальной конкурсной программы может стать интересным и занимательным способом расширения кругозора и проверки знаний ребят по данной тематике.

Задачи:

• расширение знаний и представлений учащихся об истории своей страны и малой родины;

• популяризация государственных символов Российской Федерации;

• воспитание патриотизма и гражданственности детей;

• развитие творческих способностей детей;

• обобщение в игровой форме знаний, полученных ранее.

Участники: две команды учеников, учитель-ведущий, жюри (старшеклассники, учителя и/или родители).

Представление команд

Ученики, разделенные на две команды, представляют названия своих команд, девизы и капитанов.

Разминка

Команды по очереди отвечают на предложенные вопросы (количество вопросов одинаковое). Если одна из команд не ответила, сказать свой вариант ответа может другая команда. Жюри подсчитывает баллы. Победителем в этом конкурсе становятся те, кто дал наибольшее количество правильных ответов.

Вопросы

1. Что такое герб? (Изображение щита со знаками, эмблема государства, города, рода; изображается на флагах, монетах, печатях и т.д.)

2. Что такое гимн? (Торжественная хвалебная песня)

3. Что такое флаг? (Полотнище на древке или шнуре определенной раскраски)

4. Что такое скипетр? (Золотой жезл, символ верховной власти)

5. Что такое держава? (Золотой шар с крестом наверху, символ верховной власти)

6. Что символизирует дракон, изображенный на гербе? (Символ врага, зла)

7. Что символизирует всадник, изображенный на гербе? (Символ защиты, победы добра над злом)

8. Какие вы знаете древнерусские названия воинского знамени? (Стяг, хоругвь)

9. Как называется наука, изучающая гербы и их происхождение? (Геральдика)

10. Какая птица изображена на гербе России? (Двуглавый орел)

Ошибка в тексте

Командам даны одинаковые тексты с описанием герба Российской Федерации, в которых преднамеренно допущены ошибки. Задача участников – за определенное количество времени найти и исправить ошибки. Работу команд оценивает жюри.

Текст. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными верхними (правильный вариант – нижними) углами, заостренный в оконечности зеленый (красный) геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя большими (малыми) коронами и над ними одной малой (большой) короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – держава (скипетр), в левой – скипетр (держава). На груди орла в зеленом (красном) щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем белого (черного), опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Музыкальный символ

Командам предлагается прослушать гимн РФ и объяснить, какие, на их взгляд, строки в тексте гимна самые важные и почему. Конкурс оценивает жюри по степени аргументированности ответов.

Собери флаг (конкурс капитанов)

Капитанам команд раздаются одинаковые наборы, состоящие из шести полос определенных цветов (белого, синего, красного, синего, малинового, зеленого).

Задания

1. Как можно быстрее сложить эти цветные полосы в порядке, соответствующем порядку расположения полос на флагах РФ и Краснодарского края. (Флаг РФ – белый, синий, красный; флаг Краснодарского края – синий, малиновый, зеленый)

Побеждает капитан, который выполнил задание правильно и быстрее.

2. Объяснить смысловое значение цветов каждого флага. При этом капитаны отвечают по очереди, то есть первый капитан объясняет значение белого цвета флага РФ, второй – синего и т.д. (Флаг РФ: белый – символ чистоты, благородства, синий – символ верности, честности, безупречности, красный – символ героизма, мужества, смелости; флаг Краснодарского края: синий – символ донских казаков, малиновый – символ запорожских и кубанских казаков, положивших начало освоению и развитию края, зеленый – символ плодородия и богатства Кубанской земли)

При ответе учащихся допускаются и другие верные трактовки значения цветов флага. Побеждает капитан, давший наиболее полные и правильные ответы.

Найди отличия

Командам нужно по очереди назвать основные отличия герба России и герба Краснодарского края. Жюри учитывает количество верных ответов, а также их полноту и оригинальность.

(Герб РФ: выполнен по мотивам герба Российской империи; красный щит; золотой орел; на груди орла – всадник, поражающий копьем дракона; над орлом – три исторические короны Петра I (князь, царь, император). Герб Краснодарского края: в основе – изображение исторического герба Кубанской области; щит – зеленый; черный орел; на груди орла – кавказский крест; щит увенчан древней державной короной.)

Примечание: в материалах последних двух конкурсов используется региональная символика Краснодарского края. Данный фрагмент викторины корректируется учителем в соответствии с символикой родного для детей края.

TopList