Сценарии
Классный час
Елена Андреева ,
зам. директора по воспитательной работе ;
Марина Гумарова ,
педагог-организатор, УСОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Удомля, Тверская обл.
зам. директора по воспитательной работе ;
педагог-организатор, УСОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Удомля, Тверская обл.
Благодарная Россия
День народного единства
Современные подростки, как правило, мало знакомы с государственными праздниками, их значением и событиями, послужившими поводом для красных дней в календаре. Рассказ классного руководителя о непростом прошлом нашей страны и интересная викторина помогут обратить внимание учеников 7–9-х классов на дату 4 ноября и историю ее возникновения.
Задачи:
• актуализация праздника «День народного единства»;
• расширение знаний и представлений школьников о нашей Родине и ее прошлом.
Оборудование: жетоны для формирования команд (белые, синие, красные), игровое поле, вопросы к игре, турнирная таблица, мел, поле и жетоны для цветограммы, иллюстративный материал (В. Васнецов. «Портрет И. Грозного», И. Глазунов. «Портрет Б. Годунова», «Легенда о царевиче Дмитрии», А. Карелин. «Портрет Лжедмитрия I», К. Маковский. «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова», И. Панов. «Воевода Шеин в Смоленске», П. Чистяков. «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту», С. Иванов. «Смутное время», М. Скотти. «Гражданин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский», К. Лебедев. «Благословение царя Михаила Романова», иллюстрация памятника К. Минину и Д. Пожарскому.
День добра
Учитель. 4 ноября наша страна отмечает новый праздник – День народного единства. Почему мы говорим именно о народном единстве? С какими историческими событиями связан этот праздник?
Ученики рассказывают, что им известно об этом празднике. Учитель дополняет ответы школьников (см. Приложение), иллюстрируя их репродукциями известных художников.
Учитель. Для чего нам нужно единство?
Школьники делятся своими мыслями.
Учитель. Какое еще название имеет этот праздник?
Ученики высказывают предположения. Верный ответ: День добра.
Учитель. День 4 ноября символизирует национальное согласие и сплочение общества, упрочение государственности. Сегодня каждый из нас, независимо от политических убеждений и социального положения, должен осознать: без стремления к взаимопониманию, без взаимопомощи и милосердия не может быть стабильности и прогрессивного развития государства.
Учитель благодарит ребят за работу и предлагает поиграть в игру-викторину «События и люди».
События и люди
Описание игры
При помощи жетонов (белых, синих и красных) все участники делятся на три команды, выбирают капитанов.
На доске заранее подготовлено игровое поле размером 3–4 клетки по принципу игры «Морской бой». В нем проставлены цифры, обозначающие сложность вопроса и количество баллов, которое можно получить за правильный ответ.
А | В | С | |
1. | 5 | 15 | 10 |
2. | 15 | 10 | 5 |
3. | 5 | 10 | 15 |
4. | 10 | 15 | 5 |
Начинает игру команда с жетонами белого цвета, затем синего, затем красного. Команды по очереди выбирают квадрат с вопросом, отвечают на него и, если ответ правильный, получают соответственные баллы, а следующая команда выбирает свой квадрат. Если первая команда не дает ответа или он неверный, то право ответа переходит к соперникам. Очередность при этом сохраняется. Если команда соперников ответила верно, то следующий вопрос все равно ее по праву. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Баллы фиксируются в турнирной таблице. В конце игры подводятся ее итоги, награждаются победители и поощряются призами участники.
Вопросы к игре
На 15 баллов
А-2. Какой исконно русский город в начале XVII века в течение пяти лет находился в руках шведов? (Великий Новгород)
Б-1. Интервенты из каких стран досаждали Русскому государству в начале XVII века? (Шведы, поляки и крымские татары)
Б-4. Как звали священнослужителей Троице-Сергиевой Лавры, которые первыми пытались собрать ополчение против интервентов, а также рассылали грамоты по русским городам, призывая людей к восстанию? (Архимандрит Дионисий и Авраамий Палицин)
В-3. Как называется историческая эпоха с 1610 г. по 1613 г., начавшаяся после смерти последнего царя из Рюриковичей – Ивана Грозного и закончившаяся с восхождением на престол первого царя из Романовых – Михаила Федоровича? (Междуцарствие)
На 10 баллов
А-4. Как звали князя-полководца, вставшего во главе народного ополчения? (Дмитрий Пожарский)
Б-2. Как звучит настоящее имя Лжедмитрия I? (Григорий Отрепьев)
Б-3. Как полностью звучит имя обычного мещанина, который сумел поднять в народе боевой дух и организовал народное ополчение? (Козьма Минич Сухоруков (Минин)
В-1. Как называли в народе Лжедмитрия II? (Тушинский вор)
На 5 баллов
А-1. Как называется памятник национальным героям 1612 г. и где он установлен? («Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия», на Красной площади)
А-3. В каком городе зародилось народное ополчение, освободившее Россию от иноземных захватчиков? (Нижний Новгород)
В-2. Под каким городом произошло сражение русского народа с иноземными захватчиками? (Под Москвой)
В-4. В каком веке и в каком году произошло освобождение России от интервентов? (XVII век, 1612 год)
Рефлексия
Учитель. Ребята, в завершение классного часа хотелось бы узнать о ваших впечатлениях. Понравился вам классный час? Насколько он был интересен? Давайте мы выясним это с помощью цветограммы!
Учитель предлагает школьникам выразить мнение о классном часе, разместив свои жетоны на поле цветограммы:
зеленом – в этом классном часе мне понравилось все, так как я узнал(а) много нового и интересного для себя;
желтом – классный час в целом понравился, но не вся информация вызвала у меня интерес;
красном – нет, мне было неинтересно.
Учитель. Я хочу поблагодарить вас, ребята, за внимание и за активную работу! И напомнить вам, что праздник 4 ноября – День народного единства – носит второе название: День добра. Я призываю вас, ребята, творить добро не только в этот день, но и всегда!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Информационно-тематический материал
Праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 г., когда ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, в котором участвовали разные народы России, освободило Москву от интервентов, положив начало выходу страны из глубокого кризиса. В этот день мы празднуем восстановление единства русского общества.
Первые признаки Смуты начали сказываться еще в правлении Ивана IV. В 1570–80-е гг. подорванная опричниной и непрекращавшимися войнами экономика страны замедлила рост, а затем пришла в упадок. Политика Грозного и сменившего его Бориса Годунова привела к серьезнейшей социально-экономической нестабильности России. Первым ударом стал голод 1601–1603 гг., когда три года подряд не родился хлеб. С этим несчастьем правительство Годунова еще справилось, используя внутренние резервы, но в глазах многих разорившихся людей голод был Божьим наказанием царю новой династии. Ходили слухи, что царь Борис причастен к таинственной смерти последнего из детей Грозного – семилетнего Дмитрия, погибшего в 1591 г. в Угличе.
В 1604 г. в Польше объявился якобы чудесно спасшийся Дмитрий (это был беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев). На самозванце решил сыграть на свой страх и риск пан Юрий Мнишек, который без согласия короля и сейма Польши снарядил небольшой отряд в поддержку Лжедмитрия. В начале 1605 г. Лжедмитрий вступил в Россию через Киев, Чернигов и Путивль. И здесь, несмотря на то, что он потерпел от царских войск ряд сокрушительных поражений, его имя нашло горячую поддержку в среде местного населения, искавшего доброго царя. 13 апреля 1605 г. внезапно умер Годунов. Это стало последнее каплей. Его сын Федор был убит, самозванец вступил в Москву.
Лжедмитрий I правил меньше года, но этого времени хватило, чтобы глубокое брожение проникло во все сферы общества, хотя попытка ввести польские войска в Москву кончилась для Лжедмитрия трагически (он был убит).
Новый царь Василий Шуйский, избранный в июне 1606 г., не смог успокоить государство. Подавлением возмущений в южных городах, где объявилось сразу несколько чудесно спасшихся царевичей, он только настроил против себя значительные силы.
Воспользовавшись слабостью России, осенью 1609 г. Польша начала войну, но ее армия надолго застряла в Смоленске, в котором героически защищался русский гарнизон воеводы Михаила Шеина, безуспешно штурмуя его.
Царь решил прибегнуть к внешней помощи. Отдав Швеции город Карелу с уездом, Шуйский получил большой отряд наемных войск, которые совместно с русскими отрядами возглавил его племянник Михаил Скопин-Шуйский. Он справился с возложенной миссией, освободил от засады Москву, но был отравлен родственниками царя 24 апреля 1610 г. Лишившись полководца, русско-шведская армия потерпела поражение от поляков под Клушином, в июле 1610 г. поляки вступили в Москву. Шуйский был пострижен в монахи, увезен в Польшу, где скончался в заточении.
Правительство возглавила боярская группировка, которая поучила название семибоярщина. Боярское правительство пошло на переговоры об избрании нового царя. Претендентами были: польский королевич Владислав, шведский принц Густав, всевозможные Дмитрии и даже сын Лжедмитрия I – Вороненок.
В критический час огромное значение имел голос церкви. Патриарх Гермоген рассылал по всем городам грамоты с призывом постоять за святую веру, за храмы Божьи, за свое Отечество.
Патриотически настроенные дворяне и казаки собрали к марту 1611 г. так называемое первое ополчение под руководством атамана Ивана Зарудского и дворянина Прокопия Ляпунова. Ополчение подошло к Москве 19 марта и попыталось захватить город, но польский гарнизон отбил продолжавшиеся в течение месяца приступы. Ополчение встало лагерем у устья Яузы. Часть людей разошлась. В одной из ссор с казаками, не желавшими осаждать город, погиб Ляпунов.
Целых два года, с лета 1610 г. по осень 1612 г., шло безраздельное разорение Центральной России. Масштабы его были страшны.
Все это время православная церковь продолжала обращаться к своей пастве с призывом встать за разоряемую Русь. «Сами видите близкую конечную гибель всех христиан, – писали архимандрит Дионисий Зобниновский и келарь Авраамий Палицын. – Где святые церкви? Где Божии образа? Не всё ли до конца разорено и обречено злым поруганиям? Где народ православный?»
В октябре 1611 г. нижегородский староста Козьма Минин обратился к народу с речью: «Православные! …Не пожалеем животов наших, да не токмо животов, дворы свои продадим, жен, детей, в кабалу отдадим; будем бить челом, чтобы шли заступиться за истинную веру… Как только мы на это дело объединимся, многие города к нам пристанут, и мы вместе с ними дружно отобьемся от иноземцев». В качестве начальника над ополчением был выбран князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
Ополчение было собрано на народные средства за счет реквизиций товаров у купцов. 23 августа 1612 г. войско ополченцев подошло к Москве. Польский гарнизон, находившийся в городе, давно испытывал недостаток припасов. Освобождение Москвы стало лишь делом времени. 22 октября (4 ноября) в результате штурма войска ополчения взяли Китай-город.
В марте 1613 г. на царствование избран Михаил Федорович Романов.
Но только в 1615 г. был заключен мир со Швецией, а в 1617 г. – с Польшей.
Страна лежала в руинах. Человеческие жертвы были велики. Но, несмотря на это, Россия вышла из смуты более крепкой и сплоченной, чем была ранее.
В память о том удивительном человеческом времени в 1818 г. на Красной площади был воздвигнут памятник национальным героям Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
С 2005 г. в России день решающего штурма Москвы и взятия Китай-города отмечается как государственный праздник. Это праздник преодоления Смуты, праздник единства, праздник благодарности русских людей тем, кто отдал жизнь за Россию.