Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №20/2009

Сценарии

Классный час

Светлана Дьячкова

Чужие и свои

Психологические игры

Каждый человек осознает себя уникальной личностью. Однако практически все люди могут отнести себя к той или иной группе – культурной, социальной, национальной. Обычно это не одна группа, а несколько. Столкновение их друг с другом или конфликт с группой «чужаков» порой оказывается тяжелым испытанием.

Я… Мы…

(По методике американских психологов М. Куна и Т. Марк-Портленда)

Цели:

• выявить различные группы, с которыми идентифицируют себя ученики;

• побудить ребят задуматься, как и почему человек идентифицирует себя с теми или иными группами; по какому принципу люди выбирают группы, к которым они относят себя.

Задание

В течение 5–7 минут ответить на вопросы «Кто я? Кто такие «мы», частью которых являюсь я?», написав около 10 (или больше, у кого как получится) слов или предложений.

Ход игры

Когда все готовы, учитель раскрывает цель задания – выявить как можно больше различных групп, с которыми идентифицируют себя ученики класса, – и предлагает кому-нибудь прочитать свой список. Добровольцы выполняют это, и учитель может фиксировать на доске называемые группы (например, пол, возраст, социальное положение, принадлежность к тем или иным сообществам по интересам, гражданство, национальность). Интересно отметить, окажутся ли среди предложенных групп например такие: «Мы – честные люди», «Мы – добрые люди», «Мы – люди, которым дорого наше будущее».

Некоторые ученики справятся с заданием очень быстро и подберут много ответов, другие будут работать медленно и предложат всего два-три ответа. Учитель может подзадоривать участников, спрашивая: «Есть ли у вас определения, которые никто не назвал? Предложите еще какие-нибудь группы».

На стадии обсуждения педагогу стоит спросить ребят, принадлежность к каким группам для них особенно важна и почему. Скорее всего, ответы будут отличаться. При желании дети знакомят друг друга со своими списками.

В завершение учитель может предложить ребятам подумать над более общим вопросом: по какому принципу люди выбирают группы, к которым они относят себя?

Примечание. В каждом классе найдется несколько желающих поделиться результатами работы и несколько человек, которые ни за что не захотят показывать свой список остальным. Анализ задания необходимо проводить, опираясь на добровольцев, так как оно требует от ребят сообщить какую-то личную информацию о себе, самораскрыться. Некоторые люди легко идут на раскрытие личной информации, некоторые – стесняются. Чтобы не создавать дискомфорта для таких учеников, не стоит настаивать на их активном участии, пусть они будут просто зрителями.

Пустите меня в круг

(По методике словацкого тренера Евы Накгле)

Цели:

• поставить перед детьми проблему взаимоотношений доминирующей группы (культуры, национальности и т.д.) и какого-либо меньшинства (культурного, национального и т.д.);

• дать ученикам возможность испытать чувства людей, принадлежащих к большинству или к меньшинству; побудить их более внимательно отнестись к проблеме контактов между доминирующей группой и меньшинством.

Задание

Встать в круг и крепко сцепить руки, чтобы оставленный за пределами круга игрок не смог проникнуть внутрь.

Ход игры

Все, кроме одного добровольца, берутся за руки и встают в круг. Е. Накгле: «Доброволец должен попытаться проникнуть внутрь. Все это происходит без слов» (или со словами, можно проиграть разные варианты с несколькими добровольцами). Человеку, стремящемуся попасть в круг, дается 2–3 минуты. Затем его сменяет следующий доброволец.

Учитель может попытаться создать у ребят, стоящих в кругу, чувство общности, сказав: «Правда, нам хорошо вместе? Мы стоим, держась за руки, чувствуем друг друга, опираемся друг на друга».

Для обсуждения игры можно использовать следующие вопросы:

• Как чувствовал себя доброволец?

• Каково это – быть вне круга?

• Каково это – быть в кругу?

• Какую стратегию использовал доброволец?

• Чувствовал ли кто-то себя плохо в кругу из-за аутсайдера? Как уговаривали самих себя оставить его вне круга?

• Говорили ли люди в кругу между собой? О чем?

• Какая группа в нашем обществе самая сильная, а какая – слабейшая?

• Какую стратегию нужно использовать меньшинствам (просить вежливо, унижаться, хитрить, применять силу)?

• Как привилегированные люди сохраняют свою власть и свои привилегии?

• Каким образом можно принять в сильную группу аутсайдера?

Проводя эту игру, учитель должен помнить, что лучше всего, если вначале кто-то из ребят вызовется водить сам. Обычно это бывают активные ребята, пользующиеся в классе достаточным уважением. После некоторых сложностей им удается войти в круг.

Если же учитель хочет, чтобы кто-то из учеников специально побыл в этой роли, или желающих водить слишком много, водящего можно назначить. Делать это можно только после того, как игра была проведена не один раз и несколько человек уже сумели войти в круг.

Если игра проводится в большой группе, можно разбить учеников на несколько подгрупп. Каждая подгруппа образует свой круг. Тогда кроме добровольца потребуются еще и роли наблюдателей. Их задача – следить за порядком смены добровольцев (каждому дается 2–3 минуты) и наблюдать за поведением группы и человека, старающегося попасть в круг, чтобы сделать потом маленький отчет для остальных подгрупп. Наблюдателю можно дать маленькую памятку следующего содержания:

Памятка для наблюдателя

У вас две задачи:

– следить за временем, которое отводится каждому добровольцу;

– наблюдать за поведением группы и добровольца.

Каждому добровольцу на то, чтобы проникнуть в круг, дается 2–3 минуты. После того как время одного человека истечет, пригласите следующего добровольца.

На что следует обратить внимание при наблюдении:

• о чем говорят между собой люди, стоящие в кругу, и что они говорят человеку вне круга;

• что делают люди, стоящие в кругу, для того, чтобы не пустить стоящего снаружи в круг;

• что говорит стоящий вне круга;

• что он делает.

Приготовьте рассказ о каждой попытке для остальной группы.

Примечание. Может случиться всякое. Обычно люди в кругу держатся крепко. Доброволец пытается протиснуться между ними, подлезть, умоляет, чтобы его пустили. Некоторые применяют силу. Игра заканчивается, когда он будет внутри или сдастся. Если чувства участника, оставленного за кругом, будут слишком неприятными, лучше не продолжать игру.

Важно! Желательно не назначать водящим ребенка из числа отвергаемых в классе (если такие есть).

Ярлыки

(По книге «All Different – All Equal», Council of Europe, Strasbourg, 1996)

Цели:

• помочь детям осознать влияние стереотипов и предрассудков на жизнь людей;

• исследовать связь между тем, что от нас ожидают, и тем, как мы себя ведем;

• побудить задуматься над тем, какой эффект оказывает наше поведение на окружающих;

• начать дискуссию о влиянии стереотипов на нашу жизнь.

Задание

Выполняя групповое задание, обращаться с каждым участником в соответствии с выданным ему ярлыком, обозначающим качество.

Подготовка

• приготовить небольшие самоклеящиеся листки по числу участников игры;

• на каждом листке написать какое-то качество: безответственный, нытик, глупый, умный, неуклюжий, отзывчивый и т.д.;

• выбрать задание для группы: например, совместно разработать и создать плакат, спланировать мероприятие, передвинуть мебель или провести обсуждение животрепещущего вопроса.

Ход игры

Учитель должен приклеить на лоб каждому участнику игры листок с качеством. Ребята не должны знать, что написано у них на лбу. Группа получает общее задание. Выполняя его, участники должны обращаться с каждым так, будто качество, написанное на ярлыке, – одно из его главных свойств. Однако ни в коем случае нельзя называть качества вслух.

Ученики выполняют задание, стараясь действовать по отношению к каждому в зависимости от его главного качества. Когда задание выполнено, участники могут попробовать догадаться, что было написано на ярлыках, однако это не главная цель игры.

Очень важно оставить время для обсуждения игры участниками. Начав с отгадывания качеств, можно перейти к другим аспектам прошедшего:

• Как себя чувствовал каж­дый участник в процессе игры?

• Было ли сложно обращаться с человеком в соответствии с качеством, наклеенным ему на лоб?

• Начал ли кто-то подтверждать свой ярлык поведением? Например, человек с карточкой «неуклюжий» – что-то ронять, «ленивый» – отлынивать от общей работы и т.д.?

• Какие ярлыки мы навешиваем на людей в повседневной жизни? Какое влияние оказывают ярлыки (наши стереотипы) на поведение окружающих? Влияют ли ярлыки, которые повесили мы сами или кто-то другой, на наше восприятие человека?

• Не кажется ли кому-то из участников, что в обычной жизни к нему приклеился какой-то из использованных в игре ярлыков?

• Верен ли ярлык?

• Каковы наши стереотипы («ярлыки») в отношении различных социальных и культурных групп, например, беженцев?

• Играют ли роль ярлыки во взаимоотношениях большинства и меньшинства?

Примечание. Важно быть осторожным, подбирая качества для играющих. Например, если человек на самом деле не проявляет большого энтузиазма в работе, нельзя давать ему карточку «ленивый». Цель игры ни в коем случае не предполагает вынесение на общее обсуждение личностных характеристик (или мнения учителя об этих характеристиках). Такая ситуация может оказаться разрушительной для участников.

Важно! Будьте внимательны, игра может вызвать сильные эмоции.

Культурные нормы

(По книге А. Аксельрод, Е. Любарской «Мир различий»)

Цели:

• осознать культуру как свод норм и запретов;

• осознать относительность этих норм и их разнообразие в разных культурах;

• дать участникам возможность испытать ощущения чужака в незнакомой культуре.

Задание

С помощью группы организовать общение людей, пользующихся разными правилами, но не знающих о смысле различий, как будто иностранцы попали в чужую страну.

Ход игры

Нужно выбрать нескольких человек и попросить их выйти из класса. Они будут выступать в роли «иностранцев» (желательно, чтобы это оказались активные участники класса, из числа лидеров).

В группе устанавливаются правила общения:

1. Перед тем, как задать вопрос, нужно три раза кивнуть головой (если человек нарушает это правило – его надо игнорировать).

2. Закончив разговор, нужно высунуть язык. Если человек нарушает это правило (не показывает язык), ему говорят: «Ты – самый скучный зануда». Если ребята чувствуют себя недостаточно раскованно, чтобы показывать друг другу язык, можно предложить использовать другие жесты, которые не идентифицируются в нашей культуре как прощание. Например, покрутить пальцем у виска, легонько хлопнуть человека по спине (но не по плечу), два раза топнуть ногой. Вместо фразы «Ты – самый скучный зануда» можно говорить «Ну, ты не прав», но не объяснять, в чем именно он не прав.

3. Никто не имеет права садиться на стулья, которые стоят посреди комнаты (если человек нарушает это правило, специальный дежурный просит его прекратить игру и предлагает стать наблюдателем).

Участников просят расставить стулья парами, лицом к лицу. Одна пара стульев ставится посреди комнаты. Назначается дежурный (это может быть учитель), который следит, чтобы никто не садился на стулья в центре, и исключает нарушителей из игры (переводит их в разряд наблюдателей). Важно, чтобы группа не рассказывала «иностранцам» о правилах до конца игры.

В комнату входят «иностранцы». Теперь вся группа получает общее задание. Каждый участник должен узнать о пяти других участниках три вещи, которые он до этого не знал, задавая ему вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Все беседы будут происходить на стульях. Закончив разговор, оба участника должны встать и перейти на другие стулья с другими участниками.

Наблюдателю нужно спокойно следить за происходящим. Если «иностранцы» начнут жаловаться, им отвечают: «Таковы правила».

В начале обсуждения игры учителю лучше объяснить, что задание, которое выполняли участники, не так важно. Гораздо важнее установленные правила и столкновение с ними «иностранцев».

Вопросы и задания для обсуждения могут быть такими:

• попросите каждого из «иностранцев» рассказать, что с ним происходило после входа в комнату;

• быстро ли они поняли, что есть какие-то правила?

• попытались ли они их выяснить все сами или расспрашивали других «иностранцев»?

• что они чувствовали и делали, когда их игнорировали?

• было ли им обидно, когда им говорили, что они зануды или не правы?

• удалили ли кого-нибудь из игры и как он отреагировал на удаление?

• понравилось ли группе соблюдать правила и скрывать их от «иностранцев»?

• есть ли подобные правила в реальной жизни? Кто придумал эти правила? Или их никто не придумывал?

• почему в разных культурах эти правила отличаются (приведите примеры)?

• как мы относимся к тем, кто нарушает эти правила? Всегда ли это заслуженно?

• кто не знает правил реальной жизни (если группе необходима помощь, приведите примеры)? Что мы можем для них сделать?

Примечание. Педагогу важно обратить внимание ребят на то, что представители разных культур могут одно и то же поведение трактовать по-разному. Необходимо подчеркнуть, что межкультурные различия возникают не только между представителями разных национальностей, но и между представителями разных групп одной национальности, принадлежащих к разным социальным группам, субкультурам, живущим в городах и сельской местности или в разных частях страны.

Опираясь на высказывания «иностранцев», можно показать детям, что оказаться в чужой культурной среде – серьезное испытание для человека. Он будет расстраиваться, злиться, чувствовать себя одиноким. Преодолеть эти чувства поможет открытость, любознательность, стремление понять других людей.

TopList