Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №20/2009

Идеи

Социализация

Наталья Гришина ,
к.п.н., СГУ им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов

Сюрприз для будущего

От корпоративности – к единению

Любое развитие как личности, так и общества сопровождается кризисами, конфликтами, противоречиями. Конфликты постоянно возникают между членами семьи, частными лицами и организациями, представителями различных государственных, политических, общественных структур, отдельными регионами внутри страны, а также между государствами. Еще великий мыслитель древности Платон (428–348 до н.э.) писал: «Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни, и каждый – с самим собой». Где находятся истоки этой затянувшейся войны и не пора ли сложить оружие?.. Вечные вопросы, ответам на которые посвящены тома философских рассуждений...

Очевидно, что привычка к противоборству, чрезмерному обособлению лежит на дне реки детства – закладывается семьей, закрепляется школой. Педагогической реалией являются корпоративные классы, особенности которых подробно описывает Вероника Ясницкая в книге «Социальное воспитание в классе: Теория и методика». Проанализировав причины возникновения таких классов, автор приходит к выводу: это есть следствие неправильных действий педагогов (неграмотное поведение при разрешении конфликтных ситуаций между учителями и учениками; чрезмерное культивирование функции обособления класса от общества сверстников; использование в работе преимущественно авторитарно-агрессивного стиля руководства) либо неправильной педагогической позиции в отношении подопечных (направленной на развитие чувства элитарности и превосходства над другими классами в школе или, наоборот, чувства второсортности и неполноценности).

Исходя из этого можно сформулировать несколько конкретных правил по предотвращению возникновения классов-корпораций (своеобразная памятка классным руководителям):

• использовать наиболее эффективный стиль педагогического взаимодействия с воспитанниками – демократический;

• грамотно разрешать возникающие конфликтные ситуации;

• работать на объединение (а не обособление) детей: педагог, как камертон, отстраивает психологическое состояние детей в классе благодаря мощному эффекту заражения1.

Но как развить в детях открытость, эмпатию, стремление к объединению со сверстниками в рамках класса, школы? Современная педагогика говорит о том, что наиболее оптимальный путь – создание условий для бесконфликтной продуктивной жизни детей в сообществе. Конечно, в идеале условия должны создаваться в масштабах всего общеобразовательного учреждения, через кардинальное реформирование всей школьной системы (яркий пример – школа Караковского). Мы рассмотрим проблему более узко и попытаемся понять, какие конкретно методы, направленные на объединение подопечных, может использовать в своей работе классный руководитель.

Коммунарская педагогика

Не нужно изобретать велосипед, достаточно обратиться к уже существующему педагогическому опыту, пестрящему яркими идеями по объединению детей в сообщество, в частности – к коммунарской педагогике И.П. Иванова, базирующейся на педагогическом наследии А.С. Макаренко2. Каждое КТД есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое. Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе. Оно – творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

Структура КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества3.

Первая стадия – предварительная работа коллектива.

Вторая стадия – коллективное планирование.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД.

Четвертая стадия – проведение коллективного творческого дела.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов.

Шестая стадия – ближайшее последействие.

Идеи для классного руководителя

Трудовая атака

Операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами своего коллектива и его друзей. Такие атаки совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов. Возможные задания (предложения) для атак:

• расчистить территорию (например, детского сада) от снега, листьев и т.п.;

• посыпать песком обледенелые дорожки;

• украсить общественные здания (например, школу, клуб), посадить цветы у памятника и т.п.;

• построить или отремонтировать пешеходные мостики;

• подготовить к зиме общественные сады, скверы, бульвары и т.п.;

• заготовить дрова для дома престарелых, детских яслей, сельской начальной школы, больницы и т.п.

Трудовые атаки проводятся после специальной разведки или по любому сигналу о замеченных в окружающей жизни недостатках. Создается сводный отряд добровольцев (из ребят разного возраста вместе с их взрослыми друзьями), выбирается командир. Этот сводный отряд затем отчитывается о результатах атаки перед всем коллективом или перед его руководящим органом.

Очень важно, чтобы трудовая атака держалась в секрете от тех, о ком заботятся участники операции, или, по крайней мере, о ней знали только ответственные лица, с которыми нужно договориться, чтобы не получилось недоразумения.

Подарок далеким друзьям, или Операция (ПДД)

Участниками операции могут быть ребята одного класса и их старшие друзья, союз старшего и младшего классных коллективов, объединение параллельных классов или весь школьный коллектив. Решение о проведении очередной операции ПДД принимает общий сбор коллектива во время совместного планирования жизни на очередной период или в случае какого-либо экстренного известия или события. Для руководства работой может быть избран совет дела (штаб операции) из представителей всех коллективов-участников.

Коллективный подарок может быть послан как отдельным людям (например, ветеранам Отечественной войны и труда, их семьям), так и целым коллективам (детскому саду, школе, строителям, полярникам, воинам, морякам, геологам, метеорологам и т.д.). Операция ПДД может проводиться как для хорошо знакомых, старых друзей, так и для тех, о ком участники операции узнали, например, из газеты.

В качестве подарка могут быть подготовлены и посланы игрушки, в том числе елочные, рисунки, фотографии, макеты и модели, коллекции, сочиненная ребятами пьеса, рассказ-эстафета, журнал-эстафета и т.п. Операция ПДД включает также коллективное написание письма далеким друзьям, которым посылается подарок.

Возможные способы подготовки подарков и писем:

• в постоянных микроколлективах;

• в сводных бригадах любителей;

• эстафетой от одного коллектива к другому (так создаются, например, рассказ-эстафета и журнал-эстафета);

• в общем проекте, составленном на сборе всех участников, готовится один подарок – сначала в сводных бригадах, потом коллективно – по предложениям всех участников.

Подготовка подарка может проходить как трудовая ролевая игра, например, «Фабрика» («Комбинат», «Мастерская» и т.п.), «Издательство», «Почта».

Перед отправкой проводится смотр (защита) и обсуждение подарков, затем выбирается делегация для оформления и отправки посылки и письма (из представителей каждого коллектива участников или по жребию) либо это поручается штабу операции.

Почта

Участники игры предварительно знакомятся с работой почтового отделения (посещение почты, беседы с сотрудниками, наблюдение за их трудом), затем на общем сборе-старте придумывают название для своего почтамта, распределяют участки работы (отделы, операции), решают, кого и когда будут обслуживать, договариваются об оформлении своего учреждения и своих отличительных знаках.

На почтамте могут действовать, например, такие отделы: приема писем и открыток, приема телеграмм, приема бандеролей и посылок, доставки корреспонденции. Поскольку работа такого почтамта заключает в себе много разных видов деятельности, появляется отличная возможность для объединения старших и младших ребят, руководимых взрослыми (в качестве инструкторов, консультантов). Например, младшие могут быть почтальонами, сортировщиками, упаковщиками, помощниками телеграфистов, заведующих отделами и других старших сотрудников. Игра проводится обычно в канун праздника (в течение одного или нескольких дней) или во время праздника – в школе, у шефов, в микрорайоне, в лагере и др.

Приходящие на почту клиенты могут написать и оформить письмо, нарисовать и заполнить открытку, составить телеграмму, бандеролью отправить свои рисунки или книжку.

Сотрудники почты (прежде всего старшие ребята и взрослые) учат неопытных клиентов всем таинствам почтовых операций: как правильно надписать конверт, составить телеграмму и т.д. В работу почты нужно вносить больше игровых, творческих моментов, например, можно придумать интересные формы оплаты почтовых услуг: оплата заказного письма – ответ на загадку; оплата телеграммы – сочинение небольшого рассказа из тех слов, которые содержатся в телеграмме.

Почтальоны (лучше, если они действуют небольшими бригадами из 2–3-х человек) доставляют корреспонденцию адресатам в самой школе или по домашнему адресу (в микрорайоне школы), при этом, как положено, телеграммы доставляются в первую очередь.

Сюрприз

Творческий подарок, подготовленный ребятами и их старшими друзьями на радость близким или далеким людям. Праздничный сюрприз – отличное средство воспитания заботливого отношения к людям, развития фантазии, смекалки, сплочения старших и младших, ребят и взрослых. В праздничном сюрпризе могут участвовать классные коллективы, отдельные микроколлективы (звенья, бригады), сводные объединения добровольцев разного возраста.

Трудовой сюрприз может быть сделан к общегосударственному празднику, какому-либо знаменательному событию в жизни коллектива или человека (например, дню рождения), а также и в обычные дни, чтобы доставить людям радость, превратить будни в праздник.

Возможные виды сюрпризов:

• трудовой сюрприз типа ПСМ (праздничный сюрприз малышам), например: подготовка и проведение школьниками разных классов новогоднего праздника в детском саду или во дворе, на детской площадке, в красном уголке, с играми и хороводами вокруг елки, с аттракционами и подарками-самоделками;

• праздничный сюрприз типа НШ (нашим шефам) – для производственного коллектива, учреждения, воинской части и т.д. (например, украшение к празднику помещения, выступление с праздничным концертом, подарки-самоделки каждому члену коллектива);

• трудовой сюрприз типа РШ (родной школе) – праздничное оформление помещения, благоустройство двора, сооружение катка и др.;

• трудовой сюрприз типа ПДД (подарок далеким друзьям);

• трудовой сюрприз типа «Золотая фантазия» – украшение гирляндами из осенних листьев фасада и двора школы, внутренних помещений, территории детского сада, изготовление коллекции для далеких друзей;

• трудовой сюрприз типа «Снежная сказка».

Трудовые сюрпризы тесно связаны, переплетаются с другими видами операций; могут проводиться во время десанта и рейдов, иногда приобретают характер атаки, намечаются после разведки дел.

Советы организаторам

Как и всякий сюрприз, праздничную операцию нужно готовить по секрету от тех, кому предназначен подарок. В некоторых случаях нужно договориться с руководителями коллектива и сделать их хранителями тайны.

Праздничный сюрприз может быть задуман во время составления плана на очередной период жизни коллектива как одно из предстоящих творческих дел, но может быть устроен и сверх плана, в связи с каким-нибудь неожиданным праздничным событием или благоприятными обстоятельствами (например, «Снежная сказка» в разгар зимы – при наступлении оттепели).

Итоги каждого КТД стоит обсудить на общем сборе-огоньке, чтобы извлечь уроки для будущих творческих дел.

___________________

1 Психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений (Р.С. Немов).

2 Более подробно о коммунарской педагогике см. великолепный сайт кимовцев (членов «Коммуны имени Макаренко», созданной И.П. Ивановым в 1960-х гг. в ЛГПИ им. А.И. Герцена): Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика // http://www.kommunarstvo.ru/

3 Их описание даем по работе: И.П. Иванов. Энциклопедия коллективных творческих дел // http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibivaent.html.

TopList