Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №20/2009

Идеи

От редакции

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

День школьного единства

Зачем люди объединяются в коллективы, сообщества? Чтобы им было радостнее и легче строить свою жизнь или чтобы доказать другим, что их группа (класс, улица, город, страна) лучше других? Чтобы жить самим или чтобы побеждать других?

Гораздо легче сплотить коллектив в борьбе с окружающим миром, чем в дружбе и взаимопонимании с ним. Но наступает день, когда нужно будет жить вне своего маленького коллектива, и тогда навыки постоянной конкуренции и борьбы станут бесполезными и опасными.

А и Б…

Как-то раз на семинаре классных руководителей мы начали обсуждать тему конфликтов, возникающих между ребятами. Кто-то рассказал довольно типичную историю.

Конфликт разгорелся после общешкольной дискотеки. Дежурил 10-й «Б», но, когда пришло время наводить порядок, оказалось, что все юноши из этого класса ушли и девушки вынуждены были сами и стулья расставлять, и полы мыть. Им на помощь пришли ребята из параллельного класса – мальчики и одна девочка, которая дружила с кем-то из «бэшек». Когда вся работа была закончена, мальчики пошли провожать девочек – не отпускать же их одних идти по темным улицам.

На следующий день 10-й «А» объявил бойкот «предателям»: своим мальчикам и девочке, которая вместе с ними помогала «бэшкам» и потом в этой же компании пошла домой. Бойкот был продолжительным, серьезным – взаимными обвинениями обменивались азартно, класс жил как на вулкане. Классная руководительница начала работу по разрешению конфликта: организовала специальный классный час, на котором дала конфликтующим сторонам возможность публично высказать обвинения в адрес одноклассников, провела интересную психологическую игру для налаживания межличностных отношений. Примирение состоялось – конфликт, по мнению классной руководительницы, был исчерпан.

Почти все участники семинара согласились с тем, что подобные конфликты можно и нужно решать именно так, как было рассказано. Мне же показалось, что мы упустили что-то важное, без чего вся работа учителя не имела смысла. Ведь проблема не в том, кто кого провожал, а во вражде между классами. Моя реплика так и осталась никем не принятой – учителя не видели ничего удивительного в таком противостоянии ребят.

Педагоги привыкли, что классы конкурируют между собой, а часто – недолюбливают друг друга. Привыкли к этому и дети. Но так ли безобидна такая борьба? Что могут и должны сделать взрослые, чтобы ее избежать?

Согласие или примирение?

Четвертого ноября наша страна пятый раз будет праздновать День согласия и примирения, теперь переименованный в День народного единства. Этот праздник никак не связан со школой, но он может стать поводом для разговора об умении понимать тех, кто рядом с тобой, и перестать объединяться против невидимых врагов – других классов, соседних улиц, городов, стран.

Почему-то мы очень радуемся, если враждующие стороны смогли помириться, прийти к согласию. При этом сам процесс борьбы, равно как и причины, вызывающие агрессию, занимают нас гораздо меньше: мы предпочитаем лечить болезнь, а не заниматься профилактикой. Это происходит повсеместно, на всех уровнях, начиная с семьи и школы и заканчивая государством. За редкими, точнее – редчайшими исключениями.

Я училась в слабом классе – в него были собраны дети из неблагополучных семей, попала туда и я в виде исключения из правила. Нас презирали ученики параллельных классов, считали двоечниками-неудачниками (меня – заодно с другими, хотя я всегда училась хорошо). Мы сильно не любили их – кичащихся отметками, не умеющих дружить и радоваться жизни. Это противостояние постоянно поддерживали учителя. Они при каждой возможности ставили нам в пример учеников из «отборных» классов: «Там дисциплина прекрасная, не то что у вас! И знания отличные, ваша пятерка в их классе была бы только тройкой!». Ребятам из параллельного класса учителя грозили: «Будешь плохо учиться – переведем в параллельный класс! Здесь таким, как ты, не место!».

Получалось, что наш класс – своеобразная школьная тюрьма, куда могут направить (посадить) за провинность или плохие отметки. Но ни один из моих одноклассников ни в чем не был виновен, просто у большинства жизнь сложилась посложнее, чем у тех, кто учился рядом. Без вины виноватые…

За свою многолетнюю практику я сталкивалась с подобными ситуациями десятки раз. Идет набор в первые классы. Одна учительница – опытная, работает по системе развивающего обучения, к ней в класс – конкурс. Вторая только что пришла после училища, к ней никто не хочет отдавать своего ребенка. В результате дети родителей, которые сильно радеют о своих чадах (другими словами – дети из благополучных семей со средним или высоким достатком), собираются в один класс, а все остальные (из сложных семей) – в другой. Опытный педагог работает с более подготовленными к школе учениками, молодой – с остальными. С годами разница между двумя классами становится все заметнее. Могут ли при этом дети из двух сформированных таким образом классов дружить? Вряд ли.

Постоянно увеличивается количество соревнований между школами: мол, стремление к победе подвигнет детей к занятиям спортом. На самом деле все происходит совсем иначе. Привыкшие слушать приказы сверху учителя собирают команды, причем, как правило, на самые разные соревнования ездят одни и те же дети – самые спортивные, азартные, занимающиеся спортом дополнительно. Их недолюбливают остальные ребята; они с презрением победителей и оскорбленной гордостью за общее непонимание свысока относятся к тихоням-неспортсменам.

Стену непонимания между спортивными детьми и «ботанами» снова строят учителя. Одних хвалят на уроках: «Молодцы! Хорошо учитесь! Не то что эти спортсмены: сила есть – ума не надо!». Других чествуют на спортивных мероприятиях: «Честь и хвала лучшим спортсменам нашей школы! Вы – наша гордость, все должны на вас равняться!».

Мы своими собственными руками выращиваем у ребят неприятие друг друга, а потом – мирим, уговариваем, проводим классные часы и психологические игры по развитию толерантности. Есть ли в этом смысл?

Что ты роздал – твое…

Разновозрастные школьные кружки, секции, студии могут быть очень полезны для того, чтобы показать детям: можно и нужно принимать и уважать каждого человека, потому что каждый ценен именно своей необычностью. Особенно четко я это поняла, ведя проект неклассно-урочного образования «Парк открытых студий». В нем дети учились без обязательных уроков, все их школьное пространство было похоже на дополнительное образование – парк-студии они могли посещать как кружки, по своему выбору. В результате исчезли все группировки, ребята ощущали себя не учениками какого-то класса, а членами Парка открытых студий. Удивительно, но они относились хорошо и уважительно ко всей школе, даже к ученикам из параллельных проектов, которые однажды в школьной газете назвали моих ребят «зоопарком», мол, все учатся серьезно, в настоящих классах, а они – нет.

Я страшно переживала, видя, как некоторые коллеги начали говорить своим детям: «Будете плохо учиться, отправим вас в этот «зоопарк» – там никто не учится». Но мои ученики оказались мудрее, чем я. Довольно скоро после этого случая, во время одного школьного капустника, они вышли на сцену с табличкой «Зоопарк открытых студий» и весело рассказали о своей жизни, радостях и проблемах. Их больше никто и никогда не обзывал, все остались друзьями.

В Парке детям приходилось постоянно входить в новые учебные группы, приспосабливаясь к разным требованиям, к разным людям. Эти группы создавались не для того, чтобы быть лучше других; парк-студии работали только чтобы сделать что-то свое, помочь тем, кто пришел туда учиться. Именно так в школах и создаются настоящие кружки, организуют выставки своей продукции, ставят спектакли: «Смотрите, мы старались для вас!». И результату рады все: такая работа сплачивает людей, ведь выставка или спектакль нуждаются не только в творческих работах и исполнителях, но и в зрителях.

«Что ты роздал – твое, что сберег – то навеки пропало», – сказал кто-то из мудрецов. Школа приучает детей прямо к противоположному: нужно взять как можно больше для себя (знаний, умений, навыков) и показать, как много ты сумел взять. Открытые образовательные пространства, созданные в школе, объединяют и детей, и взрослых. Может, стоит организовывать хотя бы раз в году День школьного единства? Чтобы каждый нашел место, где он может быть нужен и интересен другим. Чтобы каждый еще раз увидел, как прекрасны мы своим разнообразием. Чтобы начать что-то делать не для борьбы с невидимыми врагами, а для своего собственного счастья.

TopList