Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №19/2009

Живые истории

Глазами учеников

Олег Паньков ,
г. Пермь

Новости в картинках

Карикатура в школьной жизни

Смешной рисунок, дружеский шарж, карикатура – всё это можно использовать в классе к удовольствию ребят и общей пользе: организовать конкурс карикатур, сделать веселую стенгазету, а то и просто информационный листок типа «Молния!».

Шел урок литературы. Замечаю я, как Петька, мой сосед по парте, стал подрисовывать в учебнике Гоголю бороду, да такую пышную, что я не выдержал:

– Что ж ты, Петька, учебник портишь? Лично я Николая Васильевича уважаю, и если ты его ни разу не читал, то многое потерял.

– А что ты предлагаешь? – Петька перестал завивать бороду на портрете и повернулся ко мне. – Хотел Льву Толстому бороду нарисовать, так у него своя есть.

– Ну при чем здесь Лев Толстой и твои бороды? Это же учебник, а не раскраска детская, – говорю Петьке. – Не туда ты свой изобразительный талант тратишь.

– Может, Кольку с Мишкой из соседнего класса намалевать? – вдруг задумавшись о чем-то, спросил Петька, и внезапно лицо его просияло. – Точно! Я их нарисую, как они сегодня в буфете хлебом друг в друга кидались.

Петька достал чистый лист и быстро набросал на нем двух человечков, машущих теннисными ракетками, между которыми летает нарезной батон.

– Почему батон нарисовал, если они одним куском бросались? – спросил я, посмотрев рисунок.

– Так не все поймут, что это именно кусок хлеба нарисован, а батон сразу узнаваем, – пояснил Петька. – А теннисные ракетки показывают, что они хлебом играют.

– Карикатура у тебя получилась, – говорю. – Вот только как определить, кто из этих человечков Колька, а кто Мишка? Даже малого сходства нет.

Тут прозвенел звонок на перемену, Петька сразу умчался куда-то, но быстро вернулся и достал из портфеля незаконченный рисунок. Оказалось, бегал посмотреть на Кольку с Мишкой, чтобы похожими их нарисовать. Вскоре один персонаж обрел очертания Кольки – получилась этакая длинная угловатая фигура с большими оттопыренными ушами, во втором участнике карикатуры – небольшом полноватом человечке с растрепанным вихром на голове – угадывался Мишка.

– Не абсолютное, конечно, сходство, но похоже, – смеясь, одобрили одноклассники, передавая из рук в руки завершенный рисунок, а кто-то добавил: – Вот если бы написать под картинкой пару строк, пояснить, о чем она, тогда получилась бы целая листовка на тему дня.

Слово за слово, и у ребят возникла идея. В каждом классе ежедневно происходит что-то новое: кому-то удается сразу несколько пятерок за день получить, у кого-то день рождения, а кто-то подрался или, наоборот, отличился чем-то. Стоит взять всего лишь альбомный лист, написать на нем фломастером или простой авторучкой короткий комментарий, сопроводив текст незамысловатой картинкой в силу своих творческих возможностей, и мини-плакат о самом памятном событии учебного дня готов. В итоге складывается общая картина школьной жизни, и в мозаике вывешенных вместе листков с событиями дня многие узнают, что происходит в соседних классах хорошего или не очень, какие возникают проблемы и как они решаются сообща.

– Это да! – воскликнул Петька. – Такое можно не только в нашей школе организовать. Перспективно и весело!

Когда мы показали первый плакатик нашему завучу Пал Палычу, он сразу приколол его на первом этаже рядом с расписанием уроков.

– Хорошо придумали! – заметил Пал Палыч. – Не стенгазета, конечно, по масштабу, да здесь главное не размер, а оперативность.

Творение Петьки тотчас вызвало у всех большой интерес, собрав толпу ребят и учителей. Мнений было много, почти все смеялись, только герои плаката – Колька с Мишкой – чувствовали себя неловко за свое глупое поведение в буфете и неуважительное отношение к хлебу. Когда они подошли к нам, Петька попятился, решив, что его побьют за смелую сатиру, но Мишка сказал:

– Ты, Петька, давай быстрей придумай про нас что-нибудь хорошее и нарисуй. Не такие уж мы хулиганы...

– Зачем придумывать то, чего нет? – озадачился Петька. – Вы лучше сделайте что-нибудь полезное, тогда действительно будет о чем нарисовать и написать.

Вскоре про Кольку с Мишкой появился добродушный плакатик, где изображалось, как они два новых скворечника сделали, а еще через пару дней на стенде с расписанием не осталось свободного места – его заполнили информационные листки от других классов. Теперь все удачи и проблемы сразу становились достоянием школьного коллектива, и многое решалось сообща.

А весной лучшие художники всех классов объединились и устроили конкурс школьных карикатур. К нему долго готовились: сначала в каждом классе предлагали свои темы для конкурса, потом из них выбрали самые интересные. Участники разыгрывали темы для рисунков, как лотерею, не зная, что и кому достанется. Жюри учитывало не только художественное достоинство карикатур, но и чувство юмора, изобретательность, своеобразие почерка, умение пошутить над ситуацией, а не над конкретным человеком. Даже был особый приз «За доброжелательность».

Этот рассказ автобиографичен. Стремительно промелькнули годы. Петька теперь радиоэлектронщик, а я стал профессиональным художником-карикатуристом и отражаю в своих рисунках новые темы и персонажей, ведь каждый день повсюду происходит множество интересных событий.

TopList