Живые истории
Глазами учителей
Ирина Букина ,
заместитель директора по воспитательной работе, МОУ Лицей № 2, г.Ступино, Московская обл.
заместитель директора по воспитательной работе, МОУ Лицей № 2, г.Ступино, Московская обл.
Дорожные радости и огорчения
Организация дальних поездок
Походы и путешествия оставляют у ребенка одни из самых ярких впечатлений о школе. Они помогают каждому ученику найти свое место в коллективе, открывают большое поле для получения новых знаний и просто приносят огромное количество положительных эмоций. При подготовке дальней поездки можно выделить основные этапы ее планирования, проблемы, которые возникают в пути, и способы их разрешения.
Подготовка к поездке
Я, учитель средних и старших классов, стала классным руководителем в 5-м классе. Походы и поездки с детьми – это мое хобби. С первых же дней я рисую ученикам в своих рассказах привлекательные картинки ближних и дальних поездок, но начать предлагаю с маленьких экскурсий в своем городе. Если в начальной школе правила поведения во время экскурсий не были отработаны, то приходится нелегко. Необходимо провести с детьми предварительную работу – рассказать о теме и особенностях экскурсии и обязательно предупредить, что следующий классный час будет посвящен анализу впечатлений: что запомнилось, что понравилось, что показалось необычным, и обязательное мини-сочинение в конце. Пусть оно состоит из 5–10 строчек, но если дети знают, что так будет всегда, то это обостряет их внимание во время работы экскурсовода.
На следующий день после классного часа проводится обсуждение детских работ. Фамилий авторов я обычно не называю, выбираю самые интересные строки и незаметно хвалю: «В этот раз вам удалось запомнить больше; рассказы получились очень смешными; серьезными; забавными» и т.п. Постепенно дети настолько привыкают к такой форме работы, что с нетерпением ждут рассказа классного руководителя и раз от раза пишут свои сочинения все интереснее и полнее.
Одежда и погода
Заказывая поездку, никогда заранее не угадаешь погоду. Например, собираемся мы с пятиклассниками в Третьяковскую галерею. На день поездки синоптики обещают мороз – минус тридцать пять. Поэтому меня беспокоила лишь одна мысль – как не поморозить детей, ведь нам два часа добираться в электричке до Москвы. Выдала детям инструкцию: одеться ОЧЕНЬ тепло.
Во время поездки вагон оказался отапливаемым, как, впрочем, и весь состав в такой мороз, в метро в любую погоду бывает тепло, а в музее установлена постоянная температура и влажность на уровне нашего подмосковного лета. В результате мои пятиклассники еле таскали ноги в зимних сапогах за экскурсоводом, им было не до знаний, им жарко, в конце экскурсии один ребенок падает в обморок. Ребенку помогли, а мои последующие инструкции по одеванию стали очень подробными: блузка (футболка) и сверху кофта (свитер) – для того, чтобы можно было снять, если станет жарко; сменная обувь в музее обязательна (уж лучше вы принесете обувь, чем мы потом понесем вас!).
Выглядит это мелочью, а как много зависит от удобной одежды ребенка, от того, комфортно ли ему, не трет ли обувь. Мы иногда требуем внимания от детей, послушания в поездках и походах, но не всегда заботимся о том, чтобы им было удобно. Но ведь это первое и главное требование к нам, организаторам, – обеспечить хорошее самочувствие детей во время любых мероприятий.
Поэтому я каждый раз перед дальней поездкой рассказываю историю, как в Питере ночью мы смотрели на разводящиеся мосты и не успели в метро. Идти до гостиницы пешком было долго, но выбора не оставалось. Вся группа идет, одна девочка все отчаяннее отстает. Подошла к ней и услышала в ответ: «Взяла новые туфли в Питер и дико натерла ноги», идет и плачет. Пришлось уговорить ее разуться и идти в колготках. Вот так она и шла по темным питерским дворам без обуви, в дорогих капроновых колготках. Всем смешно слушать и представлять эту девочку, сидя в классе, но после такого рассказа ни один ребенок ни разу не взял с собой в поездку «новые туфли».
Дисциплина в дороге
Важнейший аспект подготовки к экскурсии – это поведение и дисциплина во время пути следования. Здесь я тоже выработала свою систему. Очень тяжело быстро сосчитать детей, если их много. Поэтому разбиваю весь класс на мини-группы по пять человек, назначаю командиров, каждый раз разных (чтобы интересно было: «Кого выберут сегодня?»), и в голове держу только имена командиров. По пути следования делаю остановки по необходимости (чем меньше дети, тем чаще остановки): после переходов в метро, при выходе из вагона и т.п., называю имена командиров, а в ответ слышу: «Мои все на месте» или «Подождите, сейчас соберемся», но, как правило, собираются быстро. Этот прием помогает разделить ответственность на всех участников экскурсии: участники мини-группы держатся рядом друг с другом, командир не выпускает ребят из поля внимания, и в случае возникновения проблем учителя быстро ставят в известность. Это позволяет спокойно путешествовать по Москве с целым классом при минимальном участии родителей.
Есть еще один проверенный способ улучшить дисциплину. Мудрая поговорка гласит: «Прежде чем плыть, договоритесь обо всем на берегу». Прежде чем отправиться в поездку, мы проговариваем с детьми все организационные вопросы, начиная с элементарных правил поведения в общественных местах и заканчивая поведением в экстремальных ситуациях: как вести себя ребенку, если он отстал от класса, не сел в электричку и т.д. В процессе обсуждения я обязательно рассказываю несколько смешных историй, которые случились со мной и детьми из других классов (благо, таких ситуаций у меня много). А заканчиваю подготовку словами, создающими позитивный настрой, и обещанием новых впечатлений в будущем: «Я думаю, что наша поездка пройдет хорошо, и тогда в следующий раз...». Надежда на продолжение действует отлично. Главное – не обманывать и действительно осуществить с ребятами этот «следующий раз».
Вот так потихоньку в течение года мы осваиваем родной город (город Ступино, в 100 км от Москвы), посещаем музеи и театры Москвы, а на майские праздники обязательно едем в трехдневную поездку в другой город. И это тоже нужно начинать как можно раньше, пока у детей сохраняется открытый, свежий взгляд на мир. Если сформировать положительные привычки и вкусы у ребят, пока те маленькие, то эти привычки останутся с ними на всю жизнь.
А иначе может получиться, как у дочери моих знакомых, которая училась в соседней школе. Вот что рассказала мне одиннадцатиклассница. «У нас хороший класс, но не совсем дружный. С пятого класса мы все время уговаривали классного руководителя поехать с нами куда-нибудь, а она все время отвечала, что мы еще маленькие. Но вот наконец в десятом классе она пообещала летом свозить нас в Санкт-Петербург. Нашему восторгу не было предела. Мальчишки на радостях накупили пива и в гостинице выпили, а она их застукала. Ну, еще они плохо вели себя на экскурсиях и по гостинице все время носились. В общем, наша классная сказала нам, что мы никуда не годны и больше она нас никуда не повезет. Вот так закончилась наша экскурсионная эпопея, даже не начавшись». Правда, грустно? Особенно – слышать от умной красивой девушки как утверждение: «Мы никуда не годны».
Планирование большой поездки
Подготовка к трехдневной поездке в другой город начинается всегда примерно за полгода, то есть уже в январе нужно подумать, куда вы хотите отправиться вместе с детьми в конце учебного года. Я начинаю подготовку уже на первом родительском собрании в сентябре. Многие родители, так же как и дети, долго обдумывают будущие поездки. На этом собрании я строю перспективный план на учебный год: мы вместе планируем театры, экскурсии и поездки. Потом полушутя обязательно напоминаю родителям на следующих собраниях: «Вы уже начали копить деньги на Новгород?»
В январе я начинаю готовить к поездке детей. Прежде всего на классном часе рассказываю что-нибудь интересное о городе, в который мы собираемся поехать, после чего ребята получают большое домашнее задание. Ученики делятся на небольшие группы, а я предварительно набрасываю темы исследований: например, древняя история Новгорода, Новгородское вече, Новгород во время войны, современный Новгород и т.п. Каждая группа получает одну тему, и начинается подготовка. Современные дети собирают материал очень хорошо, ведь они отлично владеют информационной техникой, им доступен Интернет. Поэтому наши групповые отчеты превращаются в увлекательные мини-экскурсии с просмотром слайдов на мультимедийном устройстве. А ребята потихоньку накапливают информацию о том месте, куда мы планируем поехать. Это поможет им в восприятии того объема информации, который за три дня активно преподносят экскурсоводы.
Памятка для детей и родителей
Примерно за десять дней до отправления каждый ребенок получает на руки специальную памятку, которую я сама разработала. В нее включена различная важная информация: о времени отъезда и месте сбора, о том, какие нужно взять документы и когда мы планируем вернуться. Подробно расписываю необходимые, но часто забываемые вещи: зонт, теплая кофта, ветровка, купальник или плавки (погода в мае так переменчива); запасные носки; обязательно разношенные, пусть и не очень новые, туфли; средства личной гигиены и т.д. Необходимо оговорить, что свои вещи ребята должны будут нести сами, поэтому не следует на три дня брать из дома весь свой гардероб.
Далее я обязательно напоминаю детям, что они несут материальную ответственность за имущество вагона, автобуса и гостиницы, в которых будут находиться. Если это первая поездка, а дети очень энергичные, то можно даже предварительно собрать небольшую сумму денег на возмещение возможного ущерба с условием их полного возвращения, если все будет хорошо. Напоминание о возможной компенсации очень остужает детей, когда разгорается бой на подушках или на полотенцах. Однажды довольно активную группу старшеклассников привел в чувство проводник вагона, который заставил заплатить за утерянное полотенце, причем сумма штрафа намного превышала цену полотенца. Группу как будто подменили, настолько подростки стали внимательны и бережливы.
Моя памятка заканчивается грозным предупреждением о недопустимости курения и употребления спиртных напитков во время поездки. Внизу памятки есть место для подписи ребенка и его родителей. Памятку с подписями нужно вернуть во время контрольного сбора накануне отъезда.
По своему опыту знаю, что такие памятки необходимы и детям, и родителям. Они помогают при сборах и обсуждении проблем, связанных с поездкой. Памятку можно расширить по своему усмотрению, например, включить в нее запланированные экскурсии, название и месторасположение гостиницы и т.д. (многих родителей эти вопросы волнуют).
Стоит заранее продумать и обсудить еще один немаловажный, но очень спорный момент организации дальних поездок. Давать ли ученикам свободное время в чужом городе? Я даю такое время. Для маленьких детей это время небольшое и с обязательным присутствием в обозримом пространстве классного руководителя. Например, я им говорю: «Ребята, вы можете самостоятельно посмотреть сувениры на этой площади, а я буду все время сидеть вот на этой лавочке. У вас ровно час. Если вы устали и хотите отдохнуть, подходите, отдохнем вместе. Но ровно через час все должны собраться вместе». Дети растут, и уже через год я отпущу их побродить по пешеходному центру с кафе и магазинчиками. Возможно, я неправа и действую на свой страх и риск, но мои ученики ни разу не подвели меня, и всегда ровно к назначенному часу все собираются на указанном месте. Мне кажется, что именно так в подростках формируется ответственность, самостоятельность и обязательность.
А еще очень важно поставить эмоциональную «точку» всей поездки. После возвращения мы обязательно собираемся в классе для выпуска газеты или подготовки компьютерной презентации о новом городе, который мы посетили. Во время работы над отчетом еще раз обсуждаем поездку, вспоминаем все смешные и не очень смешные моменты, просматриваем все фотографии.
Главное – жизнь
Не стоит думать, что у меня всё и всегда получается, что все мои ученики и их родители на ура воспринимают мои планы и предложения. Чего только не было в моей экскурсионной практике...
Очень запомнилась нам поездка на зимних каникулах на Урал в город Воткинск. Родина П.И. Чайковского, чудесные места, необыкновенно красивая природа, есть возможность для отличного зимнего отдыха – горные и беговые лыжи, коньки. Мальчишки осваивали горные лыжи, мы с девчонками катались на больших надувных резиновых кругах с донышком. Гора была оборудована, стояло деревянное ограждение. Катались, как на санках, отталкивались – и вниз. Весело!
Градус веселья все больше поднимался, хотелось все сильнее оттолкнуться, да и на кочке подпрыгнуть. И вот мы все, стоя наверху, с ужасом наблюдаем, как один из резиновых кругов с нашей Инной подскакивает на кочке, перелетает ограждение и устремляется вбок и вниз в обрыв. Полная тишина, мы устремляемся к обрыву. Там растут деревья, кустарники, но дна не видно – такой он глубокий. Секунды показались вечностью, пока снизу, нам почудилось, что из-под земли, пришел крик: «Жива!» Как мы спускались все вниз, как боялись найти ее покалеченной – передать невозможно! Но все обошлось, только лицо расцарапала ветками встречных кустарников.
В медпункте обработали царапины йодом (получился смешной тигренок) и сказали, что за все время существования базы это первый случай перелета через ограждение. А меня мучил один вопрос: «Инна, почему ты не упала сразу? Ведь можно свалиться на бок, а не лететь до конца оврага!». В ответ услышала: «А вдруг бы я потом круг не нашла, а я не знаю, сколько он стоит!» И рождается новое, наверное главное правило для всех поездок: «Самое главное – жизнь! В любой ситуации не рисковать жизнью и здоровьем! Все остальное можно купить».
Во время той же поездки была еще одна памятная ситуация. Подъезжаем к Москве на поезде рано утром. Еле успели сдать постель, одеться и стоим в тамбуре. Семиклассница Катя теряет сознание прямо в тамбуре, ударяется лбом о железную перекладину, разбивает лоб и в себя не приходит. Хорошо, что группа оказалась разновозрастной, десятиклассники на руках бегом доносят Катю до медпункта на вокзале. У девочки резко упало давление, ей стало хорошо после чашки сладкого чая. А у меня появилось новое правило. Теперь при любом самом раннем прибытии поезда я не жалею детей, поднимаю их за час и настойчиво проверяю, чтобы все выпили чего-нибудь сладкого и горячего (чай, кофе). Если начинают сильно сопротивляться (некоторые дети возражают: «Я не завтракаю»), то история про разбитый в тамбуре лоб быстро всех утихомиривает.
Незнакомый город или другая страна
В Новгороде на крыльце краеведческого музея находятся скульптуры огромных львов. Вечером, когда закончилась экскурсия, вся наша группа на крыльце фотографировалась со львами. Весь класс был в сборе, все спокойно. Буквально через пятнадцать минут начинаем считаться. Одного ребенка нет. Осматриваем территорию, прилегающий скверик, посылаем гонцов за музей. Иры нигде нет. Поначалу казалось, что ничего страшного не происходит: «Ну куда она тут может деться!». Но постепенно накатывала паника и понимание, что это не шутка и ребенок действительно исчез. Мы бросились изо всех сил стучать в уже закрывшийся музей: «Может, мы забыли Иру в раздевалке?». Вместе со сторожем обежали весь музей – Иры нет. Ну куда мог деться одиннадцатилетний ребенок в центре города среди бела дня?
Родители приняли решение увеличить район поиска, а мы с ребятами стояли на крыльце и скандировали: «Ира Лякина, вернись!» Иру нашли только через полчаса. Она задумалась и незаметно для нас ушла за другой группой. Опомнилась посреди города, поняла, что идет за другой группой, остановилась, огляделась и увидела, что абсолютно одна, не понимает, где она и куда ей идти. Девочка впала в ступор и молча стояла на тротуаре, где ее благополучно и нашли отправившиеся на розыски родители. Потом всем было смешно, но теперь в каждом городе мы учим название нашей гостиницы и примерный маршрут возвращения, а каждый новый день в поездке я начинаю со слов: «Предельное внимание – мы в чужом городе!»
Вспоминается еще одна пренеприятнейшая история. В аэропорту города Кёльна мы проходили с ребятами пограничный контроль. У одиннадцатиклассницы Юли в ручной клади дотошные немцы находят складной охотничий нож с выкидывающимся лезвием. И это в наше время постоянных террористических угроз! У немцев были такие глаза, что я поняла: «Тюрьма и мне, и Юле обеспечена», а из всех немецких слов я разобрала лишь два – «холодное оружие». Мы практически не говорим по-немецки, наш переводчик благополучно довез нас до аэропорта и уехал, Кёльн – это западная часть Германии, и пограничников, понимающих русский язык, у них нет. Самое смешное, что Юля в Германию летела с этим ножом в ручной клади («Мама дала, хлебушек и колбаску в дороге порезать»), но наши пограничники его не увидели.
Я сейчас даже не могу восстановить, что говорили мы всей группой, подбирая немецкие и английские слова вперемешку, чтобы нам нашли пограничника хоть чуть-чуть понимающего нас. Это оказался поляк. После всего случившегося мы чуть ли не на коленях умоляли его забрать нож и отпустить «бедных русских детей на родину». Помогло. Нож забрали, Юлю занесли в какие-то списки и всю группу выпустили из Германии. Что мы только не высказали нашей Юле, пока бежали по летному полю (самолет из-за нас задержали на сорок минут)! Ну, уж теперь я сама лично проверяю весь ручной багаж детей, прежде чем отправиться в путешествие за границу. И именно с вопросов безопасности начинается «Инструкция для отправляющихся в заграничное путешествие».
Пока я вспоминала и описывала эти ситуации, сама поразилась: как же я все это пережила? Но думаю, что у всех педагогов, хоть раз рискнувших отправиться в путешествие с детьми, есть в запасе не одна подобная история. Мне кажется, что от таких случаев нельзя застраховаться. Просто надо всегда помнить, что мы в ответе за наших учеников, не поддаваться панике и постараться найти самый верный выход из создавшегося положения.