Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №19/2009

Класс-info

Классный час

Елена Кололеева ,
учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ № 1», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край

Люди гибнут за металл...

Материалы, задания, советы

Тема денег редко обсуждается в школе. А зря: она интересна, увлекательна и полезна. На эту тему можно провести различные мероприятия: и обычный классный час, и дискуссионный клуб, и викторину. Ребят наверняка увлечет история появления денег, обсуждение их роли в жизни общества, нравственных вопросов, возникающих при обращении с деньгами, а также знакомство с денежными единицами разных стран.

История денег

Монеталатинское слово. Оно появилось в Древнем Риме. Согласно легенде, богиня Юнона предупредила римлян о том, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли храм и посвятили его Юноне Монете («монео» означает «предупреждаю», «предостерегаю»). Во дворе храма находился первый монетный двор. Но далеко не всегда деньги имели вид монеты. До того как человек придумал эту удобную форму, он пользовался при расчетах теми предметами, которые предоставляли для него ценность.

В разных странах эти вещи были разными: ракушки-каури, слоновая кость, шкурки куницы или белки, бараны. Постепенно торговля расширялась, и становилось все труднее использовать при расчетах предметы. На смену им приходят металлы: золото, серебро или медь. Названия старинных русских монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки. Куны – это шкурки куницы, которые очень высоко ценились. Ногаты – скорее всего, это более мелкая единица: часть шкурки, лапка животного. Резаны – это обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили как мелкие гирьки.

В Древнюю Русь слово деньги пришло с Востока. Денежная единица на Руси постепенно менялась. На смену натуральным деньгам приходят рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка. Копейка вошла в обращение на Руси в XVI в. и получила свое название по изображенному на ней всаднику с копьем. Слово рубль происходит от глагола рубить: от большого слитка серебра отрубали часть. Рубль состоял из 100 копеек, или 200 денег, или 400 полушек. Полтина – 50 копеек, или 100 денег, или 200 полушек. Полуполтина – 25 копеек, или 50 денег, или 100 полушек. Гривна – 10 копеек, или 20 денег, или 40 полушек. Алтын – 3 копейки, или 6 денег, или 12 полушек. Копейка – 4 полушки.

Рубль – денежная единица Российской империи, СССР, Российской Федерации (равная 100 копейкам). Понятие «рубль» возникло в XIII в. в Новгороде как название половины гривны (слиток серебра массой около 200 г). С 1704 г. началась регулярная чеканка серебряного рубля массой 28 г; в 1769–1849 гг. существовал счет на рубли серебром и рубли ассигнациями. В 1897 г. основной денежной единицей становится золотой рубль. Первый советский рубль выпущен в 1919 г. в виде кредитного билета. В 90-х гг. ХХ в. в Российской Федерации выпускаются банковские билеты и металлические монеты различного достоинства.

Деньги бывают бумажные. Это бумажные знаки, используемые в качестве средства обращения (банковские билеты, казначейские билеты). Современные бумажные деньги обеспечиваются специальными системами защиты от подделки: особая бумага, отличительные знаки, распознаваемые с помощью электронных средств, и др.

Лицо денежной массы

Несмотря на отсутствие международных норм, рисунки на банкнотах практически всех стран четко распадаются на 5 тематических групп.

1) Лица. Монархи и президенты, деятели культуры, науки и искусства, живые и покойные. Самая популярная персона – английская королева Елизавета. Ее лицо можно увидеть на банкнотах практически всех стран Британского содружества, в том числе Канады, Новой Зеландии, Австралии. На банкнотах Таиланда непременно присутствует Пумипон Адульядет Рама IX, на туркменских деньгах, кроме мелких, – Туркменбаши, на турецких – первый президент страны Ататюрк. Доллары султаната Бруней украшены портретом султана Хассанала Болкиаха.

2) Архитектура. Евро украшены изображением мостов, украинские гривны – собором Святой Софии в Киеве и Львовским оперным театром и т.д., египетские фунты – пирамидами и сфинксами. Но финансы с географией дружат не всегда. Так, на пятикронной банкноте Эстонии изображена панорама эстонского города Нарвы вместе с находящимся за одноименной рекой российским городом Ивангородом. А на грузинских 200 лари нарисован Сухуми, ныне тбилисской власти неподконтрольный.

3) Флора и фауна третий значимый мотив денежной живописи. На индийских рупиях можно увидеть слонов, носорогов и тигров. Дирхамы Объединенных Арабских Эмиратов украшают охотничьи соколы. На долларах Соломоновых островов – акулы, крокодилы и ящерицы, на шиллингах Танзании – колбасное дерево, на кинах Папуа – Новой Гвинеи – кабаны, птицы и морские раковины.

Фото с сайта: http://www.bvpo.ru/

4) Особенности национального быта отражены на денежных знаках Джибути (караван верблюдов), Ирана (демонстрация во славу аятоллы Хомейни), Шри-Ланки (национальный балет и маски), Кении (сбор кофейных зерен).

5) Символы экономического богатства. Их можно рассмотреть на азербайджанских манатах – нефтяные вышки, на мозамбикских метикалях – гидроэлектростанции, на рупиях Сейшельских островов – рыболовные суда и труд рыбаков.

Почему мы так говорим?

Деньги, гривна

Само слово деньги пришло к нам из тюркских языков. Гривна, основная денежная единица Древней Руси, равнялась 20 деньгам (московская гривна). Кроме того, гривна – это еще и ценное украшение. Происхождение этого слова довольно прозрачно. Оно родственно современному слову грива, которое в древнерусском языке означало также «шея». Это старое значение угадывается и в современном слове загривок. Итак, гривной, по-видимому, первоначально называли ценное ожерелье – золотое или серебряное.

Гривенная денежная система дольше сохранялась в Северо-Западной Руси, в то время как в Московском государстве с XIV в. вводится рублевая система.

Рубль, копейка

Слово рубль образовано от глагола рубить. Специалисты считают, что рублем сначала называли четверть гривны (в прямом смысле слова разрубленной на 4 части). Чеканную монету стали называть рублем только в XV в. Документально засвидетельствовано появление в русском языке слова копейка, или сначала – копейная деньга. Так, в IV Новгородской летописи читаем: «Князь великий Иван Васильевич учинил знамя на деньгах (т.е. чеканку) – князь великий на коне, в руке у него копье, и оттого прозвались деньги копейные».

А в старой Псковской летописи указано, что старые «резаные деньги» перековали и стали ковать вместо них «копейные деньги».

Знать назубок

Выражение употребляется в смысле «знать очень хорошо». Поговорка возникла от обычая проверять подлинность золотых монет, колец и других изделий из золота. Прикусишь монету зубами и, если не осталось на ней вмятины, значит – подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться и фальшивая: внутри полая или залитая дешевым металлом.

Грош цена

Это выражение употребляется, когда мы говорим о чем-то, не имеющем никакой цены. Грош – это старинное название полкопейки.

Угадай слово

(По материалам учебного пособия для дополнительного образования в средней школе «Рыночная экономика в игровых ситуациях», автор: Волошин В.А.)

К нескольким представленным характеристикам необходимо подобрать одно слово (один термин), желательно дать правильный ответ при меньшем количестве озвученных характеристик.

1. а) стоит дорого, но есть кое-что и подороже;

б) человечество пролило из-за него много пота и крови;

в) оно имеет отношение к деньгам.

Ответ: золото.

2. а) о ней иногда говорят: «И хочется, и колется»;

б) некоторых она обогащает, а других обкрадывает;

в) в нее можно проиграть, а можно и выиграть.

Ответ: лотерея.

3. а) он может выражать положительные и отрицательные факты;

б) его хорошо знают все, особенно экономисты и математики;

в) он означает долю по отношению к чему-либо.

Ответ: процент.

4. а) он – господин в своей среде;

б) к нему уважительно относятся все его собратья;

в) во всем мире ему подобные примеряют себя к нему.

Ответ: доллар.

5. а) он – надежда и разочарование россиян;

б) на него ничего нельзя купить, если он выражается цифрой 1;

в) говорят, что он сделан из дерева.

Ответ: рубль.

6. а) она всегда желанна и приятна;

б) она достается не всем, а выбирает достойных;

в) она является добавкой к заработной плате.

Ответ: премия.

7. а) рабочие на предприятии хотят, чтобы она была побольше;

б) есть служба на предприятии, которая старается ее понизить;

в) она одновременно является мерой затрат труда и мерой оплаты труда.

Ответ: расценка.

8. а) они неприятны, но необходимы;

б) они бывают материальными и духовными;

в) если они слишком велики и не окупаются, то могут стать причиной банкротства.

Ответ: затраты.

9. а) без этого товар не существует;

б) это зависит также и от спроса потребителя на рынке;

в) увеличение этого всегда беспокоит население.

Ответ: цена.

10. а) это связано с деньгами;

б) это касается государства, региона, семьи;

в) это состоит из доходной и расходной частей.

Ответ: бюджет.

11. а) он неприятен, но необходим как выход из положения;

б) с ним могут быть связаны и неприятности;

в) его необходимо возвращать.

Ответ: долг.

12. а) она может быть следствием несчастья;

б) ею характеризуют жизненный уровень во многих странах;

в) в борьбе с ней государство разрабатывает специальные программы.

Ответ: бедность.

13. а) это имеет денежное выражение;

б) это часто применяется в бизнесе;

в) это надо возвращать в большем количестве.

Ответ: ссуда.

Пословицы и поговорки

Деньги не щепки, счетом крепки.
И то бывает, что и деньгам не рад.
Дураку – мука, умному – честь (т.е. деньги).
Дорог хлеб, коли денег нет.
Деньги – склока, а без них плохо.
Пусти душу в ад – будешь богат.
Грехов много, да и денег вволю.
Лишние деньги – лишняя забота.
Богатому не спится: богатый вора боится.
Много денег – много и хлопот (или: забот).
Меньше денег – меньше хлопот.
Без копейки рубля нет.
Копейка рубль бережет.
Денежку наживай, да честь не продавай.
Превыше всего прибыль, а честь – выше прибыли.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Богатому сладко естся, да плохо спится.
Здоровье дороже денег.
Здоров буду – и денег добуду.
Без денег сон крепче.
Без нужды живет, кто деньги бережет.
Денег нет, так подушка под головой не вертится.
Деньги счет любят.
Хлебу – мера, а деньгам – счет.
Слову – вера, хлебу – мера, деньгам – счет.
Мал золотник, да дорог.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Деньги не пахнут.
Деньги не голова: наживное дело.

Словарик

нумизматика наука, изучающая монеты
аверс лицевая сторона монеты
гурт ребро, или боковая сторона, монеты, на которой делалась насечка, чтобы монету не обрезали
легенда надпись на монетах
реверс оборотная сторона монеты
монета металлический денежный знак
копейка мелкая монета, сотая доля рубля
решка сторона монеты, обратная гербовому изображению
орел сторона монеты с изображением двуглавого орла
денежка старинная денежная монета в полкопейки; монетка
деньги металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления
капитал деньги, большая сумма денег
кошелек небольшая с запором сумочка для денег
казна деньги, имущество, принадлежащее государству или общине
казначейство государственный финансовый орган, ведающий хранением и использованием денежных средств
банкомат автоматическое устройство для выдачи (получения) денег, проверки наличности на лицевом счете по пластиковым карточкам
бизнес экономическая деятельность, нацеленная на получение максимальной прибыли
дивиденд доход, получаемый владельцем акции
импорт ввоз товаров, капиталов, технологии из-за границы
скидка уменьшение цены товара в целях более быстрой продажи
труд работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-нибудь
такса точно установленная государством расценка товаров или оплаты труда
налог обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет

Литературный конкурс

1. Герой какого произведения наивно последовал совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты». (А.Н. Толстой. «Золотой ключик».)

2. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор:

«Клад… это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

– А зачем?

– А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

– Я? Про запас.

– Вот и они про запас».

(Э.Успенский. «Про дядю Федора», между котом Матроскиным и Шариком.)

3. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые: «Все скорлупки золотые. …Из скорлупок льют монету да пускают в ход по свету».)

4. Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!» (Попугай из «Острова сокровищ» Р.Л. Стивенсона.)

5. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что он мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское»? (Робинзон Крузо, герой книги Д.Дефо.)

Кроссворд «Денежный»

          1            
        2              
          3            
          4            
        5              
          6            
        7              
          8            
9                      
        10              
          11            
        12              
          13            
          14            
      15                
      16                
    17                  
      18                

По горизонтали в кроссворде «спрятаны» денежные единицы разных стран, при правильном написании которых по вертикали можно будет прочесть известную поговорку. (Без копейки рубля нет.)

1. Денежная единица Венесуэлы. (Боливар.)

2. Денежная единица Македонии. (Динар.)

3. Денежная единица Польши. (Злотый.)

4. Денежная единица Норвегии, Чехии, Эстонии, Исландии. (Крона.)

5. Денежная единица Австралии, Канады, Новой Зеландии, Сингапура, США. (Доллар.)

6. Денежная единица Мексики, Филиппин, Колумбии, Кубы. (Песо.)

7. Денежная единица Румынии. (Лей.)

8. Денежная единица Японии. (Йена.)

9. Денежная единица Монголии. (Тугрик.)

10. Денежная единица Италии, Мальты. (Лира.)

11. Денежная единица Саудовской Аравии. (Риал.)

12. Денежная единица Узбекистана. (Сум.)

13. Денежная единица Таиланда. (Бат.)

14. Денежная единица Болгарии. (Лев.)

15. Денежная единица Бирмы. (Кьят.)

16. Денежная единица Ирландии, Египта, Ливана. (Фунт.)

17. Денежная единица Израиля. (Шекель.)

18. Денежная единица Латвии. (Лат.)

Деньги счет любят

(По материалам сборника «Тренируем мышление. Задачи на сообразительность», авторы: Галеева Р. А., Курбанов Г. С., Мельченко И. В.)

Задача № 1. Эльфы покупали масло амброзии. Когда они дали деньги за 8 ложек масла, то у них осталось 10 монет. Когда хотели купить 9 ложек масла, то у них не хватило 5 монет. Сколько у них было денег?

(Ответ: 130 монет.)

Задача № 2. Эльфы и гномы решили построить один общий дворец на всех. Эльф Анк пожертвовал на строительство вдвое больше гнома Бона, гном Гет – втрое больше эльфа Анка, эльф Вел – вчетверо больше гнома Гета. Все вместе дали 132 монеты. Сколько дал гном Бон? (Ответ: 4 монеты.)

Задача № 3. Долго мечтал Малыш о собаке, но ему все никак ее не дарили. Тогда он решил накопить денег и купить себе собаку сам. Когда Малыш разбил свою копилку, в ней оказалось 16 бронзовых монет. Он разложил их в 4 кучки по 4 монеты так, чтобы суммы денег в каждой кучке были одинаковы. Тут он заметил, что наборы монет во всех кучках разные. Сколько денег в копилке? (Ответ: 40, 48 монет или 32 монеты).

Задача № 4. Папа Карло еле-еле сводит концы с концами, инфляция съедает все его накопления. Так, полгода назад он был вынужден продать свою куртку, чтобы купить Буратино «Азбуку», одежду и 7 горошин на обед. Через 4 месяца книга стала дороже в 4 раза, одежда – в 5 раз, а еда – в 3 раза. Заплатить за все это папе Карло пришлось бы уже 12 монет. Вчера он снова пошел на рынок и узнал, что «Азбука» подорожала за полгода в 7 раз, одежда – в 6 раз, а горох – в 8 раз. И стоит это 21 монету. За сколько монет продал папа Карло свою куртку полгода назад? (Ответ: за 3 монеты).

Задача № 5. Карабас-Барабас решил отправить на пенсию трех актеров своего театра – Пульчинеллу, Панталоне и Коломбину. Он выдал им на троих 10 кошельков. Когда актеры открыли эти кошельки, оказалось, что один кошелек совершенно пуст, во втором лежит одна монета, в третьем – две и так до десятого, в котором оказалось 9 монет. Коломбина взяла себе два кошелька. Панталоне и Пульчинелла разделили между собой остальные кошельки так, что Панталоне, как более старший, получил большую сумму. Но рассеянный Пульчинелла по дороге потерял 4 кошелька. У него осталось только 10 монет. Какие кошельки взяла себе Коломбина? (Ответ: кошельки с 5 и 7 монетами).

Кроссворд «Экономический»

              1     16                
      18                       4      
2 17             19                    
          3                       20  
                                     
5             22                      
                      6     21        
                                     
            7                        
8     23                              
                    9                
24     10           11                  
                          12          
    13       25   14                    
                                     
15                                    
                                     

По горизонтали:

1) Разница от продажи товаров и затрат капитала. (Прибыль.)

2) Процесс движения продуктов труда как форма распределения производимых обществом ценностей. (Обмен.)

3) Мелкая монета, сотая доля рубля. (Копейка.)

4) Цена, по которой продаются ценные бумаги. (Курс.)

5) Научная дисциплина, изучающая какую-нибудь отрасль производственной, хозяйственной деятельности. (Экономика.)

6) Кассир, хранитель денег и ценностей учреждения, общественной организации. (Казначей.)

7) Химически простое вещество, обладающее особым блеском, ковкостью, хорошей теплопроводностью и электропроводностью. (Металл.)

8) Товарообменная сделка без денежного платежа, натуральный обмен. (Бартер.)

9) Талон из кассы с обозначением суммы, полученной за товар. (Чек.)

10) Сфера обмена, связывающая производителей и потребителей. (Рынок.)

11) Оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей; двигатель торговли. (Реклама.)

12) Потребление, затрата чего-нибудь для определенной цели. (Расход.)

13) Экономическое благо, произведенное для обмена. (Товар.)

14) Превышение расходов над доходами; нехватка чего-либо. (Дефицит.)

15) Денежная единица. (Рубль.)

По вертикали:

4) Созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход. (Капитал.)

6) Систематизированное собрание каких-либо предметов. (Коллекция.)

14) Взятое взаймы, с последующей отдачей. (Долг.)

16) Учреждение, накапливающее денежные средства. (Банк.)

17) Бумажные денежные знаки, выпускаемые и являющиеся основным видом наличных денег. (Банкнота.)

18) Рельефное изображение, выбитое на металлическом изделии. (Чеканка.)

19) Стоимость вещи при продаже, обмене. (Цена.)

20) Издержки предприятия при производстве товара или его транспортировке, приобретении. (Себестоимость.)

21) Человек, коллекционирующий монеты. (Нумизмат.)

22) Небольшая с запором карманная сумочка для денег. (Кошелек.)

23) Хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров. (Торговля.)

24) Ввозимые из-за границы товары, изделия. (Импорт.)

25) Возможность опасности, неудачи; действия наудачу в надежде на счастливый исход. (Риск.)

Объясните смысл выражений

Знать счет копейке. (Быть экономным.)

В копейку. (При подсчете денег: совершенно точно.)

Без копейки сидеть. (Совершенно без денег.)

Потратиться до копейки, ни копейки нет. (Совсем нет денег.)

Копейки стоит. (Совсем дешево.)

Жизнь для него – копеечка, гроша ломаного не стоит. (Ничего не стоит.)

В копеечку обойтись. (Обойтись дорого.)

Как рублем подарил. (Обрадовал, осчастливил.)

Рублевый. (Дешевый.)

Орел или решка. (Какой стороной упадет монета – вопрос при метании жребия.)

Не ставит ни в грош, ни в денежку. (Нисколько не ценит.)

Делать деньги из воздуха. (Получать доходы, не вкладывая деньги ни во что, не имея никакого начального капитала.)

Плакали мои денежки. (Пропали, не вернешь.)

Завелись деньжонки. (Появились деньги.)

Пустой кошелек. (Нет денег.)

Жизнь или кошелек (Ультимативное требование чего-нибудь.)

Финансы поют романсы. (О безденежье: с деньгами туго, их нет, или их не хватает.)

Советы и рекомендации классным руководителям и родителям

(По материалам газеты «Комсомольская правда» от 2 февраля 2007 г.)

• Расскажите детям о предпринимателях, которые находчиво и оригинально осуществляли свои идеи.

• Предложите детям составить семейный бюджет, исходя из определенных сумм.

• Предложите детям составить бюджет какого-либо торжественного мероприятия (например, дня рождения).

• Если у ребенка есть мобильный телефон, учите его анализировать тарифные планы – какой выгоднее для него и почему.

• Обсудите с подростком, ради какой цели стоит экономить деньги. Посчитайте, сколько нужно откладывать каждый месяц, если он мечтает после окончания института приобрести, например, собственный автомобиль.

• Если ребенок хочет подработать на каникулах, помогите найти ему дело. Научите заполнять нужные документы и – обязательно! – договор с работодателем. Объясните ему, какой процент от зарплаты у него вычитают в качестве налога и на что государство тратит полученные таким образом деньги.

• Ознакомьте ребенка с системами оплаты за работу – сдельной, повременной, сдельно-повременной. Спросите, какую форму оплаты он считает наилучшей.

• Возьмите ребенка с собой, когда отправляетесь совершать для семьи крупную покупку – новый телевизор, автомобиль, мебель. Попросите его поискать в других магазинах или в Интернете эту же вещь по более низкой цене.

TopList