Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №19/2009

Класс-info

Классный час

Нина Винокурова ;
Ирина Милюкова ,
Республика Карелия

Пассивна или активна учащаяся молодежь?

Социологический мониторинг

Современную молодежь часто упрекают в низкой гражданской активности. Многие молодые люди сами соглашаются с такой оценкой: в нашем исследовании каждый второй (55%) согласился с подобными упреками в адрес молодежи, и только 29% возразили им. Кто из них прав? Пассивна или активна сегодняшняя молодежь?

Cитуацию может прояснить анализ ответов на вопрос:

В каких формах общественной активности и как часто вы участвуете? (см. Табл. 1).

Таблица 1

Формы социальной активности старшеклассников Карелии

В каких формах общественной активности и как часто вы участвуете? 1 – никогда, 2 – по крайней мере раз в год, 3 – по крайней мере раз в месяц, 4 – по крайней мере раз в неделю, 5 – практически ежедневно

1

2

3

4

5

Занимаюсь в спортивной секции, туризмом, участвую в соревнованиях 18,83 26,44 19,36 15,62 19,76
Занимаюсь в кружках и клубах (фото, танцы, музыка, рисование, пение и т.п.) 43,05 16,19 09,58 19,03 12,15
Обсуждаю политические события с друзьями и одноклассниками 33,82 13,85 23,83 17,04 11,45
Участвую в деятельности школьных советов, в школьном самоуправлении 38,10 26,12 21,63 77,89 66,26
Участвую в экологических акциях, в благоустройстве города/поселка 44,55 45,10 77,90 11,23 11,23
Участвую в военно-спортивных играх и др. патриотических мероприятиях 47,34 40,93 88,46 11,91 11,36
Участвую в деятельности национально-культурных обществ и коллективов 66,12 21,35 88,40 22,48 11,65
Посещаю религиозные службы 69,06 23,34 55,11 11,52 00,97
Участвую в политических митингах, демонстрациях, пикетах, сборе подписей 77,07 18,72 22,85 00,54 00,81
Участвую в деятельности молодежных организаций (скауты, «Дорога» и т.п.) 78,69 11,07 44,78 22,32 33,14

Как мы видим, в удовлетворении своих индивидуальных социально-культурных запросов школьники вполне активны: каждый третий из опрошенных (35%) ежедневно или не реже чем раз в неделю занимается спортом, почти столько же (31%) занимаются в творческих кружках и клубах (танцы, фото, музыка, пение и т.п.).

Но как только дело касается мероприятий и объединений, нацеленных на удовлетворение не личных, а общественных интересов, активность старшеклассников заметно снижается. Скажем, никогда не участвуют в деятельности молодежных организаций и в политических акциях 3/4 опрошенных старшеклассников (79 и 77% соответственно), в деятельности национально-культурных обществ – 2/3 (66%), в экологических мероприятиях – почти каждый второй (45%).

Некоторым исключением на этом общем фоне невысокой активности выглядит участие в школьном самоуправлении – в деятельности школьных советов не реже 1 раза в месяц участвует каждый третий (36%) одиннадцатиклассник. Однако вряд ли стоит здесь обольщаться: зачастую участие ребят во внеклассных школьных мероприятиях не является делом свободного выбора самого учащегося, а организуется классным руководителем или администрацией школы как добровольно-принудительная форма. Возможно, именно поэтому девушки в 2 раза чаще участвуют в школьном самоуправлении – они более исполнительны, послушны, дисциплинированны, их легче привлечь и организовать, чем юношей (см. Табл. 2).

Таблица 2

Социальная активность в зависимости от пола старшеклассников

Формы общественной активности Пол Часто Никогда
Занимаюсь в спортивной секции, туризмом, участвую в соревнованиях М 49,7 12,88
Ж 23,43 23,43
Занимаюсь в кружках и клубах (фото, танцы, музыка, рисование, пение и т.п.) М 22,32 56,60
Ж 38,4 32,61
Участвую в деятельности школьных советов, в школьном самоуправлении М 9,18 45,57
Ж 17,72 32,04
Участвую в экологических акциях, в благоустройстве города/поселка М 9,12 49,06
Ж 11,03 40,44
Участвую в политических митингах, демонстрациях, пикетах и т.п. М 4,09 78,62
Ж 4,37 75,97
Участвую в деятельности молодежных организаций (скауты, «Дорога» и т.п.) М 3,47 81,07
Ж 7,09 76,77
Участвую в военно-спортивных играх и других патриотических мероприятиях М 14,78 36,16
Ж 9,56 56,13
Участвую в деятельности национально-культурных обществ и коллективов М 4,12 73,42
Ж 3,97 60,55

Впрочем, почти во всех формах социальной деятельности девушки более заметны и активны, чем юноши, за исключением занятий спортом и участия в военно-патриотических мероприятиях (см. Табл. 2). Под словом «часто» в данной таблице подразумеваются ежедневные и еженедельные занятия – для спортивных секций, творческих кружков; для всех остальных видов деятельности под словом «часто» подразумевается участие не менее 1 раза в месяц и чаще: ежедневно + еженедельно + ежемесячно.

Влияние места жительства на социальную активность школьников уже не столь существенно. Но тем не менее можно заметить, что старшеклассники из районов и сельской местности по большинству названных видов деятельности все-таки ведут себя несколько более активно, чем старшеклассники Петрозаводска. Иногда даже заметно активнее, как, например, в случае с занятиями спортом или участием в военно-патриотических мероприятиях (см. Табл. 3).

Таблица 3

Социальная активность в зависимости
от места жительства старшеклассников

Формы общественной активности Часто Никогда
Занимаюсь в спортивной секции, туризмом, участвую в соревнованиях    
Петрозаводск 30,85 21,63
Города районов 37,58 17,45
Сельская местность 39,06 16,57
Участвую в военно-спортивных играх и других патриотических мероприятиях    
Петрозаводск 08,65 54,14
Города районов 12,51 45,95
Сельская местность 15,21 39,18

Отдельного внимания заслуживает такая форма социальной активности, как посещение религиозных служб. Несмотря на то что верующими назвали себя 42% одиннадцатиклассников, церковь регулярно (не реже раза в месяц) посещают только 8% из них, а 2/3 (69%) признались, что вообще не ходят в церковь. Видимо, в сознании подростка вера в Бога далеко не всегда непосредственно связана с церковью и с посещением службы. Так как среди юношей атеистов ровно в три раза больше, чем среди девушек (18% у юношей против 6% у девушек), неудивительно, что юноши посещают религиозную службу значительно реже, чем девушки.

Таким образом, обобщая полученные в ходе опроса данные, довольно трудно говорить о высоком уровне участия сегодняшних старшеклассников в регулярной деятельности гражданских структур. Но, с другой стороны, определенный опыт участия в социально полезной деятельности школы (ученическое самоуправление, экологические акции, военно-патриотические мероприятия) имеет практически половина опрошенных ребят. И это уже очень хороший задел для будущего.

Мы спросили самих молодых людей, в чем же они видят основные причины своей не очень высокой активности? Ответы оказались вполне ожидаемыми. Каждый третий (35%) из опрошенных полагает, что у молодежи нет времени на такого рода деятельность – у нее и так полно дел, более важных и неотложных: завершить учебу, найти хорошую работу, завести семью и т.п. Хотя, как известно, социально активный человек более активен и во всем остальном: как правило, он лучше учится, у него больше друзей, и в силу своих обширных социальных связей он быстрее устраивается на хорошую работу.

Почти каждый четвертый (23%) уверен, что главная причина – в массовом недоверии молодежи к политикам, стоящим во главе государственной власти, в их равнодушии к реальным проблемам молодежи. А к числу наиболее серьезных современных проблем молодежи старшеклассники единодушно отнесли проблемы трудоустройства (83%), получения качественного образования (71%) и распространенность наркотиков в молодежной среде (76%). Беспокоит современных подростков и бесперспективность получения своего собственного жилья (50%), и низкий уровень физического и морального здоровья молодежи (43%) и многое другое.

Еще одной важной причиной пассивности современной молодежи является, по мнению опрошенных старшеклассников, убежденность молодых людей в бесполезности их усилий, в невозможности что-то реально изменить в жизни общества (19%). Самое интересное, что чаще всего уверены в этом те, кто ни разу ничего и не попытался предпринять.

И, наконец, 17% уверены, что молодежи просто негде проявлять свою гражданскую активность, любая инициатива тут же ограничивается старшими; между прочим, среди девушек в этом уверена каждая пятая (20%).

В то же время протестный потенциал старшеклассников достаточно высок: готовы принять участие в каких-либо не санкционированных властями акциях протеста 57% подростков! А если еще учесть тех, кто уже участвовал в такого рода мероприятиях, то получается, что почти 2/3 подростков (60%) при определенных обстоятельствах можно вывести на улицы. И если в Петрозаводске каждый третий (32%) ответил, что не готов участвовать в подобных акциях, то в районах таких оказалось всего лишь не более 20% .

Данная ситуация усугубляется еще и снисходительным отношением большинства старшеклассников к экстремистским молодежным объединениям, которое отчетливо демонстрируют результаты исследования.

К экстремистским молодежным группировкам большинство одиннадцатиклассников относится вполне спокойно и лояльно: только 28% считают, что их деятельность необходимо запретить, в то время как почти половина опрошенных ребят (43%) готовы понять мотивы поведения экстремистов, хотя и не поддерживают их деятельность. И хотя только 4% принимают участие в деятельности таких группировок или готовы присоединиться к ним, тем не менее каждый пятый из опрошенных (19,7%) понимают и поддерживают их деятельность.

Не может не тревожить и отношение значительной части школьников к участию в криминальных молодежных группировках: каждый шестой (16%) рассматривает такого рода деятельность как вполне допустимый способ (временный или постоянный) зарабатывать деньги (см. Рис. 1).

Рис. 1. Отношение старшеклассников к участию
в криминальных молодежных группировках

 

При этом юноши почти в три раза чаще, чем девушки, допускают для себя такого рода деятельность (см. Рис. 2).

Рис. 2. Отношение старшеклассников к участию
в криминальных молодежных группировках в зависимости от пола

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости наращивания усилий педагогов и широкой общественности по правовому воспитанию подростков и профилактике среди них экстремизма.

TopList