Класс-info
Классный час
Нина Винокурова ;
Ирина Милюкова ,
Республика Карелия
Республика Карелия
Пассивна или активна учащаяся молодежь?
Социологический мониторинг
Современную молодежь часто упрекают в низкой гражданской активности. Многие молодые люди сами соглашаются с такой оценкой: в нашем исследовании каждый второй (55%) согласился с подобными упреками в адрес молодежи, и только 29% возразили им. Кто из них прав? Пассивна или активна сегодняшняя молодежь?
Cитуацию может прояснить анализ ответов на вопрос:
В каких формах общественной активности и как часто вы участвуете? (см. Табл. 1).
Таблица 1
Формы социальной активности старшеклассников Карелии
В каких формах общественной активности и как часто вы участвуете? 1 – никогда, 2 – по крайней мере раз в год, 3 – по крайней мере раз в месяц, 4 – по крайней мере раз в неделю, 5 – практически ежедневно | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Занимаюсь в спортивной секции, туризмом, участвую в соревнованиях | 18,83 | 26,44 | 19,36 | 15,62 | 19,76 |
Занимаюсь в кружках и клубах (фото, танцы, музыка, рисование, пение и т.п.) | 43,05 | 16,19 | 09,58 | 19,03 | 12,15 |
Обсуждаю политические события с друзьями и одноклассниками | 33,82 | 13,85 | 23,83 | 17,04 | 11,45 |
Участвую в деятельности школьных советов, в школьном самоуправлении | 38,10 | 26,12 | 21,63 | 77,89 | 66,26 |
Участвую в экологических акциях, в благоустройстве города/поселка | 44,55 | 45,10 | 77,90 | 11,23 | 11,23 |
Участвую в военно-спортивных играх и др. патриотических мероприятиях | 47,34 | 40,93 | 88,46 | 11,91 | 11,36 |
Участвую в деятельности национально-культурных обществ и коллективов | 66,12 | 21,35 | 88,40 | 22,48 | 11,65 |
Посещаю религиозные службы | 69,06 | 23,34 | 55,11 | 11,52 | 00,97 |
Участвую в политических митингах, демонстрациях, пикетах, сборе подписей | 77,07 | 18,72 | 22,85 | 00,54 | 00,81 |
Участвую в деятельности молодежных организаций (скауты, «Дорога» и т.п.) | 78,69 | 11,07 | 44,78 | 22,32 | 33,14 |
Как мы видим, в удовлетворении своих индивидуальных социально-культурных запросов школьники вполне активны: каждый третий из опрошенных (35%) ежедневно или не реже чем раз в неделю занимается спортом, почти столько же (31%) занимаются в творческих кружках и клубах (танцы, фото, музыка, пение и т.п.).
Но как только дело касается мероприятий и объединений, нацеленных на удовлетворение не личных, а общественных интересов, активность старшеклассников заметно снижается. Скажем, никогда не участвуют в деятельности молодежных организаций и в политических акциях 3/4 опрошенных старшеклассников (79 и 77% соответственно), в деятельности национально-культурных обществ – 2/3 (66%), в экологических мероприятиях – почти каждый второй (45%).
Некоторым исключением на этом общем фоне невысокой активности выглядит участие в школьном самоуправлении – в деятельности школьных советов не реже 1 раза в месяц участвует каждый третий (36%) одиннадцатиклассник. Однако вряд ли стоит здесь обольщаться: зачастую участие ребят во внеклассных школьных мероприятиях не является делом свободного выбора самого учащегося, а организуется классным руководителем или администрацией школы как добровольно-принудительная форма. Возможно, именно поэтому девушки в 2 раза чаще участвуют в школьном самоуправлении – они более исполнительны, послушны, дисциплинированны, их легче привлечь и организовать, чем юношей (см. Табл. 2).
Таблица 2
Социальная активность в зависимости от пола старшеклассников
Формы общественной активности | Пол | Часто | Никогда |
Занимаюсь в спортивной секции, туризмом, участвую в соревнованиях | М | 49,7 | 12,88 |
Ж | 23,43 | 23,43 | |
Занимаюсь в кружках и клубах (фото, танцы, музыка, рисование, пение и т.п.) | М | 22,32 | 56,60 |
Ж | 38,4 | 32,61 | |
Участвую в деятельности школьных советов, в школьном самоуправлении | М | 9,18 | 45,57 |
Ж | 17,72 | 32,04 | |
Участвую в экологических акциях, в благоустройстве города/поселка | М | 9,12 | 49,06 |
Ж | 11,03 | 40,44 | |
Участвую в политических митингах, демонстрациях, пикетах и т.п. | М | 4,09 | 78,62 |
Ж | 4,37 | 75,97 | |
Участвую в деятельности молодежных организаций (скауты, «Дорога» и т.п.) | М | 3,47 | 81,07 |
Ж | 7,09 | 76,77 | |
Участвую в военно-спортивных играх и других патриотических мероприятиях | М | 14,78 | 36,16 |
Ж | 9,56 | 56,13 | |
Участвую в деятельности национально-культурных обществ и коллективов | М | 4,12 | 73,42 |
Ж | 3,97 | 60,55 |
Впрочем, почти во всех формах социальной деятельности девушки более заметны и активны, чем юноши, за исключением занятий спортом и участия в военно-патриотических мероприятиях (см. Табл. 2). Под словом «часто» в данной таблице подразумеваются ежедневные и еженедельные занятия – для спортивных секций, творческих кружков; для всех остальных видов деятельности под словом «часто» подразумевается участие не менее 1 раза в месяц и чаще: ежедневно + еженедельно + ежемесячно.
Влияние места жительства на социальную активность школьников уже не столь существенно. Но тем не менее можно заметить, что старшеклассники из районов и сельской местности по большинству названных видов деятельности все-таки ведут себя несколько более активно, чем старшеклассники Петрозаводска. Иногда даже заметно активнее, как, например, в случае с занятиями спортом или участием в военно-патриотических мероприятиях (см. Табл. 3).
Таблица 3
Социальная активность в зависимости
от места жительства старшеклассников
Формы общественной активности | Часто | Никогда |
Занимаюсь в спортивной секции, туризмом, участвую в соревнованиях | ||
Петрозаводск | 30,85 | 21,63 |
Города районов | 37,58 | 17,45 |
Сельская местность | 39,06 | 16,57 |
Участвую в военно-спортивных играх и других патриотических мероприятиях | ||
Петрозаводск | 08,65 | 54,14 |
Города районов | 12,51 | 45,95 |
Сельская местность | 15,21 | 39,18 |
Отдельного внимания заслуживает такая форма социальной активности, как посещение религиозных служб. Несмотря на то что верующими назвали себя 42% одиннадцатиклассников, церковь регулярно (не реже раза в месяц) посещают только 8% из них, а 2/3 (69%) признались, что вообще не ходят в церковь. Видимо, в сознании подростка вера в Бога далеко не всегда непосредственно связана с церковью и с посещением службы. Так как среди юношей атеистов ровно в три раза больше, чем среди девушек (18% у юношей против 6% у девушек), неудивительно, что юноши посещают религиозную службу значительно реже, чем девушки.
Таким образом, обобщая полученные в ходе опроса данные, довольно трудно говорить о высоком уровне участия сегодняшних старшеклассников в регулярной деятельности гражданских структур. Но, с другой стороны, определенный опыт участия в социально полезной деятельности школы (ученическое самоуправление, экологические акции, военно-патриотические мероприятия) имеет практически половина опрошенных ребят. И это уже очень хороший задел для будущего.
Мы спросили самих молодых людей, в чем же они видят основные причины своей не очень высокой активности? Ответы оказались вполне ожидаемыми. Каждый третий (35%) из опрошенных полагает, что у молодежи нет времени на такого рода деятельность – у нее и так полно дел, более важных и неотложных: завершить учебу, найти хорошую работу, завести семью и т.п. Хотя, как известно, социально активный человек более активен и во всем остальном: как правило, он лучше учится, у него больше друзей, и в силу своих обширных социальных связей он быстрее устраивается на хорошую работу.
Почти каждый четвертый (23%) уверен, что главная причина – в массовом недоверии молодежи к политикам, стоящим во главе государственной власти, в их равнодушии к реальным проблемам молодежи. А к числу наиболее серьезных современных проблем молодежи старшеклассники единодушно отнесли проблемы трудоустройства (83%), получения качественного образования (71%) и распространенность наркотиков в молодежной среде (76%). Беспокоит современных подростков и бесперспективность получения своего собственного жилья (50%), и низкий уровень физического и морального здоровья молодежи (43%) и многое другое.
Еще одной важной причиной пассивности современной молодежи является, по мнению опрошенных старшеклассников, убежденность молодых людей в бесполезности их усилий, в невозможности что-то реально изменить в жизни общества (19%). Самое интересное, что чаще всего уверены в этом те, кто ни разу ничего и не попытался предпринять.
И, наконец, 17% уверены, что молодежи просто негде проявлять свою гражданскую активность, любая инициатива тут же ограничивается старшими; между прочим, среди девушек в этом уверена каждая пятая (20%).
В то же время протестный потенциал старшеклассников достаточно высок: готовы принять участие в каких-либо не санкционированных властями акциях протеста 57% подростков! А если еще учесть тех, кто уже участвовал в такого рода мероприятиях, то получается, что почти 2/3 подростков (60%) при определенных обстоятельствах можно вывести на улицы. И если в Петрозаводске каждый третий (32%) ответил, что не готов участвовать в подобных акциях, то в районах таких оказалось всего лишь не более 20% .
Данная ситуация усугубляется еще и снисходительным отношением большинства старшеклассников к экстремистским молодежным объединениям, которое отчетливо демонстрируют результаты исследования.
К экстремистским молодежным группировкам большинство одиннадцатиклассников относится вполне спокойно и лояльно: только 28% считают, что их деятельность необходимо запретить, в то время как почти половина опрошенных ребят (43%) готовы понять мотивы поведения экстремистов, хотя и не поддерживают их деятельность. И хотя только 4% принимают участие в деятельности таких группировок или готовы присоединиться к ним, тем не менее каждый пятый из опрошенных (19,7%) понимают и поддерживают их деятельность.
Не может не тревожить и отношение значительной части школьников к участию в криминальных молодежных группировках: каждый шестой (16%) рассматривает такого рода деятельность как вполне допустимый способ (временный или постоянный) зарабатывать деньги (см. Рис. 1).
Рис. 1. Отношение старшеклассников
к участию
в криминальных молодежных группировках
При этом юноши почти в три раза чаще, чем девушки, допускают для себя такого рода деятельность (см. Рис. 2).
Рис. 2. Отношение старшеклассников
к участию
в криминальных молодежных группировках в
зависимости от пола
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости наращивания усилий педагогов и широкой общественности по правовому воспитанию подростков и профилактике среди них экстремизма.