Сценарии
Классный час
Людмила Скрипка ,
педагог-психолог ГОУ СОШ № 2012, г. Москва
педагог-психолог ГОУ СОШ № 2012, г. Москва
Современный человек
Игровой тренинг для старших подростков
Осознание себя как личности и поиск своего места в мире – важные эмоциональные процессы подросткового возраста. Система подобных игровых упражнений и создание ситуации взаимодействия школьников друг с другом помогут им выразить себя, обрести уверенность в общении со сверстниками и ближе узнать других.
Задачи:
• выявить представления школьников о современном человеке;
• развить умения осознавать свои предпочтения и склонности;
• развить навыки взаимодействия в группе.
Материалы: ватман для плаката; листы формата А3 с нарисованными на них геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг, зигзаг); маркеры, фломастеры.
Продолжительность тренинга: 1,5 – 2 ч (2 урока), при подготовке использовались материалы книг: Савченко С.Ф., Ивановская О.Г. «Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка»; Грачева Л.В. «Эмоциональный тренинг. Искусство властвовать собой».
Разминка
Волшебная палочка
Ведущий пускает по кругу волшебную палочку. Тот, кому она попадает, говорит о своих желаниях применительно к занятиям, формулирует свои ожидания, делится мыслями, что создает в начале занятия нужный настрой.
Комментарий: волшебная палочка ассоциируется, как правило, с детством, с чем-то добрым, вызывает теплые чувства. Это улучшает настроение участников. Для придания игре яркости можно изготовить необычную и красивую волшебную палочку.
Основная часть
Встреча взглядами
Упражнение можно проходить в двух вариантах.
Вариант А. Все участники сидят в кругу, опустив головы. По команде ведущего они одновременно поднимают голову. Их задача – встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.
Вариант Б. Отличается противоположной постановкой задачи – ни с кем не встретиться взглядом.
Выбор траектории
Ведущий. У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу (ведущий показывает), кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, описывая квадрат или прямоугольник (ведущий показывает), кто-то как будто шагает вдоль сторон треугольника (ведущий показывает). И, наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом (ведущий показывает).
Ведущий раскладывает на стульях в разных местах помещения листы формата А3 с геометрическими фигурами и предлагает участникам, подвигавшись несколько минут между ними, настроившись на свои внутренние ощущения, сделать выбор фигуры. Таким образом участники образуют небольшие группы.
Ведущий. Посмотрите, кто оказался рядом с вами? Кто так же, как и вы, предпочитает именно эту фигуру? Видимо, что-то объединяет вас, есть в вас нечто схожее, раз ваш выбор совпал в данном случае. Обсудите в группе, в чем сходство между вами – людьми, выбравшими круг, квадрат, треугольник или зигзаг? Почему именно эта фигура оказалась для вас наиболее привлекательной?
После пятнадцатиминутного обсуждения каждая группа представляет свое обоснование сделанного выбора.
Комментарий: в процессе проведения этого упражнения участники, как правило, узнают много нового о своих одноклассниках, с которыми, казалось бы, они вместе прошли уже не одну школьную ступень. Особенно оно полезно для новых учеников, пришедших в класс: информация, которую они узнают о своих одноклассниках и рассказывают о себе, помогает им быстрее адаптироваться в новом коллективе.
Качества личности
Ведущий на доске размещает большой лист белой бумаги (ватман или несколько склеенных листов формата А3). Каждый участник подходит и на листе пишет то качество, которое, по его мнению, характерно для современного молодого человека. Когда набор качеств составлен, участники снова образуют небольшие группы, выбирают одно-два качества современного молодого человека из всего списка и представляют получившийся у них образ, разыгрывая ситуации и характерное для такого человека поведение в них.
Возможные варианты ситуаций:
• Вы решили в период летних каникул заработать деньги и пришли устраиваться на работу.
• Вы пришли за покупками в магазин.
• Вы прогуливаетесь по Красной площади. Неожиданно к вам подходит человек, у которого остается буквально два часа до поезда, в вашем городе он проездом и при этом первый раз. Он пытается расспросить вас об интересных местах города.
Завершение занятия
Рефлексия
Все участники садятся в круг и по очереди делятся своими впечатлениями, сравнивая их с ожиданиями, озвученными в начале занятия.
Аплодисменты по кругу
Ведущий. Мы хорошо поработали сегодня и поэтому заслужили аплодисменты!
Ведущий объясняет правила: он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник присоединяется к нему и выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем, третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Спасибо за приятное занятие
Ведущий. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Напоследок я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить благодарность друг другу за интересно проведенное время.
Один из участников встает в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго участника, пожимает ее и говорит те же слова. Таким образом, группа в центре круга будет постепенно увеличиваться. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается и церемония завершается безмолвным крепким троекратным пожатием рук.