Идеи
Классный час
Светлана Суворова ,
учитель русского языка и литературы, ГОУ СОШ № 334, г.Санкт-Петербург
учитель русского языка и литературы, ГОУ СОШ № 334, г.Санкт-Петербург
Цветочные лепестки
Этапы проектной работы
Проектная деятельность класса – хороший путь социализации подростков, если направить ее на решение практических проблем в своем районе или городе. Ощущение реальной значимости собственных усилий подогреет интерес ребят к работе, увлечет их.
Выбор направления
Организация проектной работы может состоять из нескольких этапов:
• выявление проблемы;
• разработка собственного варианта ее решения;
• организация деятельности по ее решению;
• анализ и оценка того, что происходило в жизни класса на предшествующих этапах;
дальнейшее самосовершенствование.
При выборе направления своей деятельности ребятам предстоит детально проанализировать широкий круг общественных проблем, которые значимы для них и требуют своего решения. Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут представлять актуальные проблемы района, города, области, в которых живут ребята. Перебрав каждый из лепестков (экология, социальная незащищенность различных групп населения, образование и т.д.), подростки выбирают один из них, отражающий личностно значимую для них проблему. Именно она станет объектом исследования и разработки варианта решения.
Ребятам предстоит ответить на следующие вопросы:
• Почему именно данная проблема приобрела особую актуальность?
• Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство?
• Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной?
Итогом работы на этой стадии должно стать ясное понимание выбранной проблемы, над которой будет работать класс.
Работа в группах
Для решения проблемы подростки разделяются на микрогруппы, определяют права, обязанности, ответственность каждого, создают совет дела, формируют общее представление о работе над проектом, его этапами, решают организационные вопросы. Кроме того, в рамках этой деятельности ребятам предстоит собрать и проанализировать информацию по заинтересовавшей их проблеме.
Одна группа может провести социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, чтобы определить, насколько он важен и злободневен для этой местности. Другая – постарается изучить материалы средств массовой информации по этой теме, выяснить, в каком ключе они обсуждали ее на протяжении определенного времени, какова была реакция властей и населения. Еще одна группа ищет возможности взаимодействия с компетентными специалистами для получения взвешенной аналитической информации о состоянии дел по конкретному вопросу с целью выяснить, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.
Итогом работы должна стать информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом. Главной задачей на этом этапе деятельности является отработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта. Подростки должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с мертвой точки нерешенную пока проблему.
Реализуя проект, ребята взаимодействуют друг с другом и с разными людьми, испытывают различные чувства и эмоции, пытаются приобрести опыт решения выбранной проблемы. На основе собранной информации каждая группа предлагает разработку собственного варианта ее решения.
Осмысление опыта
Завершающий этап проектной работы включает в себя анализ и оценку того, что происходило на предшествующих этапах. Подростки должны оценить выполнение плана решения проблемы и участие в совместной деятельности – свое и других. В этом им могут помочь ответы на следующие вопросы:
• За что отвечала каждая группа?
• Что получилось в деятельности?
• Благодаря кому и чему?
• Что не удалось?
• Почему?
• Что надо учесть в будущем?
После обсуждения очень важно провести рефлексию. Например, можно предложить ребятам создать цветовую «радугу настроений» или в произвольной форме на листочках отразить свое эмоциональное состояние.
Заключительная стадия – своего рода работа над ошибками. Ребята должны попытаться определить, как полученный опыт работы над проектом поможет им совершенствовать себя, а затем опираться на него в какой-нибудь новой ситуации. Вот возможный перечень вопросов для самоанализа:
• Что мне необходимо в себе совершенствовать?
• Умею ли я это делать?
• Как я буду это делать?
• Кто мне может помочь?
• Где и как я буду использовать приобретенный опыт?
В качестве завершения этого этапа подойдет игра, которая поможет ребятам поставить перед собой задачи по самосовершенствованию. Например, учитель предлагает подросткам перечислить те нравственные качества, которые, по их мнению, они приобрели в ходе решения проблемы, а на аукцион выставить ненужные вещи, т.е. те негативные качества, которые у каждого из них еще сохранились.
Работа над проектом по принципу созидательного взаимодействия может способствовать личностному становлению подростка при условии, что ему будет предоставлена возможность выбора, а также активного участия в жизни класса.