Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №19/2009

Идеи

Классный час

Светлана Суворова ,
учитель русского языка и литературы, ГОУ СОШ № 334, г.Санкт-Петербург

Цветочные лепестки

Этапы проектной работы

Проектная деятельность класса – хороший путь социализации подростков, если направить ее на решение практических проблем в своем районе или городе. Ощущение реальной значимости собственных усилий подогреет интерес ребят к работе, увлечет их.

 

Выбор направления

Организация проектной работы может состоять из нескольких этапов:

• выявление проблемы;

• разработка собственного варианта ее решения;

• организация деятельности по ее решению;

• анализ и оценка того, что происходило в жизни класса на предшествующих этапах;

дальнейшее самосовершенствование.

При выборе направления своей деятельности ребятам предстоит детально проанализировать широкий круг общественных проблем, которые значимы для них и требуют своего решения. Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут представлять актуальные проблемы района, города, области, в которых живут ребята. Перебрав каждый из лепестков (экология, социальная незащищенность различных групп населения, образование и т.д.), подростки выбирают один из них, отражающий личностно значимую для них проблему. Именно она станет объектом исследования и разработки варианта решения.

Ребятам предстоит ответить на следующие вопросы:

• Почему именно данная проблема приобрела особую актуальность?

• Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство?

• Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной?

Итогом работы на этой стадии должно стать ясное понимание выбранной проблемы, над которой будет работать класс.

Работа в группах

Для решения проблемы подростки разделяются на микрогруппы, определяют права, обязанности, ответственность каждого, создают совет дела, формируют общее представление о работе над проектом, его этапами, решают организационные вопросы. Кроме того, в рамках этой деятельности ребятам предстоит собрать и проанализировать информацию по заинтересовавшей их проблеме.

Одна группа может провести социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, чтобы определить, насколько он важен и злободневен для этой местности. Другая – постарается изучить материалы средств массовой информации по этой теме, выяснить, в каком ключе они обсуждали ее на протяжении определенного времени, какова была реакция властей и населения. Еще одна группа ищет возможности взаимодействия с компетентными специалистами для получения взвешенной аналитической информации о состоянии дел по конкретному вопросу с целью выяснить, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.

Итогом работы должна стать информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом. Главной задачей на этом этапе деятельности является отработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта. Подростки должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с мертвой точки нерешенную пока проблему.

Реализуя проект, ребята взаимодействуют друг с другом и с разными людьми, испытывают различные чувства и эмоции, пытаются приобрести опыт решения выбранной проблемы. На основе собранной информации каждая группа предлагает разработку собственного варианта ее решения.

Осмысление опыта

Завершающий этап проектной работы включает в себя анализ и оценку того, что происходило на предшествующих этапах. Подростки должны оценить выполнение плана решения проблемы и участие в совместной деятельности – свое и других. В этом им могут помочь ответы на следующие вопросы:

• За что отвечала каждая группа?

• Что получилось в деятельности?

• Благодаря кому и чему?

• Что не удалось?

• Почему?

• Что надо учесть в будущем?

После обсуждения очень важно провести рефлексию. Например, можно предложить ребятам создать цветовую «радугу настроений» или в произвольной форме на листочках отразить свое эмоциональное состояние.

Заключительная стадия – своего рода работа над ошибками. Ребята должны попытаться определить, как полученный опыт работы над проектом поможет им совершенствовать себя, а затем опираться на него в какой-нибудь новой ситуации. Вот возможный перечень вопросов для самоанализа:

• Что мне необходимо в себе совершенствовать?

• Умею ли я это делать?

• Как я буду это делать?

• Кто мне может помочь?

• Где и как я буду использовать приобретенный опыт?

В качестве завершения этого этапа подойдет игра, которая поможет ребятам поставить перед собой задачи по самосовершенствованию. Например, учитель предлагает подросткам перечислить те нравственные качества, которые, по их мнению, они приобрели в ходе решения проблемы, а на аукцион выставить ненужные вещи, т.е. те негативные качества, которые у каждого из них еще сохранились.

Работа над проектом по принципу созидательного взаимодействия может способствовать личностному становлению подростка при условии, что ему будет предоставлена возможность выбора, а также активного участия в жизни класса.

TopList