Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №19/2009

Идеи

Классный час

Татьяна Степанова ,
учитель МХК, Лицей № 7, г.Электросталь, Московская обл.

Ветер странствий

Турнир знатоков: путешествие по эпохам

Во многих школах ежегодно проводятся предметные недели, тематические вечера, гостиные. Они могут быть общешкольными, проходить в параллелях или же в рамках одного класса. Одна из самых популярных форм познавательных мероприятий – турниры знатоков. Рассказ об основных этапах турнира ведется на примере МХК, но можно использовать любую тему: материал изучаемых в школе предметов, историю спорта, мир любимых книг.

 

Предварительная подготовка

Подготовка к турниру начинается задолго до его проведения. Класс заранее делится на мини-группы для выполнения творческого задания. Одновременно дети сами выбирают эпоху, а также страну и культуру, которую они будут представлять на турнире. Мини-групп, как правило, бывает столько, чтобы удалось максимально охватить весь класс, привлечь как можно больше детей для выполнения заданий. Обычно их около десяти.

• Архитекторы создают макет архитектурного сооружения выбранной эпохи.

• Декораторы делают эскизы, рисунки, декорации к спектаклю домашнего задания команды на турнире знатоков.

• Иллюстраторы предлагают иллюстрации к произведениям литературы выбранной эпохи.

• Географы придумывают и рисуют образную карту путешествия по страницам одного из литературных произведений эпохи.

• Этнографы готовят доклад-исследование на тему: «Обряды и обычаи выбранного народа, особенности его повседневной жизни».

• Искусствоведы создают альбом-коллекцию произведений искусства избранной эпохи или готовят творческую работу на тему «История одного шедевра».

• Литературоведы проводят творческую работу на тему: «Чудеса на книжной полке» или «Литературные портреты» выбранной эпохи.

• Историки готовят творческие работы на темы: «Наши великие современники» (согласно эпохе), «Великие исторические события, которые потрясли мир», «Звездные часы эпохи» и др.

• Музыковеды делают творческие работы на темы: «Музыкальные портреты», «Шедевры музыкального искусства» выбранной страны.

• Модельеры создают из бумаги, лоскутков, подручных материалов костюм выбранной эпохи и выбранной страны (на куклу или для выступления на турнире знатоков).

Классные руководители совместно с детьми придумывают сценарии приветствия, помогают им в поисках материала для выполнения экспедиционных заданий, участвуют в подготовке домашнего задания команды. Родители учеников, как правило, тоже втягиваются в творческий процесс, помогая ребенку изготовить макет здания, костюм для выступления, декорации для оформления зала.

Готовясь к турниру и выступая на нем, ребята сами становятся творцами: поэтами, певцами, музыкантами, актерами. Ведь им нужно в стиле выбранной эпохи и в образах определенного творческого метода придумать название и эмблему команды, костюмы, сценическое воплощение выхода команды, сочинить обращение к судьям, к командам-соперникам, сценарий домашнего задания. На эту подготовку уходит вся III четверть, в конце которой проводятся турниры по параллелям (такой турнир можно провести и в отдельном классе), а затем общешкольный праздник-фестиваль «Под сенью дружных муз».

Экспедиция в прошлое

Турнир знатоков обычно проводится не раньше III четверти, а во II четверти ему предшествует другая форма творческой работы – Экспедиция в Прошлое. В ходе экспедиционной работы дети могут объединяться по 2–3 человека или при желании действовать в одиночку на маршруте экспедиции. Каждая группа получает задание на четверть, выбирая ту форму выполнения работы, которая ей интересна. В конце четверти проводится Презентацияпредставление и защита творческих заданий. Темы экспедиционных заданий каждый год разные, например:

• Путешествие в прошлое в поисках идеалов, достойных Человека;

• Неумирающие культурные ценности выбранной эпохи (античности, Средневековья и Возрождения и т.д., в зависимости от желания ребят и изучаемого материала);

• Свет античной культуры;

• Библия в культурном наследии разных времен и народов;

• Люблю тебя, Петра творенье! (к 300-летию Петербурга);

• Пушкин и мировая культура (тема давалась к 210-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина);

• Есть только миг между прошлым и будущим;

• В поисках утраченного;

• Назад, в будущее;

• Россия в XVIII веке.

Если класс выполнил все 10 заданий, то команда получает дополнительно 10 баллов к общекомандному результату, который будет получен в ходе турнира. Поэтому дети разбирают все задания, чтобы не подвести свою команду.

Турнир знатоков проводится в актовом зале, который предварительно украшается в стиле эпохи. Перед началом турнира жюри и зрители знакомятся с выставкой творческих работ, которые ребята выполнили во время проведения «Экспедиции в Прошлое» во II четверти. Жюри подводит итоги конкурса «Экспедиционное задание», затем проводится жеребьевка и начинается турнир. Обычно турнир проходит в форме КВН, поэтому обязательными конкурсами являются приветствие и домашнее задание.

Приветствие команд

Задание: в стиле выбранной эпохи придумать название и эмблему команды, костюмы, сочинить обращение к судьям, командам-соперникам, придумать сценическое воплощение выхода команды.

Вот одно из приветствий.

Приветствие команды 6-го «А» класса «Певцы Эллады»

Звучит музыка сиртаки. Команда «греков» из 6-го «А» класса, одетых в древнегреческие одежды, появляется на сцене.

Первый грек

Наш класс известный – 6-й «А»,
Прославились мы все немало.
Мы на турнир пришли сейчас
И ждем аплодисментов зала!

Появляются боги во главе с Зевсом.

Зевс (грекам)

Кто вы такие,
Ответьте!

Гера

Что вам здесь, эллины, нужно?

Второй грек

Прибыли мы на турнир,
чтоб участвовать здесь в состязаньях.
О, светлоокие боги,
на нас вы смотрите с Олимпа!

Третий грек (в зал)

Вот и соперники наши
пред нами сидят в ожиданье.
С нами сразиться хотят,
победить в том турнире великом!

Четвертый грек (соперникам)

О, египтяне, в долине
цветущей живущие Нила!

Пятый грек

О, иудеи, пришли вы,
покинув сады Ханаана!

Шестой грек

Всем на турнире блеснуть нам
силой ума и смекалкой.

Седьмой грек

Здесь предоставили случай
наши великие боги!

Зевс

Что ж, на турнир отправляйтесь,
Будьте достойны победы!

Гера

Мы же за вами сегодня
будем следить все с Олимпа.

Афина

Мудрость и силу дам я вам.

Арес

Я – твердость духа и смелость.

Аполлон

Я прикажу моим музам,
чтоб помогли вам в искусстве.

Афродита

Я призову к вам Эрота,
чтобы стрелой золоченой
он поразил сердце судей
к вашей команде любовью!

Ника

Я – легкокрылая Ника,
вам принесу я победу!

Первый грек

Знайте, Певцы мы Эллады!
Будем стремиться к победе!

Греки (хором)

Пусть же бессмертные боги
сегодня нам в этом помогут!

Под музыку сиртаки команда покидает сцену.

Разминка и конкурс капитанов

Центральная часть турнира – состязания в знаниях. После приветствий команд следует конкурс «Разминка», во время которого командам предлагается отгадать имена выдающихся людей эпохи по их биографиям или название литературного произведения, автора этого произведения, имя его героя по фрагменту (например, кто мог сказать о себе такие слова?) и т.п.

Затем следуют конкурсы по тематике материала, выбранного для проведения турнира знатоков. Например, командам 8-х классов в конкурсе «Времена, эпохи, стили…» предлагались задания на определение стилей барокко, рококо, классицизма (предъявлялся зрительный ряд из памятников архитектуры и искусства). В конкурсе «Наши великие живописцы» нужно было из произведений зарубежных художников XVII–XVIII вв. Буше, Ватто, Хогарта, Рубенса, Рембрандта, Шардена, Давида выбрать и записать на карточках названия только тех картин, авторы которых использовали в своем творчестве метод просветительского реализма (демонстрировался зрительный ряд из 10–12 слайдов). В конкурсе «Узнай по детали» требовалось отгадать по детали название картины или скульптуры и ее автора (для этого тоже был представлен зрительный ряд).

На одном из турниров восьмиклассникам очень понравился конкурс капитанов, который назывался «Письмо путешественника». Капитаны команд должны были от лица своего героя написать письмо другому герою из произведений эпохи Просвещения. А поскольку излюбленным жанром просветительской литературы XVIII века был роман-путешествие, то и герои этого конкурса оказались путешественниками. Ими стали: Робинзон Крузо, Лемюэль Гулливер и простодушный Кандид, истории которых написали соответственно Даниэль Дефо, Джонатан Свифт и Франсуа Мари Аруэ Вольтер. Робинзон Крузо пишет письмо Кандиду, Кандид – Гулливеру, Гулливер – Робинзону Крузо, Гулливер – Кандиду, Робинзон – Гулливеру (в зависимости от количества классов в параллели). Оценивалось знание литературных текстов, оригинальность, юмор.

Вот примеры таких писем-экспромтов, написанных капитанами от лица своих героев (фрагменты).

Робинзон – Кандиду

Любезнейший друг мой Кандид! Прочтя записки о Ваших невероятных приключениях, я решил поделиться своими впечатлениями. По правде говоря, Ваши путешествия имеют хороший конец, несмотря на все Ваши злоключения. В то время как я, живя на моем острове, уверился в существовании оптимизма и что во всем bad надо искать good, Вы же, наоборот, разочаровались в этом лучшем из миров. Честно говоря, общество имеет многочисленные пороки, но в то же время подумайте: смогли бы Вы провести на необитаемом острове 28 лет, ни разу не пожалев о том, что рядом нет ни одного человека?

Робинзон – Гулливеру

Мой дорогой друг Лемюэль! Я думаю, что Вы наслышаны о моих приключениях. Они, конечно, не такие удивительные, как Ваши путешествия на Лапуту или в страну Великанов, и поместились бы всего на 15 страницах, если бы я вздумал написать о них. Но эти 28 лет лишений на необитаемом острове раскрыли мне все возможности человеческого ума и характера, храбрости и силы духа. Поэтому я даже благодарен судьбе за то, что получил возможность переосмыслить свою жизнь и оценить свои поступки.

P.S. Ваша милая овечка из страны Лилипутии такая маленькая, ест мало травы и очень мне нравится.

Кандид – Робинзону

Друг мой любезный Робинзон! Шлю Вам с этим письмом большой привет. Как у Вас дела? Я слышал, что Вы перебрались в Голландию. Меня это не удивляет, ведь Голландия – родина моряков и купцов. Готовитесь ли Вы к новому путешествию? Если да, то постарайтесь выбрать корабль попрочнее, чтобы вновь не оказаться на необитаемом острове. Какая погода сейчас в Голландии? У нас в Турции уже месяц стоит нестерпимая жара. Мы с Кунигундой живем хорошо, выращиваем фрукты, пашем землю. Нам помогают Панглос, Пакетта. Мы очень довольны своей жизнью, потому что каждый возделывает свой сад.

Гулливер – Кандиду

Многоуважаемый г-н Кандид! Смею заверить Вас, что Ваши с Панглосом убеждения о том, что все к лучшему в этом лучшем из миров, ложны. Повидав много стран и узнав много нового, я понял, что наше общество не достигнет вершины, пока в людях есть еху. Если бы все думали так, как Вы, то, держу пари, что общество превратилось бы в Лилипутию, Великаном которой является Порок. Поэтому я призываю Вас оставить эти убеждения и сделать мир лучше независимо от обстоятельств.

Домашнее задание

Завершает турнир знатоков конкурс «Домашнее задание», подготовленный по материалам «Экспедиции в Прошлое». Это могут быть как небольшие инсценировки фрагментов изучаемых литературных произведений, так и самостоятельные спектакли. Все зависит от желания детей и творческих способностей, которые они могут проявить в полной мере. Жюри оценивает артистизм, знание текста и его выразительное исполнение, костюмы, декорации. Это – один из любимейших конкурсов, к которому ребята готовятся практически всю III четверть, оставаясь на репетиции после уроков.

Очень понравилась детям тема «Назад, в будущее», которая дала большой простор фантазии, ведь это – путешествие во времени, в ходе которого гости из будущего попадают в прошлое в поисках утраченных культурных и особенно нравственных ценностей, или, наоборот, дети сами отправляются в будущее и, увидев, чего в нем не хватает, возвращаются обратно за ценностями своей эпохи, чтобы восполнить эти утраты в будущем.

В домашнем задании на тему «Неумирающие культурные ценности «моей» эпохи» команда 8-го «А» класса «Лики Просвещения» не ограничилась инсценировкой одного произведения, а пригласила известных просветителей на праздник к Фигаро.

Фрагмент домашнего задания команды «Лики Просвещения»

Звучит увертюра из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». На сцену под руку выходят Граф и Графиня, Фигаро и Сюзанна, за ними – доктор Бартоло, Гулливер, Кандид, Робинзон Крузо, Уильям Хогарт, который останавливается чуть вдалеке, рассматривая на стене картину – свой автопортрет (слайд на экране). Сюзанна обходит гостей с подносом, где стоят освежительные напитки.

Граф. Располагайтесь, господа, будьте как дома…

Графиня (доктору). Господин Бартоло! Вечно вы браните наш бедный век.

Бартоло. Прошу простить мне мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять? Всякого рода глупости: вольномыслие, всемирное тяготение, электричество, веротерпимость, оспопрививание, хину, энциклопедию и мещанские драмы…

Фигаро. Позвольте, позвольте, доктор, ведь вы хулите великие научные открытия, которыми может гордиться наш XVIII век!

Робинзон. Господа! Как пригодилось мне знание хины в борьбе с малярией на моем острове! Да и вам в ваших странствиях по свету. Не так ли, господин Кандид?

Кандид. Конечно! А электричество!? Я видел, как освещались залы дворцов жителей Эльдорадо… Великолепное зрелище! Жаль, что у нас в Европе главнейшие открытия в этой области будут сделаны только в XIX веке! Как бы я хотел, господа, осветить электричеством комнаты моей любимой Кунигунды! А оспопрививание? Сколько умирающих от этой страшной болезни я видел во время своих путешествий по Европе и Южной Америке! А что вы об этом думаете, господин Гулливер? Ведь вы, если я не ошибаюсь, корабельный врач?

Гулливер. Да, господа, на моем корабле однажды чуть не началась оспа, но мы вовремя покинули порт и вышли в открытый океан. А вы знаете, господа, что в России от оспы умер молодой царь Петр II, а во Франции – король Людовик XV?

Сюзанна. Какой ужас!

Гулливер. Не волнуйтесь, теперь нам с вами это не грозит.

Бартоло (показывая на Хогарта). А кто это там стоит?

Граф. Нельзя же быть таким непроходимым тупицей… Я пригласил знаменитого художника из Англии, чтобы он написал портрет моей жены – графини Розины. (Целует ей руку.)

Сюзанна. Фигаро, я тоже хочу портрет.

Фигаро. Хорошо, моя прелесть. Я поговорю с ним. Он очень любит писать портреты простых людей, таких, как мы… Это будет тебе моим свадебным подарком, дорогая Сюзанна.

Бартоло (подходит к Хогарту). Скажите, господин живописец, Шекспир, Мильтон и Свифт – ваши кумиры?

Хогарт. Да, они со мной не только на автопортрете.

Бартоло. А собака?

Хогарт. Господин Бартоло, я тоже умею шутить!

Бартоло. Бесспорно, но зачем вам понадобилась собака рядом с собой и Шекспиром? Вы устали от людей и их пороков?

Хогарт. И от пороков, и от тупости…

Бартоло обиженно отходит от художника.

Графиня. Доктор, а за что вы осуждаете вольномыслие, веротерпимость, энциклопедию и мещанские драмы?

Робинзон. Действительно, просветители впервые заговорили о веротерпимости. У меня самого на моем острове жили люди разных вероисповеданий…

Сюзанна. Как это?

Робинзон. А так… Я и мой друг Пятница – протестанты, испанец – католик, отец Пятницы – язычник-людоед… И ничего, не ссорились из-за веры.

Сюзанна. Но мещанские драмы, доктор! Чем они-то вам не угодили?

Фигаро. Да потому что они про нас, простых людей третьего сословия, у которых есть и ум, и смекалка, и предприимчивость, не то что у него. (Показывает на Бартоло.)

Бартоло. Да я тебя сейчас за это… (Замахивается на Фигаро тростью.)

Граф. Господа, господа! Не надо ссориться. Лучше продолжим наш праздник.

Сюзанна. По случаю нашей с Фигаро свадьбы?

Граф. Нет, по случаю того, что все мы сегодня собрались в этом зале для проведения турнира знатоков.

Фигаро. Я как раз хотел вам сообщить, господин граф, что молодые ваши вассалы обоего пола собрались внизу и ждут, когда вы позволите им начать свое выступление.

Граф. Ну что ж, пусть начинают. А вы спускайтесь в зал, чтобы насладиться их игрой.

Далее исполняются фрагменты из произведений Мольера, Дефо, Свифта.

Во время подготовки к турниру знатоков ярко проявляются способности и интересы детей в области художественного творчества, а также умения, которые они приобретают, занимаясь в различных кружках и студиях за пределами школы. Ребенок получает возможность показать свои таланты, а классный руководитель – лучше узнать его. Проявить себя на турнире особенно важно для так называемых трудных или слабоуспевающих учеников. На турнире они предстают в глазах одноклассников и учителей в новом качестве. Это укрепляет в ребятах чувство собственного достоинства, веру в свои силы.

TopList