Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №19/2009

Идеи

Родительское собрание

Марина Доценко ;
Татьяна Лантратова ,
НОУ «Школа «Ника», г. Москва

Ковер мира

Художественный портрет семьи

У каждой семьи есть свой неповторимый образ, который слагается из особенных воспоминаний, радости, гордости, печали... Но и дети, и родители редко задумываются о том, в чем же особенность их семьи, чем они отличаются от других, каково их место в мире. Кратко это мероприятие было описано в №18/2009 г.

 

Подготовка к игре

«Ковер мира» – игра, которая складывается из самых простых правил и большой доли импровизации. Каждая семья на отдельном лоскутке ткани шьет свой семейный уголок: прикрепляет фотографии членов семьи и декорирует их, создавая семейное панно. Затем все панно прикрепляются к одному большому полотну, и получается огромный разноцветный ковер.

Эта игра требует минимальной подготовки и финансовых затрат. Самое сложное – найти большой кусок ткани, к которому будут крепиться семейные лоскутки. Если такое полотно найти не удастся, то семейные лоскутки можно просто сшивать между собой.

Накануне игры ребята получают домашнее задание: принести из дома лоскутки (чем разнообразнее, тем лучше), ленточки, бусины, тесемки, пуговицы. Важно, чтобы один отрезок ткани был большим – он послужит основой семейного панно. Еще для игры ребятам требуется заранее подобрать фотографии всех членов семьи. Иголки, нитки, ножницы предоставляет школа.

Само мероприятие проходило в актовом зале. Сюда принесли парты и составили из них общий стол. Все материалы, которые собрали участники праздника, были сложены посередине стола. Детям и их родителям объясняются правила игры: каждый принес с собой всяческие лоскутки, ленточки, бусины, тесемки, пуговицы, нитки и иголки. Собрав все это вместе, «сложившись всем миром», класс должен сотворить образ каждой семьи на своем семейном лоскутке. А затем все они вместе сложатся в великолепный Ковер Мира, на котором найдется место каждой из семей.

Оформление семейных лоскутков

Игроки смело принимаются за дело. Некоторые семьи еще дома заранее продумали, как будет выглядеть их семейный лоскуток, некоторые импровизировали на месте. Поскольку никто не делил материал на свой и чужой, выбор получился большим и разнообразным: пуговицы и бусины всевозможных размеров и цветов, нитки и ткань разной фактуры, кружево, вата, бисер, конфетти, мишура… Полет фантазии ограничивался лишь ловкостью рук!

Возможно, причина была в неожиданной и красивой идее, но на игру пришло очень много родителей. Благодаря этому большинство семейных панно получились весьма сложными по исполнению – оказывается, наши мамы большие мастерицы! А о том, как замечательно умеют шить папы, многие дети и не подозревали! Тем ребятам, чьи родители почему-либо не пришли на праздник, техническую работу помогали выполнять педагоги. Кроме того, те, чьи родители отсутствовали, могли по желанию присоединиться к семье своих друзей или заняться оформлением большого полотна.

Учителя постарались сделать так, чтобы никто из пришедших на наш праздник не оказался в стороне от общего дела. Нашлось дело и для того единственного ребенка, который ничего с собой не принес. Ему предложили оформить надпись «Ковер Мира». Он делал это с удовольствием, сознавая всю важность своей миссии.

Примерно через час семейные лоскутки были готовы, и дети с родителями приступили к самому важному – к сотворению единого Ковра Мира. Здесь-то и пригодилось огромное общее полотно.

Создание ковра

Ковер получился просто великолепным! На нем сияло несколько солнц: из мохеровых ниток, из желтой тесьмы, из бисера, из кусочков ткани. По верхнему краю Ковра протекала длинная река – место обитания семей Малиновских и Захаркиных. Чуть ниже – остров семьи Гаца. Рядом расположилась вилла семьи Мираковых. На другом конце Ковра была зима – на лоскутке семьи Озтюрков поселился настоящий снеговик. И практически на каждом лоскутке росли сказочные деревья и цветы.

Одновременно у участников игры возникло множество вопросов: а почему здесь виден остров? А что это за сооружение? Тогда было решено сделать мини-презентации семейных лоскутков. Каждая семья подробно рассказала о том, каким ей виделся семейный автопортрет, почему выбор пал на определенные образы, цвета, материалы, какой смысл вкладывался в декоративный рисунок.

У простой на первый взгляд игры оказался глубокий психологический смысл. Участникам пришлось задуматься о том, где разместить каждого члена семьи на семейном лоскутке. А для этого было необходимо проанализировать (возможно, неосознанно) свое отношение ко всем членам семьи. Огромный интерес вызвал и процесс соединения семейных лоскутков в общий Ковер. Каждому пришлось задуматься: «Чей лоскуток пришить рядом с моим? Все ли лоскутки друзей уместятся рядом? Как украсить Ковер оставшейся фурнитурой?».

Очень порадовало то, что при сотворении Ковра Мира в зале царила по-настоящему мирная и одновременно азартная атмосфера. Кто-то продумывал образ своей семьи заранее, кто-то экспериментировал на месте, но все до одного были увлечены общей идеей. Из-за большого числа участников за общим столом оказалось довольно тесно, но в этом была своя прелесть! Именно благодаря радостному ощущению, что все здесь в тесноте, да не в обиде, в классе удалось добиться всеобщего единения. Ребята прочувствовали, что у каждой семьи есть свое место в большом мире. Но этот мир распался бы на части, если бы не нити дружбы, связывающие их семьи.

А завершили праздник традиционное чаепитие и фотографирование – друг друга и чудесного, разноцветного и веселого Ковра мира.

Фото из архива школы

TopList