Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №19/2009

Разное

От редакции

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

Учитель всегда прав?

Позади первое сентября – полная надежд и радости встреча. Приняты поздравления с Днем учителя, следующий праздник совсем не скоро – до Нового года почти три месяца. Нужно просто работать, просто учиться – но это так непросто…

Осенью почти у всех, и у взрослых, и у детей, наступает эмоциональный спад и возникают неожиданные, но такие привычные проблемы. Таня почему-то перестала учиться: домашние задания не выполняет, каждый день опаздывает в школу, на уроках невнимательна – беда… Коля вчера снова подрался с Петей, а ведь только что родителей вызывали, те обещали принять меры, но… Сережа вообще не пришел в школу, родители не знают, куда он делся; только бы с ним ничего не случилось…

Заботы учителя-предметника – о знаниях и отметках. Думы классного руководителя – обо всем, что случается с его классом. Уроки, прогулы, дежурство по школе, семейные проблемы – ничто не должно ускользнуть. И каждый раз приходится принимать решение, правильность которого проверит только жизнь.

Однажды в начале октября ко мне подбежали встревоженные мальчишки моего класса (я тогда взяла пятый класс, отношения между нами только-только начали складываться).

– Ольга Милославовна! Вы посмотрите только, что Танька написала!

– Где написала?

– Да вот же, записку она в классе бросила Наташке, а мы перехватили! Вот записка, читайте!

– Не буду.

– Как это не будете?! Она тут такое написала, просто жуть!

В конце концов перед моим лицом все же оказалась эта злополучная записка, в ней – несколько пошлых слов, которые ни Таня, ни Наташа никогда бы не произнесли вслух, во всяком случае, при мальчиках или взрослых людях. Гадкая записка, но явно не предназначенная для чужих глаз. Оборачиваюсь, вижу – рядом ревут опозорившиеся перед всем классом Таня и Наташа. Поворачиваюсь к ребятам.

– Мальчишки, а вы когда-нибудь писали на моих уроках записки?

– Писали! Но не такие же!

– Ваши записки попадали ко мне в руки?

– Еще как попадали! Вы же помните, только позавчера…

– А я читала ваши записки?

– Нет… Но там ведь ничего особенного и не было!

– Еще раз спрашиваю, я читала хоть раз ваши записки?

– Нет, не читали… Вы их разрывали и выкидывали, но не читали…

– Как вы думаете, почему я так делала?

Мальчишки задумались, каждый прекрасно понимал: влезать в чужую тайну – не самое достойное занятие. Совершенно неожиданно для меня в разговор включились внезапно переставшие плакать девочки.

– Да! Какое право вы имели читать нашу записку?!

– А вы не пишите записки на уроках!

Назревал новый скандал. Нужно принимать решение, причем времени на размышление нет.

– Дорогие мои, почему вы с такой радостью готовы думать о том, что сделал «не так» кто-то другой? Может, каждый лучше поразмышляет о себе, о том, что именно он сделал неправильно. Понимаете, это – единственно возможный выход из любой проблемной ситуации: подумать о своих ошибках. Я тоже, наверное, виновата. Нужно было быть к вам внимательнее, кстати, можно было поговорить на классном часе о тайне личного письма и об уважении к чужой работе. Я исправлю свои ошибки, а вы?

До сих пор помню глаза моих пятиклашек в тот миг – огромные, спрашивающие, требовательные. Больше никто не спорил, никто не отстаивал свою правоту, все думали – каждый о себе, о своих проблемах, о своих надеждах. Мы никогда не возвращались к обсуждению той записки, но каждый раз, когда что-то случалось в классе, думали не о чужой вине, а о своей.

Через много лет, совсем в другом классе, на перемене кто-то выбросил шапки мальчишек на улицу.

– Ребята, кто это сделал?

Тишина.

– Мы (это был не мой урок, я просто зашла к своим ребятам) просим, чтобы тот, кто это сделал, сам сказал об этом. Это будет серьезным поступком взрослого человека – сказать честно, при всех, что виноват. Обещаю, я не буду ругать, напротив, пожму руку этому человеку – за честность.

Встал самый тихий, самый спокойный из всех присутствующих мальчик – тот, на кого никогда бы никто не подумал! В глазах – слезы. Я подошла и пожала ему руку:

– Ты – сильный человек, спасибо, что смог признаться.

– Я не знаю, почему я это сделал. Ребята, простите меня… Пожалуйста.

Дети имеют право на ошибку – на то они и дети. Чтобы дети признавали это право за взрослыми, нужно иметь мужество честно признавать свои ошибки перед теми, кто взрослеет рядом с нами. Ведь от ошибок, к сожалению, никто не застрахован.

TopList