Класс-info
Классный час
Марина Бондаренко ,
методист ДЮЦ, руководитель детского интеллектуального движения «Игра», г. Краснодар
методист ДЮЦ, руководитель детского интеллектуального движения «Игра», г. Краснодар
Пирамида знаний
Интеллектуальная игра для старшеклассников
Предлагаемый вариант «Пирамиды знаний» можно использовать в качестве внеклассного мероприятия для учеников 9–11-х классов. Оптимальное количество участников 10–12 человек. Уровень вопросов соответствует объему общих знаний учащихся старших классов.
Правила
Перед началом игры всем ее участникам раздаются карточки с цифрами от 0 до 9. С их помощью игроки будут указывать номера правильных ответов. После каждого тура участники, набравшие минимальное количество баллов, выбывают из игры.
Рекомендации по оформлению
Для проведения игры понадобится большое количество иллюстрационного материала. Желательно оформить его в виде карточек формата А4. Для демонстрации удобно пользоваться магнитной доской. Гораздо интереснее проходит игра, если иллюстрации сделать в виде презентации Microsoft Power Point.
Первый тур. «В мире животных»
Участникам игры предлагаются 10 вопросов о животных. Игроки по сигналу ведущего должны поднять карточки с номером, соответствующим правильному ответу. Если табличка с правильным ответом отсутствует, поднимается карточка «0».
1. В старину ученые называли это животное «камелеопардус» – верблюдо-леопард.
2. Это млекопитающее является самым крупным из когда-либо живших на Земле.
3. Среди представителей этого семейства – олинго, кинкажу и какомицли.
4. Это животное является самым крупным хищником.
5. Хвост этого животного специалисты называют «цветок».
6. Это животное является символом Всемирного фонда дикой природы.
7. Это животное в погоне за добычей может развивать скорость до 120 км/ч.
8. После победы рыцарей над сарацинами в Третьем крестовом походе в Дании был учрежден орден в виде фигурки этого животного.
9. Среди предков этого животного – гиракотерий, мезогиппус, гиппарион.
10. В геральдике это животное символизирует независимость.
Ответы на вопросы первого тура:
1 – жираф (3), 2 – синий кит (0), 3 – енот (9), 4 – белый медведь (7), 5 – заяц (4), 6 – панда (0), 7 – гепард (8), 8 – слон (1), 9 – лошадь (5), 10 – кошка (6).
Второй тур. «Четвертый лишний»
Участникам игры предлагаются иллюстрированные списки из четырех понятий. Им необходимо указать «лишний» номер. Если же в списке все понятия соответствуют теме, то поднимается карточка «0».
1. Мы утверждаем, что все эти плоды – ягоды:
2. Мы утверждаем, что все эти изобретения были сделаны в Китае.
3. Мы утверждаем, что все эти мореплаватели совершили кругосветное плавание.
4. Мы утверждаем, что всеми этими зодиакальными созвездиями управляет водная стихия.
5. Мы утверждаем, что все эти химические элементы получили свои названия в честь стран.
6. Мы утверждаем, что все эти композиторы были членами знаменитой «Могучей кучки».
7. Мы утверждаем, что все эти языки – искусственные.
Ответы на вопросы второго тура:
1 – «0», все это действительно ягоды;
2 – «4», спички были изобретены в Швеции;
3 – «1», Магеллан совершил кругосветное путешествие в 1519–1522 гг., Ф.Дрейк – в 1578–1580 гг., Ф.Беллинсгаузен – в 1819–1821 гг. Колумб кругосветного плавания не совершал;
4 – «3», Водолей – знак воздуха;
5 – «3», индий назван по ярко-синей линии в спектре;
6 – «2», в состав «Могучей кучки» входили композиторы Балакирев, Кюи, Бородин, Римский-Корсаков и Мусоргский;
7 – «4», язык манчжу распространен в Китае.
Третий тур. «Логические цепочки»
Участникам игры предлагается ряд понятий, которые надо расположить в определенном порядке. Для этого следует указать номера рисунков, которые необходимо поменять местами. Если порядок верный, поднимается карточка «0».
1. Мы утверждаем, что расположили эти произведения А.С. Пушкина в зависимости от хронологии описанных в них событий.
2. Расположите эти награды в хронологическом порядке их учреждения:
3. Расположите города по датам их основания.
4. Расположите эти государства по количеству цветов на государственном гербе, начиная с наименьшего.
5. Мы утверждаем, что расположили эти материки в порядке уменьшения их площади.
6. Мы утверждаем, что расположили эти единицы измерения в порядке возрастания их массы, выраженной в граммах.
Ответы на вопросы третьего тура:
1 – «3» – «4», в повести «Капитанская дочка» описаны события XVIII века, а в романе в стихах «Евгений Онегин» – XIX века;
2 – «1» – «4»: орден св. Андрея Первозванного учрежден в 1698 г., а восстановлен в 1998 г., орден Трудового Красного Знамени в 1920 г., Богдана Хмельницкого – в 1943 г., орден Октябрьской революции – в 1967 г.;
3 – «1» – «2»: Псков основан в 903 г., Москва – в 1147 г., Санкт-Петербург – в 1703 г., а Норильск – в 1935 г. (статус города получил в 1953 г.);
4 – «1» – «2», Ливия – 1 (зеленый), Украина – 2 (голубой и желтый), Мексика – 3 (зеленый, белый, красный), ЮАР – 6 (красный, зеленый, синий, желтый, белый, черный);
5 – «0», Евразия – 54,9 млн кв. км, Африка с островами – 30,3 млн кв. км, Южная Америка – 18,28 млн кв. км, Австралия – 7,63 млн кв. км.
6 – «0»: доля = 0,044 г, золотник = 4 г, унция = около 30 г, фунт 409 г.
Финальный тур. «Гонка за лидером»
По итогам трех предыдущих туров в финал выходят 2 игрока, набравшие максимальное количество баллов. По очереди они должны называть слова на заданную тему. Начинает игру тот, у кого больше баллов. Выигрывает участник, который назовет слово последним.
Примерные темы финального тура:
• «Города-герои»;
• «Русские художники-пейзажисты»;
• «Внесистемные единицы длины»;
• «Действующие лица комедии «Горе от ума»;
• произведения М.Ю. Лермонтова.