Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2009

Сценарии

Классный час

Любовь Бурлакова ;
Юлия Садовская ,
МОУ СОШ № 22, г. Курган

Хочу быть кроликом!

Психологический диспут

Тема общения и взаимодействия школьников друг с другом, выбора между позициями «быть как все» и «быть собой» актуальна и важна для подросткового возраста. Необычные и занимательные тексты, предназначенные для обсуждения на классном часе, вызовут интерес у учащихся, а элементы тренинга внесут оживление в обсуждение проблемы.

Подготовительная работа: назначение чтецов статей; заготовка ксерокопий газетных статей по числу учащихся.

Введение в тему

Классный руководитель произносит вступительное слово, обращая внимание учеников на фразы, написанные на доске: «Хочу быть кроликом!», «Недоразумение с косичками».

Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?

Школьники высказывают свои предположения.

Учитель. Речь пойдет о взаимоотношениях. Думаю, многие из вас согласятся со мной, что проблема взаимоотношений между людьми важна для всех нас и для каждого в отдельности. Сейчас вы познакомитесь с небольшим текстом, посвященным этому вопросу, а затем мы с вами немного поговорим.

Первый вариант действий

Классный руководитель представляет газетную статью «Хочу быть кроликом!» и ее автора Юлию Садовскую – призера олимпиады юных журналистов.

Текст статьи раздается всем ученикам, а подготовленные заранее ребята читают статью наизусть от первого лица и по ролям (см. Приложение 1).

Классный руководитель проводит обсуждение содержания статьи.

Возможные вопросы для беседы:

• Героиня оказалась в сложной ситуации. Вести себя можно по-разному. Как?

• Какой путь выбирает Юля?

• Можно ли в итоге считать ее отношения с одноклассниками прочными?

• О какой победе говорит Юля?

Ученики отвечают на вопросы с опорой на текст статьи.

Учитель. Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы поступить, как Юля? А как еще можно было выйти из сложившейся ситуации?

Школьники высказывают свое мнение.

Второй вариант действий

Классный руководитель предлагает прослушать фрагмент второй статьи – «Недоразумение с косичками». Текст статьи также раздается всем ученикам, а подготовленные заранее ребята читают его наизусть (см. Приложение 2).

Учитель. Давайте попробуем представить, как ситуация, описанная в этой статье, будет развиваться дальше? Как вы думаете, верно ли поступила Муха?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель. Сопоставьте действия двух сверстниц по прочитанным статьям. Чье поведение вам кажется наиболее правильным и почему?

Школьники отвечают, дают оценку действиям девочек, аргументированно отстаивают свою точку зрения.

Учитель. А как бы поступили вы в подобной ситуации?

Желающие высказываются.

Учитель. Вспомните поговорку о том, как начинается общение между людьми: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Ум, способность общаться, способность выразить себя – именно эти качества становятся основополагающими в дальнейших отношениях. Из них рождаются позитивные взаимоотношения между людьми, рождается дружба.

Мастерская дружбы

Проводится работа в группах. На листах бумаги школьники записывают свои варианты качеств людей, необходимых для создания дружеских отношений. Например, доброта, доверие, радушие, открытость, внимательность и т.д.

Затем каждая группа называет свои варианты, классный руководитель записывает их на доску. Все записанные качества обсуждаются.

Учитель. А как вы думаете, какие качества необходимы для поддержания дружеских отношений в нашем классе? Назовите, что вы цените в одноклассниках больше всего.

Работая в группах, учащиеся обсуждают данный вопрос и на листах бумаги записывают качества, важные, по мнению самих ребят, для поддержания дружеских отношений в их классе. Затем все качества озвучиваются и обсуждаются. Классный руководитель может дополнить перечень качеств своими вариантами.

Приложение 1

Хочу быть кроликом!

Что делать, если ты на полтора года младше своих одноклассников да еще и новенькая в школе? А если при этом ты до сих пор не обкорнала длинные косички и не вытравила русые волосы до белизны, то какая-нибудь милая кличка тебе просто обеспечена. Но если при таком букете достоинств у тебя еще и два передних зуба выпирают, делая похожей на кролика, то всё – пиши пропало. Но ведь безвыходных ситуаций не бывает, а опустить руки и поплыть по течению – далеко не лучший выход. Эта история о том, как мне на личном опыте пришлось убедиться в правильности фразы знаменитого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Но бороться ведь тоже можно по-разному. Можно делать это с ожесточением и обидой на весь мир, а можно стать проще, чтобы люди сами потянулись к тебе, как к костру в зимний вечер. О том, что река начинается с голубого ручейка, а дружба – с улыбки, я вспомнила в девятом классе.

Однажды на уроке биологии мы изучали млекопитающих, и Боре Гусеву, одному из заводил нашего класса, почему-то захотелось сделать сообщение именно о кроликах. Он очень настойчиво и с каким-то явно нездоровым интересом расспрашивал нашу преподавательницу Марину Ишигиндеевну Третьякову об этих милых животных. Даже она удивилась такой любознательности. И с каждым его вопросом, касающимся кроликов, класс смеялся все сильнее и сильнее. Причина столь бурного восторга из-за представителей млекопитающих открылась мне лишь на следующий день, когда Боря окрестил меня кроликом! Ну что ж, кролик так кролик. Отчаиваться и замыкаться в себе я не привыкла, поэтому решила создавать свой собственный кроличий стиль. А кто сказал, что кролики не могут быть красивыми?!

Дома, среди старых вещей, я нашла серый свитер с изображением веселого кролика, грызущего огромными белыми зубами ярко-оранжевую морковку. Свитер, конечно, был немного маловат (я носила его классе в пятом), но красота, как известно, требует жертв, так что можно и потерпеть небольшие неудобства ради такого случая! Одного свитера с собственным портретом на груди оказалось недостаточно. Еще для создания кроличьего имиджа мне понадобилось немного потрудиться на кухне: достать штучек пять морковок, помыть их, очистить и готовый к употреблению завтрак настоящего кролика бросить в портфель вместе с учебниками.

И вот начинается цирковое представление. Я захожу в кабинет, снимаю куртку и достаю из портфеля первую морковку. До звонка на урок остается еще минут десять, поэтому даже самые активные учащиеся нашего класса сейчас заняты столь ответственным делом, как списывание домашнего задания из чужих тетрадей. Ну что ж, подождем. Наконец-то Егор Киричков, мой сосед по парте, не поднимая глаз от тетради, говорить: «А, привет, кролик!». Я, громко хрустя морковкой, весело отвечаю ему: «Привет!»

Он, должно быть, удивленный этим хрустом, посмотрел на меня, и вдруг безудержный хохот овладел им. Минут через десять смеховая волна прокатилась по всему классу, а я по-прежнему со спокойным видом сидела на парте и жевала морковку. Оля Егорова и Ира Бахтеева, раньше никогда не интересовавшиеся новенькими, подошли поближе, чтобы рассмотреть, что нарисовано у меня на свитере. Кристинка Виноградова попросила угостить ее морковкой. Борька Гусев был чуть ли не на седьмом небе оттого, что так верно подобрал мне кличку, Егор, закинув в сторону тетрадь с домашним заданием, перебивал всех и орал: «Это я, я первый заметил!!!»

Мое настоящее знакомство с классом началось лишь с этого дня. Ребята стали подходить на переменах толпами. Сначала просто смеялись, потом Кристина Виноградова сказала, что у них в модельном агентстве занимается девочка, которая тоже очень похожа на кролика. Эту тему одноклассницы охотно подхватили, и каждая стала перечислять актрис, фотомоделей и поп-звезд, похожих на меня, то есть тех, у кого выпирают два передних зуба. Егор, в свою очередь, заметил, что у Рональдо, мегазвезды бразильской сборной по футболу, тоже большие передние зубы. Ну а своего экстремума наш разговор достиг, когда стали обсуждаться жевательные резинки «Дирол» и «Орбит», с помощью которых, по мнению Кристины, можно сделать зубы не только белее, но и больше! И пускай я не слышала в жизни ничего более абсурдного, чем это утверждение, для поддержания разговора пришлось согласиться. Когда тема зубов, кроликов, «Орбитов» и «Диролов» была исчерпана и каждый высказал все, что он думает, наступила минута молчания, которую Егор прервал своим предложением сходить в столовую за булками с кокосовой крошкой. Все охотно согласились. По дороге девчонки расспрашивали, из какой я пришла школы, нравится ли мне здесь, какие у меня любимые предметы. Причем кроликом меня уже никто не называл. Егор даже сказал мне откровенно: «Слушай, понимаю, что неудобно спрашивать у соседки по парте такое, но все-таки, как тебя зовут?! Девчонки, бывало, оговаривались: «Кро… Ой! Юлька, извини».

На обратном пути из столовой в кабинет мы ели булки, обменивались телефонами и обсуждали ассортимент школьного буфета. Эти булки с кокосовой крошкой были особенно вкусные в тот день, когда я впервые попробовала их. И вряд ли Кристина, Егор, Ира или Оля могли почувствовать это так же, как и я. Ведь это был не просто вкус кокоса, но и вкус победы. И сейчас, когда с тех пор прошло уже два года, когда с Кристиной мы каждые выходные ходим в кино, когда Оля помогает мне на контрольных по алгебре, когда мы все вместе помогаем Ире помириться с Егором после очередной размолвки, я благодарю кроликов и тот счастливый день.

Юлия Садовская

Приложение 2

Недоразумение с косичками

В чем состоит основная проблема человечка, которому 12–16 лет? Это не учеба и даже не отношения с родителями и учителями. Всё гораздо прозаичнее: внешность … Да, да, эти уши, носы. А если ты надел в школу не те джинсы, то свою репутацию вряд ли вернешь делами праведными.

Примерно об этом «Недоразумение с косичками».

Коротко сюжет: Муха – Мухина Лена – девочка, которая считает себя некрасивой и соответственно страдает по этому поводу, а тут еще одноклассницы, которые покоя не дают, издеваются. Коля Морозов, мальчик, который ей нравится, не обращает внимания на это «недоразумение», как называет себя сама Муха. В общем, проблема мировая. Кто поможет отчаявшемуся существу?

Конечно, подруги и добрая волшебница-визажист. С новой прической и макияжем героиня тут же снискала всеобщую любовь…

TopList