Идеи
Культура
Галина Пискунова ,
учитель русского языка и литературы, гимназия № 34, г.Ульяновск
учитель русского языка и литературы, гимназия № 34, г.Ульяновск
Чтобы любить, нужно знать
Открытие малой родины
Посещение интересных мест в родном городе можно сопровождать творческими заданиями, благодаря которым изучение малой родины станет неотъемлемой частью жизни класса, а не формальным «воспитанием патриотизма». Особенно эффективно, если сотрудничество с музеями планируется сразу на несколько лет. Это поможет ребятам более глубоко и последовательно познакомиться с культурой региона или своего города.
Наш город
Музей – это целый мир, и важно показать школьникам, как он богат и разнообразен. Это невозможно сделать в течение одного-единственного посещения. Поэтому в деятельности классного руководителя можно и нужно реализовать последовательную систему сотрудничества с музеями города.
Например, в самом начале 5-го класса стоит запланировать большое путешествие по родному краю под девизом: «Край прелестный – это ты!». Размышляя над смыслом этой фразы, дети приходят к выводу: наше отношение к малой родине полностью зависит от нас самих. Пока мы не почувствуем всем сердцем свою принадлежность к тем местам, которые зовутся родиной, пока мы не проникнемся гордостью за свою причастность к ней, болью за каждый неблаговидный поступок современников по отношению к родным местам, наш край для нас чудесным не станет. А для того чтобы любить, нужно знать. Так и начинается наше познание родины.
Программа ежегодного сотрудничества с музеями своего города или региона может быть рассчитана на несколько лет – с 5-го по 9-й класс, с учетом углубления знаний и представлений о культуре, а также меняющихся возрастных особенностей школьников. Вот вариант поэтапного знакомства с культурой малой родины на примере Ульяновска.
Город Ульяновск, бывший Симбирск, – малоизвестный провинциальный городок, сохранивший до наших дней историческую застройку своей центральной части. На улицах Ленина и Льва Толстого, на территории Государственного историко-мемориального музея-заповедника им. В.И. Ленина, и расположено большинство городских музеев. Благодаря увлеченным, открытым к принятию всего нового сотрудникам эти бывшие купеческие и мещанские усадьбы превратились в центры культурного развития горожан. Изучение культурного наследия региона, богатейшим образом представленное в ульяновских музеях, и легло в основу содружества класса с музеями города.
5-й класс
В кабинете появилась карта Ульяновска и Ульяновской области, где ребята отмечали музеи, в которых побывали, флажками с изображением герба Симбирска. Образовательное путешествие, рассчитанное на 5 лет, включает в себя несколько разнообразных маршрутов. В 5-м классе, когда дети в познавательной деятельности в основном руководствуются критерием «интересно – неинтересно», ученики путешествовали по маршруту «Тайны милой сердцу старины». Начался он с посещения Музея городского быта «Симбирск в конце XIX – начале ХХ в.» во время Святок. Ребята узнали о том, как праздновались Рождество и Святки в Симбирске XIX века, прослушали выступление фольклорного ансамбля «Ладанка», участники которого исполнили колядки, «подблюдные» песни, рождественские гимны и продемонстрировали разные способы святочных гаданий, в которых участвовали и ребята. Музей стал для детей настоящим открытием, и по их просьбе там прошел День весенних именинников с соблюдением традиций русского чаепития, с играми, с помощью которых развлекались на детских праздниках в XIX веке.
В конце учебного года класс отправился в автобусную поездку в Языково, посетив по дороге Дом-музей А.Пластова в селе Прислониха. Прогулка по парку усадьбы Н.М.Языкова, воспетому самим А.С. Пушкиным, привела пятиклассников в восторг. А после празднования на берегу Волги Дня летних именинников ребята поднялись к памятнику-беседке И.А. Гончарова, стоящей на волжском обрыве, изображенном в романе И.А. Гончарова «Обрыв». Из тридцати учеников лишь двое видели эту беседку раньше, а историю ее создания, связанную не только с творчеством великого писателя-земляка, но и с именем ее создателя, знаменитого архитектора А.Шоде, не знал никто.
На летние каникулы ребята получили задание: разделившись на группы по интересам, придумать вопросы для викторины о родном крае, опираясь на полученные во время посещений музеев знания. Учитывая, что до этой работы составлением вопросов ученики занимались совсем немного, им была дана следующая установка: избегать тех вопросов, на которые можно ответить только утвердительно или отрицательно; стараться формулировать вопросы, предусматривающие развернутый ответ. Многие придумали очень интересные вопросы, а победители викторины до сих пор являются главными консультантами для одноклассников, когда им нужно что-нибудь узнать о прошлом Симбирска.
6-й класс
В 6-м классе, в связи с 360-летием Ульяновска, особое внимание уделялось истории города, знакомству с бытом и нравами симбирян, с нормами этикета, принятыми в среде наших соотечественников в XIX – начале ХХ века. Этот маршрут назывался «Без прошлого нет настоящего». Ребята посетили музей «Мелочная лавка», где узнали об особенностях торговли в Симбирске. Знакомясь с историей образования Симбирска, ученики побывали в историко-архитектурном комплексе «Симбирская засечная черта», основу которого составляет сторожевая башня, воссозданная по старинным чертежам и находящаяся на том самом месте, где она возвышалась в XVII веке.
Результатом следования по этому маршруту явилось создание литературно-музыкальной композиции «Край родной, навек любимый!», которая была представлена на школьном фестивале искусств «Содружество», посвященном 360-летию Ульяновска.
7-й класс
В 7-м классе, когда у учеников формируется новый тип мышления, основанный на критическом отношении к миру, был выбран маршрут «Учимся не для школы – учимся для жизни» и планируется посещение музеев, рассказывающих о системе образования в Симбирске: «Народное образование Симбирской губернии в 70–80-е годы XIX века», «Симбирская чувашская школа», «Симбирская классическая гимназия». В этих музеях можно узнать об особенностях системы образования дореволюционной России. Посетителям предлагается также посидеть за старинными партами, выполнить задания.
Хочется надеяться, что посещение этих музеев поддержит в детях интерес к учебе. В конце года ребята получат задание написать сочинения, доклады, трактаты, научно-исследовательские работы на темы, предлагавшиеся гимназистам XIX века. Лучшие работы будут представлены вниманию гимназического НОУ «Перспектива».
8-й класс
В 8-м классе в качестве основного направления программы выбрано посещение музеев художественно-эстетического профиля: «Редкой книги» в областной библиотеке, «Искусства эпохи модерна», «Симбирской фотографии», «Градостроительства и архитектуры Симбирска – Ульяновска». Маршрут назван словами Ф.М. Достоевского: «Красота спасет мир».
В конце 8-го класса, когда ребята уже смогут сами планировать и осуществлять проекты разного рода, предполагается коллективное творческое дело «Музей семейной реликвии».
9-й класс
В 9-м классе, когда перед учениками встает необходимость выбора дальнейшего пути, в целях осуществления профессиональной ориентации планируется посещение музеев «Столярная мастерская», «Метеорологическая станция Симбирска», а также Музея гражданской авиации, Музея-салона «Симбирцит». Следуя по маршруту «Выбираем свой путь», ребята не только познакомятся с развитием ремесленного производства как в Симбирске, так и в современном Ульяновске, но и, возможно, определятся с выбором будущей профессии.
В этом же году предполагается работа над творческим проектом, который должен ознаменовать конец путешествия по музеям города и области. Реализация его будет проходить в выбранной самими учениками форме (отчетный альбом, дневник путешествия, компьютерная презентация, устный журнал, литературная композиция, заочная экскурсия), но обязательно при наличии публики.
В результате вдумчивого и заинтересованного сотрудничества с музеями у ребят зарождается чувство подлинной причастности к культуре и истории малой родины.
Фото с сайта: www.photoshare.ru