Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2009

Идеи

Родительское собрание

Марина Доценко ;
Татьяна Лантратова ,
НОУ «Школа «Ника», г. Москва

Играем вместе

Привлечение родителей к школьной жизни

В школе «Ника» создана и в течение нескольких лет успешно работает программа «Семья и школа: конструктивный диалог» для детей и родителей 5–6-х классов. Эта программа включает в себя не только индивидуальные и групповые беседы с родителями, но и психолого-педагогические тренинги по вопросам семейного воспитания, а также совместные игровые мероприятия. В ноябре в школе «Ника» (г. Москва, улица Одесская 21/29, телефон 8(495)310-51-66) по предложенной программе планируется семинар для учителей с проведением мастер-класса «Сладкий город».

Ключ к множеству дверей

Тщательно подготовленные, содержательные и нестандартные по форме совместные дела могут совершить переворот в сознании родителей, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее. Кроме того, общая деятельность дает возможность детям увидеть своих родителей в неожиданной ситуации и разнообразит семейное общение.

Программа «Семья и школа: конструктивный диалог» в сфере взаимодействия с родителями решает следующие задачи:

• просветительскаяразвитие умения видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;

• консультативная совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воспитательного воздействия на ребенка;

• коммуникативная дополнение семейного общения эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;

• психолого-педагогическая – формирование у родителей понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительного отношения к ребенку как личности, гордость за его достижения в саморазвитии.

Однако выбор формата общения – дело непростое. Важно, чтобы мероприятие было необычным, мобильным, проходило живо, ярко, динамично. Хотелось бы также, чтобы подготовка к мероприятию требовала минимальных материальных и временных затрат (на подготовку чего-то масштабно-монументального ни у детей, ни у родителей времени обычно не хватает). И, наконец, чтобы оно было интересным для всех, чтобы и дети, и родители принимали в нем активное участие. А самое главное – чтобы возник вопрос: «А что же вы придумаете в следующий раз?».

Пять звезд, или Посвящение в пятиклассники

Первое мероприятие – самое волнующее и ответственное. Ведь если что-то пройдет не так, участникам станет скучно и неинтересно, то второго мероприятия может вовсе не быть.

Первая игра, с которой началось содружество детей и родителей, называется «Пять звезд, или Посвящение в пятиклассники».

Оборудование:

листы ватмана;

разноцветные фломастеры;

листы формата А4;

ручки, карандаши;

роли для Театра-экспромта;

записки для «Охоты за подарками».

Классы заранее получили домашнее задание: приготовить презентацию класса – трех-пятиминутное выступление, рассказывающее об особенностях коллектива.

Ход праздника

На сцене закрыт занавес. На нем надпись «Пять звезд». За занавесом спрятаны коробки с подарками для классов.

В роли ведущего выступает классный руководитель (или один из классных руководителей 5-х классов, если мероприятие проводится для всей параллели).

Ведущий. Дорогие друзья! Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на празднике «Пять звезд»!

Название нашего праздника неслучайно. «Пять» – потому, что мы учимся в пятом классе и сегодня состоится официальная церемония посвящения в пятиклассники. Звезд – потому, что на небосклоне школы зажглись новые звезды. Всего этих звезд 30, и каждая из них по-своему интересна. Но сегодня мы с вами увидим, как эти звезды объединяются в удивительные созвездия.

Начнем, как водится, с проверки домашнего задания. Вас попросили приготовить презентацию своего класса, то есть рассказать, чем он хорош, чем отличается от других, да так, чтобы ваши родители поняли, что именно ваш класс – самый классный в школе.

Презентация класса (или каждого из 5-х классов в параллели).

Ведущий. Уважаемые взрослые, вам понравились наши пятые? Значит, зажигается звезда!

На занавес вешается звезда из фольги.

Ведущий. А чтобы зажечь вторую звезду, нам придется постараться – нарисовать портрет класса!

Дети выполняют задание, зажигается вторая звезда.

Ведущий. А какие они, пятиклассники? Веселые, умные, прикольные… Давайте составим список качеств, необходимых настоящему пятикласснику. Только каждое из этих качеств должно начинаться на определенную букву – на каждую букву слова пятиклассник. Мы приготовили листочки с этим словом и для вас, дорогие родители! Ведь вы, наверное, лучше всех знаете, какие они, наши пятиклассники. Итак, у нас появились две команды: команда детей и команда родителей. Приготовились? Поехали!

После того как все качества придуманы, представители каждой команды зачитывают их вслух, а ведущий записывает на заранее приготовленном ватмане.

Ведущий. Какая же команда лучше справилась с заданием? По-моему, обе команды оказались на высоте. А значит, сейчас на нашем занавесе зажгутся сразу две звезды!

Когда вы учились в начальной школе, вы часто показывали своим родителям разные спектакли. Сегодня необычный день. Сегодня ваши родители покажут нам интересное представление. Правда, они ничего об этом не знали, поэтому не выучили роли, но это не беда. На сцене спектакль-экспромт.

Родители получают бумажки, на которых написаны роли: Настенные часы, Елка, Ваза, Ветер, Форточка, Занавеска, Собаки (две), Снежинки, Мышь, Дверь, Хозяйка, Лампочка, Башенные городские часы. Ведущий читает текст, а каждый из персонажей изображает действие, о котором говорится в тексте.

Сценка «Зимняя ночь»

Ночь. Темнота. Громко тикают Часы. В углу комнаты стоит шикарная Ваза с цветами. Завыл Ветер. Вдруг распахнулась Форточка. Заколыхалась Занавеска, зацепилась за Вазу. Ваза упала и разбилась, осколки разлетелись в разные стороны. В комнату ворвался с воем, шумом, свистом холодный зимний Ветер и закрутился по комнате. В тон ему издалека завыли голодные Собаки. Вместе с Ветром по комнате закружились юные нежные Снежинки, опустились на пол и превратились в капельки воды. На полу валяется сморщенный, засохший Сыр. Из норки осторожно вылезла старая опытная Мышь, принюхалась и, опасливо озираясь, стала пробираться к Сыру. Вдруг пронзительно скрипнула Дверь. На пороге комнаты появилась заспанная Хозяйка, зевая, потягиваясь и почесываясь. Мышь притаилась, а потом быстро бросилась к Сыру и схватила его. Хозяйка щелкнула выключателем, зажглась Лампочка, освещая все вокруг. Хозяйка с ужасом увидела у себя в комнате Мышь, с визгом вспрыгнула на стул и запустила в Мышь тапкой. Мышь крепко зажмурилась и, не выпуская Сыра, юркнула в норку. Хозяйка слезла со стула, захлопнула Форточку, задернула Занавеску, собрала осколки Вазы, смахнула капельки воды от Снежинок на полу, с любовью поправила веточки Елки, выключила Лампочку и, осторожно прикрыв Дверь, вышла. За окном все так же шумит Ветер, воют Собаки, настенные Часы продолжают тикать, а большие Башенные городские часы начинают бить 12 раз. Наступает тихая зимняя ночь.

Ведущий. Аплодисменты артистам! Мне кажется, что наши родители – настоящие звезды!

Зажигается последняя звезда. Ведущие вручают детям удостоверения пятиклассников.

Открывается занавес, дети видят две коробки: 5-й «А» и 5-й «Б» (или одну, если в мероприятии участвует один класс). В коробках лежат не подарки, а записки: «Подарки пропали. Ищите их в кабинете … Удачи!». Дети убегают искать подарки, а в это время со взрослыми проводится родительское собрание.

План-схема игры «Охота за подарками»

В каждом кабинете дети получают задание, выполнив которое они узнают, куда отправляться дальше.

1. Сказать, кто в классе самый старший и самый младший.

2. Подсчитать общий возраст класса.

3. Быстро построиться по росту.

4. Отгадать слова: ТИРУЛАРЕТА, ОДИРЕНОПРЕДИЕВ, АКТЕТИМАМА (литература, природоведение, математика)

В последнем кабинете дети получают приз – фотоальбом для летописи класса.

Это мероприятие помогает детям ощутить свой класс как единое целое. Позитивный настрой, который дарит праздник, делает для учеников переход из начальной школы в среднюю более комфортным.

Сладкий город

Каждый человек о чем-то мечтает. Какие-то мечты сбываются, а какие-то так и остаются мечтами. Каждая семья в классе получила возможность помечтать о своем собственном доме. И не просто помечтать, а даже построить его, прямо сейчас! Объединив усилия, дети и родители создают самый лучший город на свете – город добра, тепла и уюта (подробное описание игры смотрите в разделе «Сценарии». – Прим. ред.).

Оборудование:

• сладкие стройматериалы (печенье разных форм, вареная сгущенка, мармелад, шоколад, сахарная пудра и т.п.);

• большие разделочные доски;

• фартуки;

• перчатки.

Ход праздника

Первый этап: все – родители и дети – делятся на несколько групп (по 2–3 семьи). Каждая группа получает стартовый набор сладких стройматериалов, из которых строит домик своей мечты.

Второй этап: создание Сладкого города. Все постройки выставляются на общий стол. Зажигаются свечи, создается образ ночного города.

Третий этап: жюри оценивает работы команд.

Четвертый этап: чаепитие.

Эта игра уникальна тем, что она затрагивает многие сферы семейного общения. Здесь и совместное творчество, и благоприятная атмосфера, и доверительные отношения. Полностью отдаваясь полету фантазии, дети и родители получают огромный заряд положительных эмоций, на время забывают о житейских проблемах. Взрослые снова чувствуют себя детьми, освобождаются от стереотипов, стандартов, ограничений. Дети же получают уникальный опыт общения с родителями «на равных». Возникает удивительное чувство причастности одному общему делу: ведь строя свой семейный дом, мы создаем частичку общего города, общего мира. А момент зажигания свечей приносит в каждую душу тепло, уют, умиротворение. Мы словно побывали в сказке, более того, сделали эту сказку своими руками!

Кто умнее пятиклассника?

Помимо развлекательных мероприятий, в школе «Ника» проводятся и интеллектуальные. Игра «Кто умнее пятиклассника?» – одно из них. Эта игра соединила в себе такие известные игры, как «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и, собственно, «Кто умнее пятиклассника?».

Подготовка к игре заключается в следующем: все учителя-предметники составляют по одному вопросу из своей области знаний. Таким образом, в копилке набралось 11 вопросов: математика, русский язык, литература, природоведение, экология, история, английский язык, информатика, музыка, рисование, физкультура. Свой вопрос предлагает и библиотекарь школы. К нему добавляются три «вопроса на сообразительность», названные «Кот в мешке».

Для игры заранее изготовляется игровое поле – таблица 5x3, в каждой клетке которой стоит число от 1 до 15. Игроки не знают, какой вопрос скрывается под каждым числом.

Все присутствующие делятся на команды: команда детей и команда родителей. Если родителей окажется мало, то команд детей может быть несколько. Разыгрывается право первого хода. Команда, получившая это право, называет любое число от 1 до 15. Ведущий зачитывает вопрос с соответствующим номером, указывая его тему и автора, например: «Против вас играет Доценко Марина Михайловна. Вопрос из области математики».

Команда, правильно ответившая на вопрос первой, получает 1 балл и право выбора следующего вопроса. Если команда, отвечавшая первой, дала неверный ответ, право ответа переходит к другой команде. В случае если ни одна из команд не ответила на вопрос, ведущий озвучивает правильный ответ сам. Когда все вопросы сыграли, определяется команда-победитель.

Если выигрывает команда детей, то можно прокомментировать это так: «Что ж, уважаемые взрослые! Таким умным детям и проиграть не стыдно!» Если же победила команда родителей, то комментарий может быть таким: «Какие замечательные у вас родители! Есть чему у них поучиться!»

Чтобы игра в вопросы-ответы не надоела, ребятам было предложено сделать 2 музыкальные паузы. Дети с удовольствием взялись за подготовку музыкальных номеров. А родители, в свою очередь, показали детям очередной спектакль-экспромт. Таким образом, мероприятие получилось живым, интерактивным и веселым. То что дети соревновались с родителями, добавляло игре еще больше азарта.

Папа, мама, я – читающая семья

Научить ребят любить книгу, заинтересовать чтением, помочь получать удовольствие от чтения – одна из важнейших задач школы. Важным шагом в этом направлении стала игра «Папа, мама, я – читающая семья».

Именно этой игре предшествовала большая подготовительная работа. Под руководством учителя литературы был создан сборник «Пятиклассные сказки», сказки и иллюстрации к которому придумали сами дети. По одной из сказок ребята поставили спектакль.

Оборудование:

• листы ватмана;

• разноцветные фломастеры;

• листы формата А4;

• ручки, карандаши;

• карточки разных цветов;

• предметы из «волшебного сундука»: зеркальце на ручке, золотое колечко, зонтик, «Азбука» – учебник, блюдечко, яблочко, банка с надписью «Варенье»;

• грамота для команды-победительницы;

• книга – приз для аукциона.

Ход игры

Все слова говорит ведущий – один из классных руководителей 5-х классов.

Ведущий. Каждую весну с первыми теплыми лучами солнца, к нам приходит удивительный праздник – Неделя детской книги. И вот сегодня мы попробуем узнать, кто из вас любит и знает книги. Давайте попробуем определить самую читающую семью нашего класса. Праздник книги «Папа, мама, я – читающая семья» нам в этом поможет.

Мы приглашаем на нашу сцену бесстрашные семьи: семью … мама … и дочь ….

Называется фамилия, имя ребенка, имя и отчество родителей. Таким образом вызывается несколько участников.

Выбор названия

Ведущий. Чтобы нам не запутаться, предлагаем первый конкурс: каждая команда должна придумать себе название и девиз. Не забывайте, что сегодня мы говорим о книгах, поэтому желательно, чтобы название и девиз соответствовали теме. Время – 3 минуты.

Жюри оценивает, насколько название и девиз близки к теме. Например, название команды «Двое из ларца» (народная сказка), девиз «Один за всех, все за одного» (три мушкетера). Максимальная оценка – 5 баллов.

В это время со зрителями проходит игра «Аукцион».

Аукцион

Ведущий. Что такое аукцион? Это продажа чего-то весьма ценного, причем покупает тот, кто последним назвал цену. Мы проведем литературный аукцион. Разыгрывается книга. Нужно назвать литературные произведения, названные именем главного героя. Например, «Колобок» – подходит, а «Золотой ключик, или Приключения Буратино» – не подходит. На ком оборвется цепочка названий книг, тот и станет счастливым обладателем нашего приза.

Разноцветные вопросы

Требуется заранее заготовить карточки разных цветов: красный, синий, серый, белый, желтый, черный…

Ведущий. Вспомните, пожалуйста, литературное произведение, в названии которого упоминается цвет. Какой? Смотрите внимательно!

красный: «Красная Шапочка», Ш.Перро;

синий: «Синяя Борода», Ш.Перро;

серый: «Серая Шейка», Д.Мамин-Сибиряк;

белый: «Белый пудель», А.Куприн;

желтый: «Желтый Туман», А.Волков;

черный: «Черная курица», А.Погорельский.

Могут быть другие варианты ответов, можно придумать еще цвета.

На троих

Ведущий. Проведем блиц-опрос для наших уважаемых родителей. Дети, не подсказывайте!

Как звали:

• Трех поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)

• Трех мушкетеров? (Атос, Портос, Арамис.)

• Трех сестер? (Ирина, Ольга, Маша.)

• Трех медведей? (Михайло Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка.)

• Троих в лодке, не считая собаки? (Джей, Джордж и Гаррис.)

• Трех толстяков? (У них не было имен.)

Вещи из волшебного сундука

Ведущий. В этом сундуке (можно использовать не только сундук, но и ларец или шкатулку) собраны вещи, которые потеряли литературные герои. Они такие же люди, как и мы с вами, и тоже иногда бывают рассеянными. Сейчас вы попробуете определить, из какой книги пропали эти вещи, и вернуть пропажу на место.

Нужно указать название автора книги (если он есть), а также героя-«растеряху».

Предметы:

• зеркальце на ручке (А.Пушкин, «Сказка о мертвой царевне» или Х.К.Андерсен, «Снежная королева»);

• золотое колечко («Волшебное колечко», народная сказка или Дж.Р. Толкиен, «Властелин колец»);

• зонтик (Х.К.Андерсен, «Оле-Лукойе», или П.Трэверс, «Мэри Поппинс»);

• «Азбука» – учебник (А.Толстой, «Буратино» или К.Коллоди, «Пиноккио»);

• блюдечко + яблочко (многие народные сказки или С.Аксаков, «Аленький цветочек»);

• банка с надписью «Варенье» (А.Линдгрен, «Малыш и Карлсон»)

Обложка любимой книги

Каждая команда получает лист бумаги и цветные карандаши. Требуется нарисовать обложку любимой книги вашей семьи так, чтобы книгу узнали (важно название книги на обложке не писать!), и рассказать о ней так, чтобы ее захотели прочитать все присутствующие на празднике.

Пока команды готовят свои варианты обложки, проводится игра с залом: набираются две или три команды художников, и они рисуют Чебурашку. На ватмане заранее заготовлены «лица» – круги, непрозрачные шарфы для каждой команды. Первый из команды с завязанными глазами рисует Чебурашке глаза, второй – нос, третий – рот, четвертый и пятый – уши. У кого Чебурашка окажется лучше, та команда выигрывает.

Жюри подводит итоги, в это время проходит презентация сборника детских сказок.

Жюри объявляет результаты конкурса. Команда-победительница получает грамоту: «Награждается семья … – самая читающая семья класса», вручаются призы.

Ковер Мира

Через год, когда ребята учились уже в 6-м классе, они часто вспоминали игру «Сладкий город». Хотелось еще раз провести подобное мероприятие, но на качественно новом уровне. Тогда возникла идея создания Ковра Мира. Что же это такое? У каждой семьи есть свое место в большом мире. Но этот мир распался бы на части, если бы не нити дружбы, связывающие наши семьи.

Каждый участник праздника принес с собой различные лоскутки, ленточки, бусины, тесемки, пуговицы и т.д., а также нитки и иголки. Собрав все это вместе, сложившись всем миром, дети и родители стараются сотворить образ каждой семьи на своем семейном лоскутке. И все это вместе превращается в великолепный Ковер Мира, на котором нашлось место каждому из нас.

Оборудование:

• лоскутки ткани разных цветов, форм, размеров;

• фурнитура;

• желательно – одно большое полотно;

• нитки, иголки;

• семейные фотографии.

Ход праздника

Первый этап: из парт составлен один общий стол. На нем разложены все принесенные лоскутки, нитки, фурнитура. Каждая семья создает свой семейный лоскуток всеобщего Ковра Мира. Дети, у которых родители не пришли на праздник, могут присоединиться к семье своих друзей или заняться оформлением большого полотна.

Второй этап: все семейные лоскутки пришиваются к общему полотну или сшиваются между собой, образуя Ковер Мира.

Третий этап: каждая семья кратко рассказывает о своем семейном лоскутке.

Четвертый этап: фото на память, чаепитие.

В отличие от Сладкого города, где воплощалась абстрактная семейная мечта, здесь всем пришлось задуматься о том, как и где именно разместить каждого члена семьи на общем семейном лоскутке. А для этого необходимо проанализировать (может быть, и неосознанно) свое отношение ко всем членам семьи.

Огромный интерес вызвал процесс соединения семейных лоскутков в общий Ковер. Сразу возникло много вопросов: чей лоскуток пришить рядом с моим? Все ли лоскутки друзей уместятся рядом? Как украсить Ковер оставшейся фурнитурой?

Ковер Мира получился разнообразным и красочным, но в то же время настолько гармоничным, что при взгляде на него возникало чувство глубокого удовлетворения.

Мы повесили наш Ковер Мира на самое видное место в школе. Все ходили смотреть на него и ужасно нам завидовали!

Моя родословная

Следующий наш проект логически вытекал из предыдущего. Всерьез задумавшись о своей семье и ее месте в обществе, дети легко пошли на подготовку проекта «Моя родословная».

Чтобы составить свою родословную, нужно было узнать как можно больше не только о мамах, папах, бабушках и дедушках, но и о более глубоких корнях. Работа была кропотливой, интересной, масштабной. Для того чтобы родословная получилась полнее, дети много общались со своими родными и благодаря этому почувствовали себя более устойчивыми на этой земле.

Кроме того, проект был приурочен ко Дню Победы. Война так или иначе коснулась каждой семьи в нашей стране, и в каждой семье хранится память о своих героях. Ребятам удалось собрать не только рассказы, но и настоящие семейные реликвии: фотографии, ордена и медали, дневники военных лет. Рассказывая историю своей семьи и показывая эти вещи, дети испытывали огромную гордость за своих дедов, за свою страну. Можно много раз говорить о войне, но, только услышав историю, касающуюся лично его семьи, его близких, ребенок понимает весь ужас тех четырех лет, пропускает его через себя.

Потом в течение нескольких дней дети вместе с классным руководителем не раз возвращались к обсуждению этих историй, пытались найти ответы на многие появившиеся вопросы, представить, а готовы ли они сами на такие подвиги.

Подводные камни

Мы представили вам лишь часть мероприятий, вошедших в программу «Семья и школа: конструктивный диалог», выбрав самые нестандартные по форме и интересные по содержанию. Надеемся, что наши идеи послужат отправной точкой вашей фантазии, вашего творчества. Но не стоит забывать, что в любом деле существуют свои подводные камни. Были они и у нас.

Участвуя в детских мероприятиях, взрослые сами становятся детьми и, заигравшись, своей активностью нередко подавляют активность детей. Это нужно предвидеть, учитывать и при необходимости пресекать. Ребенок всегда должен являться инициатором деятельности. Важно раскрывать и показывать родителям творческий потенциал ребенка, а не превращать его в пассивного зрителя.

Еще одна опасность подстерегает учителя в работе с теми детьми, родители которых по разным причинам не посещают наши мероприятия. К счастью, у нас таких детей было немного. Необходимо внимательно отнестись к этим ребятам, чтобы они не почувствовали себя чужими на общем празднике.

Чтобы событие оказалось ярким, запоминающимся и у всех возникло желание прийти еще раз, важно, чтобы на мероприятии царила атмосфера творческого подъема и коллективной сопричастности. Создание такой атмосферы целиком и полностью ложится на плечи педагогов-ведущих. Только убедив себя в значимости предстоящего дела, веря в его успех, вы сможете «зажечь» участников и настроить их на нужный лад.

Фото из архива школы

TopList