Идеи
Здоровье
Инга Дымова ,
АОУ гимназия российской культуры, г. Тюмень
АОУ гимназия российской культуры, г. Тюмень
Страна Здоровячков
Диспансеризация как творческий проект
К школьнику относиться нужно не как к
сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь.
В.А. Сухомлинский.
Наверное, мало кто из учителей задумывался, что из такой неприятной процедуры, как диспансеризация, можно сделать что-то интересное. Обычно мы воспринимаем это как неприятную, хлопотную необходимость, а дети – как возможность пропустить уроки. А что если организовать детей и превратить диспансеризацию в один из этапов творческого коллективного научно-исследовательского учебного проекта? Назвать его можно по-разному: «Расти здоровым», «Если хочешь быть здоров», «Береги свое здоровье» и т.д.
Задача диспансеризации – проверить состояние здоровья детей, а задачи учебного проекта можно сформулировать так:
1. Расширить знания детей о здоровье, научить их использовать полученные знания в повседневной жизни.
2. Дать школьникам опыт творческой деятельности по формированию культуры здоровья.
3. Привить им умения и навыки по валеологии.
4. Формировать у детей ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
5. Повысить мотивацию к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
6. Повысить уровень самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
7. Повысить профессиональную компетенцию и заинтересованность педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
8. Способствовать тому, чтобы родители поддерживали деятельность школы по воспитанию здоровых детей.
Думаю, что всем ясно: цели и задачи дополняют друг друга.
Давайте рассмотрим конкретные пути решения этих задач.
Погружение в проект
На этом этапе учитель проводит беседу с учащимися, знакомит их с литературой по теме, направляет на самостоятельный поиск информации, формулирует тему и цель проекта, а также предполагаемый продукт.
Например, предполагаемым продуктом могут стать:
• ярмарка «Школы здоровья»;
• праздник «День здоровья»;
• конкурс «Береги здоровье» ;
• проведение методических семинаров по направлению «Здоровье» с классным коллективом и родителями;
• создание электронной информационно-консультативной сети;
• оформление стендов «Здоровый образ жизни» в классах;
• рождение союза единомышленников: родителей, учителей, детей, работников медицинских, спортивных учреждений;
• выпуск методического сборника валеологической направленности;
• совместное (учитель – ученик) составление плана работы оздоровительно-коррекционной направленности.
Организация проекта
На этом этапе вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы. Выбираются роли участников проекта.
Например:
• генераторы идей;
• сборщики информации;
• оформители;
• корреспонденты;
• составители сценариев;
• консультанты;
• фотографы и.т.д.
Особая роль отводится следующему этапу. Ведь именно на третьем этапе дети согласно плану попадают под наблюдение врачей. Начинается диспансеризация.
Осуществление деятельности
Ребята активно и самостоятельно работают, консультируются по необходимости с учителем физкультуры, классным руководителем, медиком школы.
С целью проверки, исследования собственного здоровья и здоровья класса в целом учащиеся направляются в больницу. Необходимо четко разъяснить детям порядок сбора информации: корреспонденты берут интервью у работников больницы, фотографы фиксируют этапы сбора информации и т.д. Таким образом, дети превращаются в активных участников процесса. Процесс становится организованным, интересным, творческим!
После всех обследований готовятся презентации, чертятся графики здоровья.
Презентация. Рефлексия. Оценка результатов
Ребята представляют проект, демонстрируя понимание целей и задач этой работы.
Затем участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Всем участникам вручаются призы. Изготовленные наглядные пособия и разработки передаются в библиотеку или методический кабинет.
Я думаю, что данная работа поможет не только справиться с проблемой под названием диспансеризация, но и решит множество учебных задач.
В качестве примера готовых продуктов проектной деятельности хочу поделиться разработкой конкурсной программы «Береги свое здоровье», которая предложена и проведена мной и учениками 4-го класса.
Урок-викторина «Береги свое здоровье»
Ведущий 1. Сегодня наше занятие необычное. Мы отправимся в страну Здоровячков. В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора.
Ведущий 2. Давайте попробуем этих докторов назвать!
• Какой доктор помогает нам, когда мы идем гулять на улицу, а не сидите дома? (Доктор Свежий Воздух).
• Без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить? (Доктор Вода).
• Три раза в день, а иногда и больше мы едим полезную пищу. Какой доктор отвечает за это? (Доктор Здоровая Пища).
• Кто регулирует работу и отдых в течение дня и сон ночью? (Доктор Режим Дня.)
Ведущий 1. А есть еще один доктор, без которого свет был бы не мил, все были бы злые, вредные. Это Доктор Любовь.
Ведущий 2. Давайте поприветствуем наших докторов! Они помогут нам попасть в страну Здоровячков.
Ведущий 1
В путь-дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся!
Выходят дети-артисты.
Доктор Свежий Воздух. Ребята, выберите из предложенных слов те, которые подойдут для характеристики здорового человека:
красивый ловкий статный крепкий
сутулый бледный стройный неуклюжий
сильный румяный бледный подтянутый
хилый слабый злой закаленный
Доктор Вода. Ребята, а кто из вас знает, как умываются разные животные и почему именно так?
Школьники высказываются
Доктор Вода. Оказывается, многие животные не выносят грязи и беспорядка. Так, барсуки весной и осенью убирают и ремонтируют свои подземные дома. Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.
Выходит чтец и рассказывает отрывок из сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр» («Рано утром на рассвете умываются утята…»).
Ведущий 1. А зачем моется человек?
Школьники отвечают.
Ведущий 2. Доктор Вода приготовил для вас свои советы, но кто-то хотел запутать нас и перепутал их. Попробуйте вернуть все на свои места.
• Раз в неделю мой руки и ноги перед сном.
• В конце недели не забудь вымыть руки, лицо и шею.
• Обязательно вытри сухой салфеткой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
Ребята выполняют задание.
Доктор Здоровая Пища. Я – Доктор Здоровая Пища. Я служу при дворе у сказочного короля. У него есть дочь. Она ест только сладкое и бутерброды. Король очень обеспокоен и попросил меня поговорить с принцессой – рассказать ей о вкусной и полезной еде. А что вы знаете об этом?
Ребята рассказывают, кто что знает о полезной пище и здоровом питании.
Ведущий 1. А Доктор Режим Дня подготовил для вас замечательное стихотворение. Послушаем его!
Доктор Режим Дня читает стихотворение С.Михалкова «Не спать».
Доктор Режим Дня
Я ненавижу слово «спать»!
Я ежусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать!
Уже десятый час!»
Нет, я не спорю и не злюсь –
Я чай на кухне пью.
Я никуда не тороплюсь,
Когда напьюсь – тогда напьюсь!
Напившись, я встаю
И, засыпая на ходу,
Лицо и руки мыть иду...
Но вот доносится опять
Настойчивый приказ:
«А ну, сейчас же марш в кровать!
Одиннадцатый час!»
Нет, я не спорю, не сержусь –
Я не спеша на стул сажусь
И начинаю кое-как
С одной ноги снимать башмак.
Я, как герой, борюсь со сном,
Чтоб время протянуть,
Мечтая только об одном:
Подольше не заснуть!
Я раздеваюсь полчаса
И где-то, в полусне,
Я слышу чьи-то голоса,
Что спорят обо мне.
Сквозь спор знакомых голосов
Мне ясно слышен бой часов,
И папа маме говорит:
«Смотри, смотри! Он сидя спит!»
Я ненавижу слово «спать»!
Я ежусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать!
Уже десятый час!»
Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!
В четыре! Или в пять!
А иногда, а иногда
(И в этом, право, нет вреда!) –
Всю ночь совсем не спать!
Какое правило здоровья нарушил мальчик?
Ведущий 2. Каждый день мы с вами идем вперед по пути здоровья, чтобы навсегда стать жителями страны Здоровячков. Разные доктора помогают нам в этом. А какой доктор помогает нам сохранять хорошее настроение и дарить людям радость? (Доктор Радость.)
Доктор Радость
Грубых слов не говорите,
Только добрые дарите.
Мне, ребята, помогите –
Слова эти соберите!
Школьники выполняют задание: расшифровать «добрые слова».
Слова:
Сибоспа, здратевствуй, свинидая до, пожасталуй.
Ведущий 1. Вот мы и прибыли в страну Здоровячков. И теперь нам необходимо придумать, чем же мы в этой стране будем заниматься.
Идет составление плана игр оздоровительной направленности, известных детям. Учитель систематизирует и составляет таблицу.
В конце все участники получают призы и сувениры. По результатам проекта выпускаются газета и методический сборник.
Фото автора