Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2009

Идеи

Здоровье

Инга Дымова ,
АОУ гимназия российской культуры, г. Тюмень

Страна Здоровячков

Диспансеризация как творческий проект

К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь.
В.А. Сухомлинский.

Наверное, мало кто из учителей задумывался, что из такой неприятной процедуры, как диспансеризация, можно сделать что-то интересное. Обычно мы воспринимаем это как неприятную, хлопотную необходимость, а дети – как возможность пропустить уроки. А что если организовать детей и превратить диспансеризацию в один из этапов творческого коллективного научно-исследовательского учебного проекта? Назвать его можно по-разному: «Расти здоровым», «Если хочешь быть здоров», «Береги свое здоровье» и т.д.

Задача диспансеризации – проверить состояние здоровья детей, а задачи учебного проекта можно сформулировать так:

1. Расширить знания детей о здоровье, научить их использовать полученные знания в повседневной жизни.

2. Дать школьникам опыт творческой деятельности по формированию культуры здоровья.

3. Привить им умения и навыки по валеологии.

4. Формировать у детей ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

5. Повысить мотивацию к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

6. Повысить уровень самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

7. Повысить профессиональную компетенцию и заинтересованность педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

8. Способствовать тому, чтобы родители поддерживали деятельность школы по воспитанию здоровых детей.

Думаю, что всем ясно: цели и задачи дополняют друг друга.

Давайте рассмотрим конкретные пути решения этих задач.

Погружение в проект

На этом этапе учитель проводит беседу с учащимися, знакомит их с литературой по теме, направляет на самостоятельный поиск информации, формулирует тему и цель проекта, а также предполагаемый продукт.

Например, предполагаемым продуктом могут стать:

• ярмарка «Школы здоровья»;

• праздник «День здоровья»;

• конкурс «Береги здоровье» ;

• проведение методических семинаров по направлению «Здоровье» с классным коллективом и родителями;

• создание электронной информационно-консультативной сети;

• оформление стендов «Здоровый образ жизни» в классах;

• рождение союза единомышленников: родителей, учителей, детей, работников медицинских, спортивных учреждений;

• выпуск методического сборника валеологической направленности;

• совместное (учитель – ученик) составление плана работы оздоровительно-коррекционной направленности.

Организация проекта

На этом этапе вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы. Выбираются роли участников проекта.

Например:

• генераторы идей;

• сборщики информации;

• оформители;

• корреспонденты;

• составители сценариев;

• консультанты;

• фотографы и.т.д.

Особая роль отводится следующему этапу. Ведь именно на третьем этапе дети согласно плану попадают под наблюдение врачей. Начинается диспансеризация.

Осуществление деятельности

Ребята активно и самостоятельно работают, консультируются по необходимости с учителем физкультуры, классным руководителем, медиком школы.

С целью проверки, исследования собственного здоровья и здоровья класса в целом учащиеся направляются в больницу. Необходимо четко разъяснить детям порядок сбора информации: корреспонденты берут интервью у работников больницы, фотографы фиксируют этапы сбора информации и т.д. Таким образом, дети превращаются в активных участников процесса. Процесс становится организованным, интересным, творческим!

После всех обследований готовятся презентации, чертятся графики здоровья.

Презентация. Рефлексия. Оценка результатов

Ребята представляют проект, демонстрируя понимание целей и задач этой работы.

Затем участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Всем участникам вручаются призы. Изготовленные наглядные пособия и разработки передаются в библиотеку или методический кабинет.

Я думаю, что данная работа поможет не только справиться с проблемой под названием диспансеризация, но и решит множество учебных задач.

В качестве примера готовых продуктов проектной деятельности хочу поделиться разработкой конкурсной программы «Береги свое здоровье», которая предложена и проведена мной и учениками 4-го класса.

Урок-викторина «Береги свое здоровье»

Ведущий 1. Сегодня наше занятие необычное. Мы отправимся в страну Здоровячков. В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора.

Ведущий 2. Давайте попробуем этих докторов назвать!

• Какой доктор помогает нам, когда мы идем гулять на улицу, а не сидите дома? (Доктор Свежий Воздух).

• Без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить? (Доктор Вода).

• Три раза в день, а иногда и больше мы едим полезную пищу. Какой доктор отвечает за это? (Доктор Здоровая Пища).

• Кто регулирует работу и отдых в течение дня и сон ночью? (Доктор Режим Дня.)

Ведущий 1. А есть еще один доктор, без которого свет был бы не мил, все были бы злые, вредные. Это Доктор Любовь.

Ведущий 2. Давайте поприветствуем наших докторов! Они помогут нам попасть в страну Здоровячков.

Ведущий 1

В путь-дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся!

Выходят дети-артисты.

Доктор Свежий Воздух. Ребята, выберите из предложенных слов те, которые подойдут для характеристики здорового человека:

красивый ловкий статный крепкий

сутулый бледный стройный неуклюжий

сильный румяный бледный подтянутый

хилый слабый злой закаленный

Доктор Вода. Ребята, а кто из вас знает, как умываются разные животные и почему именно так?

Школьники высказываются

Доктор Вода. Оказывается, многие животные не выносят грязи и беспорядка. Так, барсуки весной и осенью убирают и ремонтируют свои подземные дома. Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.

Выходит чтец и рассказывает отрывок из сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр» («Рано утром на рассвете умываются утята…»).

Ведущий 1. А зачем моется человек?

Школьники отвечают.

Ведущий 2. Доктор Вода приготовил для вас свои советы, но кто-то хотел запутать нас и перепутал их. Попробуйте вернуть все на свои места.

• Раз в неделю мой руки и ноги перед сном.

• В конце недели не забудь вымыть руки, лицо и шею.

• Обязательно вытри сухой салфеткой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

Ребята выполняют задание.

Доктор Здоровая Пища. Я – Доктор Здоровая Пища. Я служу при дворе у сказочного короля. У него есть дочь. Она ест только сладкое и бутерброды. Король очень обеспокоен и попросил меня поговорить с принцессой – рассказать ей о вкусной и полезной еде. А что вы знаете об этом?

Ребята рассказывают, кто что знает о полезной пище и здоровом питании.

Ведущий 1. А Доктор Режим Дня подготовил для вас замечательное стихотворение. Послушаем его!

Доктор Режим Дня читает стихотворение С.Михалкова «Не спать».

Доктор Режим Дня

Я ненавижу слово «спать»!
Я ежусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать!
Уже десятый час!»
Нет, я не спорю и не злюсь –
Я чай на кухне пью.
Я никуда не тороплюсь,
Когда напьюсь – тогда напьюсь!
Напившись, я встаю
И, засыпая на ходу,
Лицо и руки мыть иду...
Но вот доносится опять
Настойчивый приказ:
«А ну, сейчас же марш в кровать!
Одиннадцатый час!»
Нет, я не спорю, не сержусь –
Я не спеша на стул сажусь
И начинаю кое-как
С одной ноги снимать башмак.
Я, как герой, борюсь со сном,
Чтоб время протянуть,
Мечтая только об одном:
Подольше не заснуть!
Я раздеваюсь полчаса
И где-то, в полусне,
Я слышу чьи-то голоса,
Что спорят обо мне.
Сквозь спор знакомых голосов
Мне ясно слышен бой часов,
И папа маме говорит:
«Смотри, смотри! Он сидя спит!»
Я ненавижу слово «спать»!
Я ежусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать!
Уже десятый час!»
Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!
В четыре! Или в пять!
А иногда, а иногда
(И в этом, право, нет вреда!) –
Всю ночь совсем не спать!

Какое правило здоровья нарушил мальчик?

Ведущий 2. Каждый день мы с вами идем вперед по пути здоровья, чтобы навсегда стать жителями страны Здоровячков. Разные доктора помогают нам в этом. А какой доктор помогает нам сохранять хорошее настроение и дарить людям радость? (Доктор Радость.)

Доктор Радость

Грубых слов не говорите,
Только добрые дарите.
Мне, ребята, помогите –
Слова эти соберите!

Школьники выполняют задание: расшифровать «добрые слова».

Слова:

Сибоспа, здратевствуй, свинидая до, пожасталуй.

Ведущий 1. Вот мы и прибыли в страну Здоровячков. И теперь нам необходимо придумать, чем же мы в этой стране будем заниматься.

Идет составление плана игр оздоровительной направленности, известных детям. Учитель систематизирует и составляет таблицу.

В конце все участники получают призы и сувениры. По результатам проекта выпускаются газета и методический сборник.

Фото автора

TopList