Живые истории
Глазами учителей
Елена Репкина ,
учитель математики, МОУ СОШ № 3, пос. Нахабино, Московская обл.
учитель математики, МОУ СОШ № 3, пос. Нахабино, Московская обл.
Готовь сани летом
Об итоговом родительском собрании
Стоит ли рассказывать об итоговом родительском собрании в начале учебного года? Получив это письмо, мы именно так и подумали и сначала хотели убрать его подальше, до следующей весны. Но… внимательно перечитав, поняли: гораздо важнее, чтобы эта история была услышана именно сейчас. Потому что подготовка к такому родительскому собранию займет целый учебный год.
Смена поколений
В 2007 году я выпустила свой первый 11-й класс и в сентябре, как водится, стала классным руководителем 5-го класса. Каждый, кто хоть раз почувствовал эту смену поколений, поймет мои переживания и чувства. Тем не менее первый опыт классного руководства научил меня многому.
Все, что осталось на память от моих выпускников, – два небольших альбома с фотографиями, собранными за 5 лет, да масса моих воспоминаний. Немного… Поэтому своих пятиклашек я старалась запечатлеть на всевозможных мероприятиях да и просто на уроках или в школьном дворе, начав в сентябре и закончив в цветущем школьном саду в мае.
Эти фотоматериалы я собирала с одной единственной целью – сохранить воспоминания о школьных днях для своих будущих выпускников. Ведь мои пятиклашечки, не успеешь оглянуться, станут семиклассниками, девятиклассниками, а там и выпускниками. Освоив программу создания презентаций, я весь этот материал разместила на слайдах, разделив по рубрикам. Мероприятия расположила в хронологическом порядке (хотя может быть и другой принцип построения, например по темам: спортивные, патриотические, образовательные, экскурсии).
В течение года у нас было много интересных дел: экскурсии в мемориальный комплекс «Снегири», на студию «Союзмультфильм», в Коломенский кремль, Посвящение в гвардейцы, поздравления с праздниками День защитника отечества и 8 Марта, конкурсы «А ну-ка, мальчики!» и «Папа, мама, я – спортивная семья», День гражданской обороны, спектакль для начальной школы «Сказка о вредных привычках и о том, как их победила Сила Воли», военно-спортивная игра «Зарница», математический КВН, смотр строя и песни. Первый год в средней школе прошел для детей очень интересно и насыщенно. И мне захотелось поделиться своими впечатлениями и впечатлениями ребят с самыми близкими для них людьми – с их родителями.
Отчетный концерт
Так родилась идея провести итоговое родительское собрание в форме отчетного концерта. Дети идею одобрили. По каждому мероприятию мы подготовили краткие выступления: небольшие рассказы об экскурсиях, конкурсы, сценки, песни. Заранее каждый ребенок приготовил приглашение своим близким: маме, папе, бабушке, тете, сестрам и братьям – всем, кого хотел пригласить. В кабинете мы сдвинули парты и поставили стулья (получились довольно вместительный зрительный зал и сцена), поставили экран и медиапроектор.
Итак, начинаем… Открывала и вела концерт, конечно же, я – ведь это все-таки родительское собрание. Начали с показа слайдов с первыми фотографиями детей «Такими мы пришли в 5-й класс…». Затем – рассказ об экскурсиях, который подготовили ребята.
Состязания с родителями
Конечно же, хотелось привлечь к участию родителей, чтобы они смогли ощутить себя на месте своих детей. Поэтому, когда подошло время рассказывать о конкурсе «А ну-ка, мальчики!», мы организовали две команды – детей и родителей, которые соревновались в меткости и в знании воинской иерархии. В конкурсе «Меткий стрелок», где нужно было по очереди метать в корзину комки бумаги (по 5 шт.), соревновались семейные команды. Дочери вызывали «на бой» пап, а сыновья – мам. Желающих было не счесть. В конкурсе «Воинская иерархия» командам нужно было расположить воинские звания по старшинству – здесь победу одержали родители.
Награждение
Очень важным для меня было и то, что я получила прекрасную возможность поблагодарить самых активных и добросовестных своих помощников – детей и родителей. Грамоты детям и благодарности родителям я вручала тоже «тематически». После рассказа об экскурсиях – школьникам, участвовавшим во всех поездках; после рассказа о математическом КВН – детям, добившимся успехов в учебе (не только отличникам, но и хорошистам или показавшим высокие результаты в изучении отдельных предметов. Благодарности их родителям вручала по такому же принципу, например после рассказа о спортивном соревновании «Мама, папа, я – спортивная семья!» – семье, участвовавшей в соревновании.
Не обошлось и без ложки дегтя в этом прекрасном во всех отношениях мероприятии. После собрания ко мне подошла мама одного ученика и спросила: «А почему моему ребенку не дали грамоту? Неужели он ничем не заслужил?» (Должна сказать, что не он один остался без поощрения). Сложно ответить маме на этот вопрос. На мой взгляд, мальчик никак не проявил себя. Потом, анализируя и вспоминая прошедший год, я не смогла признать, что допустила ошибку в отношении этого ребенка. Один эпизод родительского собрания скажет о многом…
Размышления о прошлом и будущем
Я рассказывала родителям об очень торжественном патриотическом мероприятии «Посвящение в гвардейцы». В нашей школе по инициативе учителя истории С.Н. Ивлевой было создано детское патриотическое объединение «Гвардеец». Все отряды в параллели пятых классов еще в сентябре получили задание выбрать героя, имя которого хотел бы носить отряд, собрать о нем сведения, придумать название и девиз отряда, подобрать песню. В феврале состоялось посвящение в гвардейцы. В конце моего рассказа дети исполняли общую песню гвардейских отрядов «Маленький трубач». Когда все дети вышли на сцену, этот мальчик остался сидеть среди зрителей. Его мама не могла этого не заметить.
Почти через год я смогла убедиться в своей правоте. В шестом классе этот мальчик наконец-то «проявился»: сыграл роль Холодрыги в спектакле «Прощание с осенью» для второго класса, помог подготовить подарок к 20-летию школьного музея. Я с радостью вручила ему заслуженную награду. А если бы грамота была в прошлом году?
К сожалению, в этом году я не смогла подготовить такое же мероприятие, хотя год был не менее насыщенным и интересным. Но лучшим показателем его важности стало то, что один из моих учеников спросил меня в конце года: «А почему в этом году мы не провели такое собрание?»
Приложение
Конкурсная программа «А ну-ка,
мальчики!»
для команд детей и родителей
Меткий стрелок
Немаловажным в армейской жизни считается умение метко стрелять. Люди, которые показывают высокие результаты в стрельбе, в армии на особом положении: им доверяют самые ответственные задания, не нагружают мелкими поручениями. Этих людей называют снайперами.
Приглашаю для участия следующих ваших представителей (здесь соревнуются ребенок и взрослый – мама или папа).
По очереди каждый из вас будет метать в корзину комки бумаги (по 5 шт.). За каждое меткое попадание команда получает 1 балл.
Воинская иерархия
Составляем две команды – дети и родители.
Знаете ли вы, какие воинские звания существуют в современной армии?
Сейчас вы получите пакет с их названиями. Ваша задача – расставить по старшинству: от самого младшего звания до самого старшего.
Набор званий в каждом пакете соответствует количеству участников и может быть разным у разных команд.
(Рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, прапорщик, старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал.)
Сценка о среднем арифметическом
(Участвуют двое: девочка и мальчик)
Стоит Олег, задумавшись.
Лена (входя). Олег, о чем ты задумался?
Олег. Знаешь о чем я задумался? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила пятерку, а я единицу. Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!
Лена. Ты даже не спросил, устраивает ли это меня?
Олег. Подожди, это еще не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое!
Лена. Ты же гений! (В сторону.) Ну, я тебя проучу. (Олегу.) Слышишь, Олег, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?
Олег. Да.
Лена. Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (Уходит.)
Олег. Вот здорово! Наконец-то у меня будут кеды, и Роман Борисович не будет меня ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений.)
Лена (входит с пакетом). Видишь как быстро я вернулась. Я тебе кеды купила, не что-нибудь!
Олег (с нетерпением). Давай быстрее, покажем их. (Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед, другой маленький) Что это?
Лена. Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26-го размера, другой 44-го. Складываем, делим пополам, получаем твой размер – 35-й. Да здравствует среднее арифметическое!
Олег с ужасом хватается за голову и убегает.
Фото автора