Класс-info
Планы воспитательной работы
Ольга Замилова ,
классный руководитель 7-го «В» класса, МОУ «Гимназия № 53», г.Нижний Новгород
классный руководитель 7-го «В» класса, МОУ «Гимназия № 53», г.Нижний Новгород
Дерево жизни
5–9-е классы
В основе этого плана лежит воспитательная система, рассчитанная не на один год, а на весь период средней школы – с 5-го по 9-й класс включительно. Система выстроена с учетом меняющихся возрастных психофизиологических особенностей учеников и предполагает последовательное развитие – от класса к классу.
Самоуправление
Родительское и ученическое самоуправление – основа данной воспитательной системы. Структура ученического самоуправления в классе предложена и разработана ребятами. Она представлена в образе единого и целостного Дерева жизни, от ствола которого отходят несколько ветвей:
– ветвь «Культура»;
– ветвь «Образование»;
– ветвь «Печать и информация»;
– ветвь «Здоровье и добро»;
– ветвь «Экология»;
– ветвь «Физическая культура и спорт».
В соответствии с этими ветвями выделяется несколько направлений, по которым ведется внеклассная работа: «Коллектив», «Здоровье», «Гражданин», «Семья», «Культура», «Учеба», «Нравственность», «Профессия». Их число меняется при переходе от одного этапа к другому. Например, «Культура» и «Учеба» как самостоятельные направления появляются только в 7–8-х классах.
Цель классного самоуправления – формирование у ребят представлений о системе социальных ролей. Каждая ветвь предусматривает выполнение определенных функциональных обязанностей. Большинство поручений – групповые, в одну группу входит по 4–5 человек. Объединение в группы происходит в начале учебного года на организационных классных часах. Временные поручения выполняются ребятами независимо от группы.
Высший орган коллектива – классное собрание, которое проходит один раз в четверть и подводит итоги, планирует жизнедеятельность, обсуждает назревшие проблемы, проводит выборы.
Еще одной формой совместной работы родителей, учеников и классного руководителя является создание и работа в классе компании по разрешению споров. Компания по разрешению споров помогает открыто, в присутствии всех сторон образовательного процесса разрешить спор или конфликт, возникший в классе. Наша компания является подобием гимназического совета, и решает вопросы внутренние, возникающие на уровне класса.
Модель личности выпускника
Воспитательная система класса (ВСК) нацелена на развитие личностных качеств, соответствующих образу выпускника, который складывается из пяти потенциалов личности:
– нравственного;
– познавательного;
– художественного;
– физического;
– коммуникативного.
• Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы сформировать у ребенка ключевые компетентности:
• сформированные представления о человеке и окружающем мире;
• культурные умения и навыки, необходимые для жизни в современном обществе;
• четкую жизненную позицию, способность к индивидуальному выбору жизненного пути.
Этапы ВСК «Дерево жизни»
В соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями учеников воспитательная система носит последовательный характер и состоит из нескольких этапов:
Первый этап: 5–6-е классы. Проектирование ВСК
«Познай себя – это интересно!»
В течение этого этапа происходит:
• познание своих особенностей, возможностей;
• изучение своего положения в коллективе;
• изучение себя как компонента окружающей живой природы;
• знакомство со своим районом, городом, регионом, страной.
Второй этап: 7–8-е классы. Становление ВСК
«Сотвори себя – это необходимо!»
В течение этого этапа происходит:
• познание себя как части общества, гражданина;
• осознание своей особенности как личности, развитие самокритичности, самооценки;
• изучение своих прав и обязанностей.
Третий этап: 9-й класс. Функционирование ВСК
«Утверди и прояви себя – это возможно!»
В течение этого этапа происходит:
• использование своих знаний и возможностей для познания мира;
• повышение уровня самоконтроля, самооценки;
• обучние продуктивно выстраивать перспективы своего будущего развития и выбора профессии.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭТАПОВ ВСК "ДЕРЕВО ЖИЗНИ"
5–6-е классы: «Познай себя – это интересно!»
Направление «Коллектив»
Мероприятия |
Сроки проведения |
Международный День знаний и мира Классный час с элементами психологического тренинга «Знакомство» |
1 сентября |
Создание структуры самоуправления класса | Сентябрь |
Празднование Дня города «Мой любимый Нижний». Участие в игровой программе | Сентябрь |
Участие в месячнике по благоустройству территории | Сентябрь |
Участие в тематической неделе безопасности движения | Октябрь |
Участие в конкурсе юных талантов «Звездный дождь» | Октябрь |
Неделя толерантности. Классный час | Ноябрь |
Неделя профилактики асоциального поведения подростков. Беседы с инспектором дорожного движения | Ноябрь |
Игра КВН в рамках предметной недели естественно-математического цикла | Ноябрь |
Новогодняя елка. Празднование с посещением Музея зодчества | Декабрь |
Участие и помощь в организации и проведении Детского фестиваля им. Е.Евстигнеева | Январь |
Создание фотоальбома «Наш класс» | Февраль |
Классный час «Берегите свою книгу» | Март |
Участие в гимназическом Дне науки. | Март |
Праздник 8 Марта. Поздравление мам, бабушек, девочек. Праздничный концерт и чаепитие | Март |
День гимназии | Апрель |
Участие в акции «Школьный двор – в заботливые детские руки» | Апрель |
Изготовление открыток ветеранам войны | Май |
Работа по благоустройству классного кабинета | Июнь |
Направление «Здоровье»
Мероприятия | Сроки проведения |
Беседа со школьным врачом о роли горячего питания для растущего организма. Организация питания | Сентябрь |
День здоровья | Октябрь |
Дискуссия «Чистота – залог здоровья» | Октябрь |
Урок здоровья: «Зачем нужны прививки» | Ноябрь |
Неделя пожарной
безопасности Классный час «Правила пожарной безопасности» |
Декабрь |
Участие в тематической неделе «Твой выбор – здоровье» | Январь |
Конкурс рисунков «Алкоголь – природы боль» | Февраль |
Создание информационной страницы для родителей и детей «В период гриппа», «Режим дня» | Февраль |
Спортивный классный час «Спорт в моей жизни» | Март |
Всемирный день здоровья | Апрель |
Конкурс кулинаров «О вкусной и здоровой пище» | Апрель |
Поход здоровья на Щелковский хутор. Подвижные игры на свежем воздухе | Май |
Работа школьного детского оздоровительного лагеря | Июнь |
Направление «Гражданин»
Мероприятия |
Сроки проведения |
Классный час «Устав школы – основной закон ученика» | Сентябрь |
Беседы «Я – гражданин России», «Государственные символы» | Октябрь |
Экскурсия «Нижегородский кремль» | Ноябрь |
Конкурс рисунков «Я – нижегородец» | Декабрь |
Беседа «Мои знаменитые земляки: А.М. Горький, В.П. Чкалов» | Январь |
Тематическая неделя «Служу отечеству» | Февраль |
Поздравление мальчиков класса как будущих защитников отечества | Февраль |
Экскурсия по городу «Знаменитые места моей малой родины» | Март |
Изготовление открыток ветеранам войны | Апрель |
Неделя памяти | Май |
Поздравление ветеранов ВОВ. Беседа с ними | Май |
Направление «Семья»
Мероприятия | Сроки проведения |
Родительские собрания | В течение года |
Индивидуальные беседы | В течение года |
Сбор родительского комитета | В течение года |
Подготовка и проведение классной новогодней елки. Празднование Нового года с посещением Музея зодчества | Декабрь |
Создание фотоальбома «Наш класс» | Февраль |
Поздравление мальчиков, пап, дедушек с праздником «Защитника отечества» | Февраль |
Праздник, посвященный дню 8 Марта. Поздравление девочек, мам, бабушек | Март |
Праздник «Широкая Масленица» | Март |
Участие в акции «Школьный двор – в заботливые детские руки» | Сентябрь, апрель |
Участие в конкурсе кулинаров «О вкусной и здоровой пище» | Апрель |
Поход на Щелковский хутор. Подвижные игры | Май |
Работа по благоустройству классного кабинета | Июнь |
7-8-е классы: «Сотвори себя – это необходимо!»
Направление «Коллектив»
Мероприятия | Сроки проведения |
Участие в создании выпуска газеты «Диалог» | В течение года |
Дежурство по школе | В течение года |
Дни именинников | В течение года |
Участие в тематической неделе «Мой толерантный мир» | Сентябрь |
Участие в конкурсе «Звездный дождь» | Сентябрь |
Участие в тематической неделе «Педагог – это звучит гордо!» | Октябрь |
Совместная культурно-художественная программа к Дню города «Дары земли нижегородской» | Октябрь |
Прогулка в парке «Швейцария» | Октябрь |
Акция «Мастерская Деда Мороза» | Ноябрь |
Новогодний вечер для детей и родителей «В кругу друзей» | Декабрь |
КВН «К чему стремятся настоящие мальчишки?» | Февраль |
Конкурс «Я и мама – мастерицы» | Март |
Выход в Музей зодчества на празднование Широкой Масленицы | Март |
Турпоход, посвященный семейному фестивалю «На лоне природы» | Май |
Направление «Здоровье»
Мероприятия | Сроки проведения |
Участие в тематических неделях | В течение года |
Инструктажи по безопасности | В течение года |
Классный час «Предупреждение детского травматизма и ДТП» | Сентябрь |
Беседы с педагогами-предметниками об индивидуальном подходе к детям, имеющим отклонения в здоровье | Сентябрь |
Конкурс плакатов «Профилактика употребления психоактивных веществ среди детей и подростков» | Октябрь |
Беседа о пользе активного образа жизни | Ноябрь |
Беседы с психологом. Просмотр тематического кинофильма о психологических особенностях юношеского возраста | Ноябрь |
Классный час «Твоя безопасность – в твоих руках» | Декабрь |
Посещение стоматологической клиники. Осмотр врача | Декабрь |
Классный час «Я выбираю здоровый образ жизни» | Январь |
Час вопросов и ответов «Соблюдаешь ли ты правила гигиены?» | Февраль |
Посещение патологоанатомического музея в больнице им. Семашко. Лекция и демонстрационная выставка «Вредные привычки и твое будущее» |
Март |
Конкурс агитплакатов и дискуссия «Экологическая ситуация и твое здоровье» | Март |
Беседа с врачом и анкетирование «Профилактика инфекционных заболеваний» | Апрель |
Классный час «О вреде табакокурения и алкоголя» | Май |
Турпоход, посвященный Всемирному дню здоровья, под девизом: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | Май |
Направление «Гражданин»
Мероприятия | Сроки проведения |
Международный день знаний | Сентябрь |
Конкурс рисунков «Моя малая родина» | Октябрь |
Беседа-анализ: «Устав гимназии», «Мои обязанности» | Октябрь |
Совместная работа учеников по выпуску газет, открыток к знаменательным датам | В течение года |
Классный час «Я – гражданин России» | Ноябрь |
Конкурс стихов «Служу отечеству» | Февраль |
Классный час «Ты – нижегородец» | Март |
Посещение гимназического Музея боевой славы | Май |
Направление «Семья»
Мероприятия | Сроки проведения |
Участие родителей в гимназических мероприятиях и тематических неделях | В течение года |
Родительское собрание «Школа на дороге перемен» | Сентябрь |
Родительское собрание «Семья – основа для формирования общечеловеческих ценностей у ребенка» | Ноябрь |
Анкетирование «Наша гимназия сегодня и завтра» | Декабрь |
Родительское собрание «Особенности подросткового возраста» | Декабрь |
Новогодний вечер для детей и родителей «В кругу друзей» | Декабрь |
Круглый стол «Поделись опытом решения конфликтных ситуаций» | Февраль |
Выход в Музей зодчества на празднование Широкой Масленицы | Март |
Конкурс «Я и мама – мастерицы» | Март |
Турпоход, посвященный семейному фестивалю «На лоне природы» | Май |
Конкурс рисунков «Портрет моей семьи» | Май |
Направление «Культура»
Мероприятия | Сроки проведения |
Совместная работа учащихся в выпуске гимназической газеты «Диалог» | В течение года |
Библиотечный урок по теме «Этика и нравственность» | Сентябрь |
Поездка в пушкинский заповедник Большое Болдино | Сентябрь |
Посещение ТЮЗа | Октябрь |
Классный час «История этикета» | Ноябрь |
Посещение цирка | Декабрь |
Конкурс чтецов «Общение с прекрасным» | Январь |
Широкая Масленица | Март |
Участие в фестивале им. Е.Евстигнеева | Март |
Диспут-практикум «Умеешь ли ты дарить подарки?» | Апрель |
Посещение оперного театра | Апрель |
Классный час «Культура и нравственность» | Май |
Направление «Учеба»
Мероприятия | Сроки проведения |
Участие в предметных неделях, олимпиадах, деятельности НОУ (научного общества учащихся) | В течение года |
Посещение кружков, факультативов, дополнительных занятий | В течение года |
Беседы с педагогами, учениками и родителями с целью диагностики предметных интересов, увлечений и успеваемости | В течение года |
Классный час «Зачем нужны домашние задания?» | Сентябрь |
Классный час «Как рационально распределить учебное время?» | Октябрь |
Классный час «Какой предмет самый важный?» | Ноябрь |
Викторина «Протяни руку помощи своим братьям меньшим» | Январь |
Экскурсия в зоологический музей Нижегородского государственного университета | Март |
Экскурсия в Нижегородский планетарий | Март |
Рейтинг успеваемости | Апрель |
Классный час «Зачем нужны экзамены?» | Май |
9-й класс: «Утверди и прояви себя – это возможно!»
В соответствии с воспитательной работой на предыдущих этапах с учениками 9-го класса также планируется проведение ряда мероприятий по направлениям.
Направление «Гражданин»
1. Классный час, посвященный Международному дню знаний и мира.
2. Участие в тематических неделях гимназии.
3. Экскурсия по Нижнему Новгороду «Мой любимый город».
4. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
5. Посещение ветеранов, поздравление «Открытка ветерану».
6. Цикл классных часов:
• «Дороги победы»;
• «Служу отечеству»;
• «Мои права и обязанности».
Направление «Семья»
1. Цикл родительских собраний:
• «Психофизиологические особенности юношества»;
• «Взаимодействие и общение детей и родителей»;
• «Влияние мотивации на успеваемость».
2. Индивидуальные консультации для детей и родителей.
3. Цикл классных часов:
• «Почему возникает непонимание»;
• «Формула успеха»;
• «Проблемы общения со сверстниками и родителями».
4. Совместные с родителями экскурсии и поход, поездка на теплоходе.
• Направление «Нравственность»
1. Цикл бесед:
• «Проблемы общения и понимания людей»;
• «Друзья-приятели»;
• «В мире прекрасного».
2. Тематические классные часы:
• «Этические нормы коллектива»;
• «Я и мы» .
3. Экскурсии в музеи под девизом: «Красота в жизни и в искусстве».
4. Посещение театров, кинотеатров.
Направление «Профессия»
Планируемые мероприятия:
1. Участие в олимпиадах, НОУ (научном обществе учащихся).
2. Система классных часов по теме «Профессия: выбираем вместе».
3. Экскурсии в вузы на Дни открытых дверей.
4. Работа с психологами.
5. Встречи с родителями – представителями разных профессий.
6. Игры-упражнения на тему профессиональной ориентации.
7. Консультации для учеников по профессиональной ориентации.
8. Консультации с родителями по профессиональной ориентации.
9. Предварительная профессиональная диагностика.