Идеи
Планы воспитательной работы
Екатерина Александрова ,
доктор педагогических наук, г.Саратов
доктор педагогических наук, г.Саратов
Настольная книга
Как оформить тетрадь классного воспитателя
Наверное, мало найдется педагогов, кто не вел бы своеобразную записную книжку, дабы не забыть как ежедневные дела («это я сказал… об этом предупредил…»), так и долговременные сведения о ребятах, например адреса, анкетные данные и т.п. Как только не называют классные воспитатели при этом свои записи! И деловой блокнот, и дневник куратора, и мыкальник (вероятно, от «мыкаться»). Обычно такая тетрадь (будем так называть ее в дальнейшем) содержит стандартную информацию. Но опыт работы многих учителей показывает, что целесообразно включить в нее еще и нестандартные данные. Это сделает ее плацдармом для анализа собственной педагогической деятельности и для осознанного планирования.
С чего начать
Первые страницы рабочей тетради классного воспитателя, как правило, отводятся для оформления личных сведений об авторе тетради. Здесь учитель пишет свои фамилию, имя, отчество, номер класса и школы, в которых он работает, а также некоторую дополнительную информацию по желанию (номера своего паспорта, страхового и медицинского полисов, ИНН, домашний адрес, телефон, электронный адрес и т.п.). Можно также оставить место для фотографии класса и календарика на текущий год.
Следующие страницы рабочей тетради оформляются в виде таблиц, содержащих все необходимые учителю сведения об учениках и их родителях. Для удобства классных руководителей мы приводим только шапки таких таблиц, которые могут быть вырезаны из газеты и наклеены в тетрадку.
Основное содержание
Список класса
№ | Имя, отчество, фамилия ученика | Дата рождения | Номер личного дела |
Медицинские сведения об учениках (начало таблицы)
№ | Ученик | Диагноз | Первая помощь | Противопоказания |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Медицинские сведения об учениках (продолжение таблицы)
№ | Ученик | № страхового полиса | Группа здоровья |
Группа для занятий физкультурой |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Список родителей учеников
№ | Фамилия, имя, отчество родителей (родственников), по возможности их дни рождения | Место работы, должность, номер рабочего телефона | Домашний адрес, телефон |
1 | |||
2 | |||
3 |
Участие родителей в собраниях и др. мероприятиях
№ | ФИО родителей (родственников) | Даты проведения мероприятий | |||||||
Примечание: предложенные выше таблицы содержат столько полос, сколько учеников в классе. Возможно также наличие дополнительных полос для новых учеников, которые могут появиться в классе в течение учебного года.
Перечень мероприятий
Дата | Мероприятие |
Анализ родительского собрания или мероприятия с участием родителей
от «____»_____ 200_г.
Тема:________________________________Присутствовало родителей:______________
Примечание: для этой графы отводится несколько страниц – по числу запланированных мероприятий.
Телефоны коллег
Комментарий: для удобства классного руководителя в таблицу вносятся телефоны учителей-предметников, работающих в классе, администрации, телефоны школы и т.п.
Списки групп для занятий по иностранному языку
Группа преподавателя: | Группа преподавателя: | ||
Списки групп для занятий по информатике
Группа преподавателя: | Группа преподавателя: | ||
Список учеников с указанием их занятости в кружках, секциях, их увлечений и пристрастий
№ | Ученик | Кружок, секция | Примерное расписание | Хобби |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Примечание: три последние таблицы содержат столько полос, сколько учеников в классе (в группе). Возможно также наличие дополнительных полос для новых учеников, которые могут появиться в классе в течение учебного года.
Характеристика класса (примерная схема)
• Сведения о половом и возрастном составе класса
девочки | мальчики | |||
Кол-во чел. | % от общего числа |
Кол-во чел. | % от общего числа |
|
199…г. рождения | ||||
199…г.рождения | ||||
Всего |
Дополнительные характеристики класса
Записи по следующим критериям ведутся не в форме таблицы, а свободным текстом. На каждый критерий оставляется примерно половина тетрадной страницы.
• Отличительные особенности класса (степень интеллектуального развития, стремление к учению, степень практической направленности знаний, профессиональная направленность, коллективные увлечения, пристрастия, степень сплоченности группы, ее проблемы и успехи).
• Состояние здоровья учащихся. Хронические заболевания.
• Степень усталости детей.
• Особенности памяти, внимания учащихся, восприятия ими учебного материала в зависимости от дня недели, времени суток, сезона года, рекомендации учителям-предметникам.
• Получение учениками класса дополнительного образования различных направлений. Посещение ими дворцов творчества, кружков, секций и т.п.
• Психологический климат в классе (открытые и скрытые лидеры на основании результатов социометрии, отверженные классом с указанием, по возможности, причин. Способы выхода из конфликтной ситуации (по Томасу). Наличие цели в жизни, интерес и эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, степень «Я» и т.д.).
• Анализ учебной деятельности.
• Количество отличников, учеников с одной оценкой «хорошо» (с указанием дисциплины), ударников, количество учеников с одной оценкой «удовлетворительно» (с указанием дисциплины), неуспевающие (конкретно по предметам).
• Основные выводы.
• Перспективы воспитательной работы (цель воспитательной работы с данным классом и основные задачи на год, которые должны быть реальны, конкретны).
План воспитательной работы
Сроки (нед.) | Направления деятельности классного воспитателя | ||||
Психоло- гическое |
Индивидуально- консультирующее |
Коорди- нирующее |
Соци- альное |
Организа- ционное |
|
Комментарий: план воспитательной работы оформляется в любой удобной для учителя форме. В данной таблице предложена одна из возможных форм плана, другие его варианты смотрите на страницах номера.
Краткое содержание индивидуальных консультаций
Имя ученика | Предмет обсуждения | Намеченные пути разрешения проблемы |
Примечание: на план воспитательной работы и описание индивидуальных консультаций выделяется по несколько страниц тетради.
Обобщенные результаты анкеты/теста
__________________________________________________
Дата проведения «____»________ 200_г.
Анализ результатов (в словесной форме, в виде графика, схемы):
Основные выводы и перспективы работы:
Примечание: для анализа анкет и тестов оформляется несколько страниц – по числу запланированных диагностик.
Ежедневные хлопоты
Данный раздел тетради оформляется в форме ежедневника либо школьного дневника. Количество страниц – на усмотрение учителя.
Цитаты
Для оформления рабочей тетради можно использовать различные высказывания известных педагогов. Ведь классный руководитель не просто учитель, он прежде всего человек думающий о своих учениках, стремящийся их понять, им помочь.
Некоторые из таких цитат приводятся ниже.
Твои дети – это на самом деле вовсе не твои дети. Они – сыновья и дочери жизни, стремящейся длиться. Они приходят в мир от тебя, но не благодаря тебе. Ты можешь им дать свою любовь, но не свои мысли, потому, что у них есть собственные мысли. Ты можешь приютить их тела, но тебе не удержать их души, потому, что их души обитают в доме завтрашнего дня, куда ты не можешь последовать за ними даже в мечтах. Ты можешь стремиться быть похожим на них, но не пытайся добиться, чтобы они были похожи на тебя, потому что жизнь идет не назад и жить во «вчера» невозможно. Ты – лук, из которого твои дети, как живые стрелы, посланы вперед, в будущее. Так изогнись в руке Лучника для радости.
Калиль Джибран
Быть хорошим родителем – значит уметь встать на место ребенка. Понять его мотивы и возможности, не испытывая при этом ни злости, ни обиды... Сама атмосфера любви без всякого принуждения со стороны родителей способна снять многие проблемы детства.
Александр Нилл
Человека можно направить, но не исправить; человек исправляется лишь сам собою, т.е. когда сам осознает необходимость своего исправления.
В.Ф. Одоевский
Мало кто из родителей понимает, что, наказывая ребенка, они превращают его любовь к себе в ненависть. Ненависть в ребенке разглядеть очень трудно. Матери, замечающие, что дети после того, как их отшлепают, становятся нежными, не осознают, что вызванная этим шлепаньем ненависть была тут же подавлена. Но подавленные чувства не умирают, они всего лишь спят.
Александр Нилл
Родителю каждый раз стоит подумать, не продиктованы ли указания, которые он дает ребенку, его собственным стремлением к власти и потребностью удовлетворить это стремление, формируя кого-то другого по своему усмотрению.
Александр Нилл
Воспитание! Оно везде, куда ни посмотрите, и его нет нигде, куда ни посмотрите. Отчего же это? Да оттого, что на свете бездна родителей, но мало отцов и матерей.
В.Г. Белинский
Человек так хочет доброго, ребенок так охотно прислушивается к этому; но он хочет этого не ради тебя, учитель, не ради тебя, воспитатель, а ради самого себя.
И.Г. Песталлоцци
Старайтесь воспитывать так, чтобы ваш воспитанник не имел со временем нужды в вашем воспитании, т.е. чтобы он постоянно все более и более приобретал способность быть собственным своим воспитателем.
П.Г. Редкин
Воспитание значит питание особенностей ребенка. А не создание тех новых способностей, которых в нем нет.
Л.Н. Толстой
Освобождение творческих сил в ребенке – вот краткий… великий метод воспитателя.
К.Н. Вентцель
Проблема воспитания – это прежде всего проблема воспитателя.
Р.Штейнер
Заботиться надо, а мы все хотим запрещать.
Я.Корчак
Кого следует воспитывать? Человека свободного.
С.Соловейчик
Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми... У детства свои, ему свойственные, способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее заменять их нашими.
Ж.Ж. Руссо
Ребенок – это тоже человек, творение, наделенное свободной волей, только еще не умеющее ею пользоваться.
Я.А. Коменский
Я убежден, что школа не должна вмешиваться в воспитание, подлежащее семейству, что школа не должна и не имеет права награждать и наказывать, что лучшая администрация школы состоит в предоставлении полной свободы ученикам учиться и ведаться между собой, как им хочется.
Л.Н. Толстой
Всякое дело – творчески! Иначе зачем?
О.С. Газман
Педагогика поддержки – это педагогика глубинного общения, где встречаются не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу.
Н.Б. Крылова
Воспитание человека должно быть воспитанием его самодеятельности.
С.Т. Шацкий
Основной критерий педагогической поддержки – наш постоянный внутренний вопрос к себе: хотим ли мы сами такого же именно действия и реакции по отношению к себе?
Н.Б. Крылова
Важный совет
Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели пеньки!
Сергей Михалков
Гуманистические максимы (или принципы) воспитания
• Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
• Самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка.
• Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
• Все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами.
• Не унижай достоинств своей личности и личности ребенка.
• Дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур.
• Не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий.
• Доверяя – не проверяй!
• Признавай право на ошибку и не суди за нее.
• Умей признать свою ошибку.
• Защищая ребенка, учи его защищаться.
О.С. Газман